Политический абсентеизм молодёжи в Японии: проявления, причины, возможные пути решения
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Воробьёва Дарья Игоревна, студентка 1 курса магистратуры, Институт востоковедения и африканистики, НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Источник: Reuters
Наверное, неоднократно сталкиваясь с рекламой в духе «молодёжь — это будущее страны», каждый из нас интуитивно понимает важность включения в процесс принятия политических решений именно этого поколения. Как наиболее мобильная и гибкая часть населения, именно она способна играть первостепенную роль в развитии демократической системы, привнося в политическую повестку новые идеи.
Учитывая это, сравнительно высокая степень политического абсентеизма среди японской молодёжи если не является острой проблемой сейчас, то создаёт теоретическую угрозу для будущего японской демократии [1, с. 41]. Существует и вполне реальная: поскольку в настоящий момент насущные проблемы решаются в соответствии с чаяниями старшего поколения, в будущем повзрослевшие молодые будут вынуждены мириться с тем, чего они не поддерживали.
Что позволяет нам говорить о существовании феномена “политического абсентеизма молодёжи” в Японии?
Обратимся к одному из опросов, находящемуся в открытом доступе на сайте кабинета министров Японии, проведённому в 2018 г. Идентичные вопросы задавались в 7 странах (Япония, Корея, США, Великобритания, Германия, Франция и Швеция) примерно тысяче молодых людей в возрасте 13-29 лет. Касались они различных тематик: отношение к себе, семье, друзьям, обществу, работе и т. п. Нам же будут интересны те, которые связаны с интересами молодых людей в целом и с их интересом к политике в частности: «Насколько вы обеспокоены каждым из перечисленного ниже: учёба, продолжение образования и т. д?» и более конкретный «Беспокоит ли вас текущая политическая ситуация в стране?». Аналогичное исследование было проведено и в 2023 г. Практически такие же вопросы были заданы такой же выборке респондентов. Единственное отличие — сокращение стран, где проводилось исследование с 7 до 5 (Япония, США, Германия, Франция и Швеция). Ниже приведены таблицы, обобщающие результаты ответов на указанные вопросы.
Сопоставив данные этих таблиц, можно выделить 2 основные тенденции. 1) Во-первых, это постоянство объектов беспокойства молодых японцев: учёба, работа, деньги и будущее. При этом отметим, что в вопросах денег и будущего солидарна и западная молодёжь, в то время как работа и учёба привлекают её внимание меньше. 2) Во-вторых, несмотря на некое повышение озабоченности молодых японцев политической ситуацией (44% в 2018 г. против 46% в 2023 г.), среди рассматриваемых стран Япония всё ещё занимает последнее место.
В чём проявляется политический абсентеизма японской молодёжи: электоральное участие?
То, что заинтересованность в политике стала выше — обнадёживает, однако и то, что абсентеизм присутствует среди по меньшей мере половины молодых людей Японии, остаётся верным. Как же он проявляется? В целом, политическое участие можно разделить на 2 общих категории: 1) это участие в ходе электорального цикла (голосование, участие и пожертвования кампании поддерживаемого кандидата и т. п.) и 2) внеэлекторальное участие (личные обращения к чиновникам, петиции, митинги и т. п.). Рассмотрим каждую из них отдельно.
Что касается политического участия во время электорального цикла, то наиболее очевидным и одновременно результативным будет обращение к статистике явки. Поскольку Япония является парламентской демократией, где кандидатура премьер-министра выдвигается парламентом из числа депутатов любой палаты, важнейшими выборами являются парламентские — их и рассмотрим. В частности, обратимся к данным по соотношению возраста и процента явки избирателей с сайта министерства внутренних дел и коммуникаций Японии. Для сопоставления возьмём данные по выборам в нижнюю и верхнюю палаты парламента в 2012 г., 2014 г., 2017 г. и 2013 г., 2016 г., 2019 г. соответственно. Выбор статистики именно за эти годы объясняется следующим: необходимость выявления тенденций, существующих последнее десятилетие и необходимость учёта результатов снижения избирательного возраста с 20 до 18 лет с 2016 г. Ниже для наглядности приведём соответствующие графики: вертикальная шкала — процент явки, горизонтальная — возрастные когорты (20-24, 25-29 лет и т. д.), синяя ломаная — процент явки среди мужчин в зависимости от возраста, красная — среди женщин, зелёная — усреднённый результат по полам и голубая прерывистая линия — общая официальная явка.
Граф. 1-3. Выборы в нижнюю палату парламента (сверху вниз: 2012, 2014 и 2017)
Граф. 3-6. Выборы в верхнюю палату парламента (сверху вниз: 2013, 2016 и 2019)
Первое, что бросается в глаза — тенденция роста явки с повышением возраста. «Общим правилом» является ситуация, когда наибольшая явка наблюдается среди 70-74-летних (ок. 70%), а наименьшая — среди 20-24-летних (ок. 30%). Очевидно, что убывание графика начиная с 75-79-летней группы связано с её физиологическими особенностями и невозможностью прийти на участок. Что же касается самой младшей возрастной группы избирателей, которая появляется после понижения избирательного возраста в 2016 г., то её следует проанализировать отдельно. Во-первых, её поведение «выбивается» из общей тенденции «роста явки с повышением возраста», но оно и легко объяснимо — эффектом новизны (сравнительно высокая явка в 2016 г. ок. 45% в 2017 г. приближается к 40%, а в 2019 г. — к 30%, стремясь к показателю явки 20-24-летних). То есть по мере прошествия времени с нововведения, интерес ослабевает и ослабевает. Как результат, фактическая нерезультативность реформы и отсутствие её влияния на существующий политический абсентеизм.
В чём проявляется политический абсентеизма японской молодёжи: внеэлекторальное участие?
Внеэлекторальное политическое участие японской молодёжи, в первую очередь проявляющееся в протестной активности, оценить гораздо сложнее. Статистические данные, очевидно, отсутствуют, а потому попробуем произвести контент-анализ сообщений японских СМИ на эту тему. Но и тут есть свои ограничения: дело в том, что, являясь развитой демократией, Япония имеет некоторые проблемы с уровнем свободы медиа (70 из 180 в рейтинге Reporters Without Borders). Кстати, именно закон об охране государственной тайны (2013 г.), ограничивший доступ журналистов к государственным данным и ознаменовавший начало падения уровня свободы СМИ в Японии, послужил толчком для разрастания крупнейшей политической молодёжной организации Японии — SEALDs (Students Emergency Action for Liberal Democracy). Согласно её официальному сайту, члены организации выступают за конституционализм, т. е. за ограничение государственной власти конституцией и первостепенность индивидуальных прав и свобод. Упомянутый закон же рассматривается ими как пример нарушения Конституции правящей Либерально-демократический партией (ЛДП). Того же мнения они придерживаются и относительно инициированного ЛДП в 2014 г. пересмотра трактовки 9-й статьи. Чтобы выразить проест против разрешения права на «коллективную самооборону», в следующем 2015 г. SEALDs вывело к парламенту 120 тыс. чел. С их точки зрения, данное право, предполагающее применение Сил самообороны не только в случае нападения на Японию (как это было ранее), но и в случаях нападения на её союзников и в случае серьёзной угрозы такого нападения, однозначно нарушает 9-ю статью Конституции, которая запрещает «применение вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Как вы можете заметить, перейдя по последней гиперссылке, информация была заимствована не у японского СМИ, а у The Guardian. И подобных статей очень много: британская ВВС, немецкая Deutsche Welle, арабская Al Jazeera и даже российский ТАСС. Что же касается освещения протестов в японских СМИ, то оно довольно скудно. Либо это небольшие заметки локальных СМИ. Либо идеологически окрашенные статьи в необщенациональных медиа: например, консервативная риторика в пользу ЛДП в газете «Санкэй симбун» или противоположная левая риторика в газете «Акахата» («Красное знамя»), которая принадлежит ярой противнице поправок Коммунистической партии Японии. Или же вообще заимствование материалов иностранного агентства: например, крупнейшая англоязычная газета The Japan Times, 70% аудитории которой являются иностранцами, просто перепечатала статью Reuters.
Так или иначе, можно сказать, что в 2015 г. ранее политически апатичная молодёжь показала своё глубокое понимание и заинтересованность происходящего в стране. Это возможно утверждать даже несмотря на роспуск SEALDs в 2016 г. после победы ЛДП на выборах в верхнюю палату парламента. Да, в 2016 г. с подачи С. Абэ всё же была принята резолюция, направленная на изменение трактовки 9-й статьи относительно права на «коллективную самооборону» вместо исключительно «индивидуальной», однако его планы по пересмотру самого текста пацифистской статьи развития так и не получили.
Причины
В отличие от внеэлекторального политического участия, участие молодых людей в электоральном процессе японские СМИ освещают куда более широко. Так, ниже представлен топ наиболее употребляемых слов на тему «Политическое участие японской молодёжи», составленное AI Perplexity.
Ключевое слово | Пояснение |
政治参加 (политическое участие) | Центральная тема |
若者 (молодёжь) | Демографическая группа |
投票率 (явка избирателей) | Уровень участия в выборах |
政治的無関心 (политическая апатия) | Описание отсутствия интереса в политику среди молодежи |
投票年齢引き下げ (снижение возраста для голосования) | Актуален в связи с его влиянием на участие молодежи |
政治的効力感 (чувство своего политического влияния) | Указывает на веру молодых людей в свою способность влиять на политику |
ソーシャルメディア (соцсети) | Обсуждаются современные пути вовлечения в политическую жизнь, особенно молодежи |
デモ活動 (протестная активность) | Относится к формам активизма, которые могут привлечь молодежь к политической деятельности |
市民教育 (гражданское воспитание) | Описывает просветительскую работу, которая может привлечь молодежь к политической деятельности |
政府への不信感 (недоверие к правительству) | Фактор, влияющий на политическую активность |
И действительно, если ввести в поисковике запрос «日本の若者の政治無関心», подавляющее большинство новостей будут посвящены низкой явке на выборы и причинам этого. Например, в одной из статей крупной газеты «Асахи симбун» приводится интервью с 4 молодыми людьми, которым задаются вопросы о выборах: ходят ли они и почему. Один отвечает, что не ходит, потому что не понимает, как они работают. Второй, что голосовал в 18 лет после снижения избирательного возраста, однако больше не голосует, поскольку, будучи прописанным в одной префектуре обучается и живёт в другой. На новостном агрегаторе Yahoo News находим ещё одно интервью со сравнительно политически активной студенткой, которая предполагает, что низкая явка среди её сверстников связана с тем, что они просто-напросто поглощены учёбой и работой. В целом, эти ответы подтверждаются исследованием, проведённым Университетом Сайтама в 2020 г., где один из вопросов касался причин неучастия в последних выборах.
Причина | Количество ответивших (можно было выбрать 2 варианта) |
Были другие дела (учёба, работа и. т. п.) | 56% |
Болезнь, плохое самочувствие | 2% |
Процесс выборов кажется сложным | 19% |
Отсутствие интереса | 16% |
Не знал, за кого голосовать | 40% |
Другое | 6% |
Сопоставив эти данные с новостными статьями, мотивацию политического безучастия молодых людей, по сути, можно свести к 3 категориям: «не знаю», «не интересно» и «не могу». 1) Первая включает в себя, как непонимание процесса выборов, так и неосведомлённость относительно повесток кандидатов. В первую очередь это связано с тем, что молодёжь, ещё в полной мере не готовая к социальной ответственности, часто не может сформулировать свою позицию из-за нехватки опыта. В принципе, такая ситуация характерна для всей молодежи, но в Японии она осложняется ещё и национальной спецификой. В частности, глубокие исторические корни имеет такой феномен, как расчёт на патернализм власти. 2) Здесь мы подходим ко второй категории «не интересно». С одной стороны, заботы обычного молодого японца связаны преимущественно с учёбой и работой. В связи с этим у него просто нет времени на политику, которая не столь сильно соприкасается с его бытовыми проблемами, а соответственно не появляется и интерес к ней. С другой, “необеспокоенность” может подкрепляться ещё и сдержанным ходом политики и отсутствием турбулентностей в стране. 3) Наконец третья категория «не могу», которая включает объективные причины невозможности политического участия по типу невозможности проголосовать на избирательном участке по прописке. Сюда же можно отнести ещё один специфический фактор — непропорциональность возрастной пирамиды населения. Даже при стопроцентной явке 18-35 летних, количество избирателей старшего поколения будет превосходить, что не может не влиять на веру молодёжи в возможность повлиять своим голосом. Такое восприятие может усугубляться ещё более в контексте японской традиции ставить выше мнение старших.
Возможные пути решения
Возможные варианты улучшения ситуации с низким уровнем политического участия, очевидно, стоит искать, оглядываясь на причины её возникновения: категории «не знаю», «не интересно» и «не могу».
Отсутствие интереса к политике и предпочтение другим сферам жизни, а также незнание и непонимание сути избирательного процесса и отсутствие чёткого представления о кандидатах может быть «купировано» двумя способами. 1) Это качественное политическое образование и гражданское воспитание со стороны школы: на данный момент введение новых учебников обществознания и проведение интерактивных уроков с элементами коллективных дискуссий применяются лишь в отдельных школах. Особая роль также принадлежит семье, которая должна прививать ребёнку гражданское самосознание (государству не стоит вмешиваться в это процесс). 2) Второй способ увеличения интереса и осведомлённости о политике — это повышение привлекательности политических программ и образа кандидатов. То, что для молодых людей важно и то, и другое доказывает опрос молодёжного маркетингового агентства SHIBUYA109 Lab. 2023 г.
Граф. 7. «Какие критерии вы учитываете при принятии решения, за кого голосовать?» (слева направо: политический курс, личность, принадлежность к партии, реальная деятельность, уровень знаний, оценка окружающих и комментарии в Интернете, мастерство в публичных выступлениях, благоприятный образ в СМИ, общие черты с собой, другое, ничего особенного)
В этом же исследовании был выяснен и круг вопросов, интересующих молодёжь и достойных того, чтобы быть включенными в программы кандидатов.
Место | Тема и процент интересующихся | |
2022 | 2023 | |
1 | Меры против распространения новых штамов Covid-19 (30%) | Налоговая система (29%) |
2 | Медицина (25%) | Пенсионная проблема (26%) |
3 | Пенсионная проблема (24%) | Поддержка образования (26%) |
4 | Проблемы окружающей среды (24%) | Поддержка воспитания детей (25%) |
5 | Налоговая система (21%) | Гендерная проблема при трудоустройстве женщин (21%) |
А как решить проблемы невозможности участия в политическом процессе, когда речь идёт о физических расстояниях до избирательного участка и нехватке времени? В вышеупомянутом исследовании молодые люди ответили и на это: 56% опрошенных хотели бы, чтобы в политической системе будущего была возможность онлайн-голосования. 3) Учитывая это субъективное желание и объективный факт очень активного использования Интернета именно молодыми, в контексте Японии такое нововведение действительно может быть результативным — при этом однозначно необходимы убедительные доказательства того, что система прозрачна и не подвержена угрозе фальсификаций.
Литература
- Kamada H. Young people's interaction with political information in Japan // Cosmopolitan Civil Societies: An Interdisciplinary Journal. – 2024. – V. 16. – №. – P. 40-53.
Аналитический проект Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
Блог: Блог аналитического проекта Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ
Рейтинг: 0