Блог аналитического проекта Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ

Кольцо огня: Египет и вооруженные конфликты в Судане и секторе Газа

4 декабря 2024
Распечатать

Автор: Вовк Андрей Сергеевич, студент 5 курса бакалавриата, Институт востоковедения и африканистики, НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

 

346824005774786.jpg

Источник: Reuters

 

Правительство египетского президента Абд аль-Фатаха ас-Сиси (2014 — н. в.) уже десять лет подряд пытается строить функционирующую современную экономику. Каир начал с крупных инфраструктурных проектов, как модернизация Суэцкого канала и строительство новой административной столицы. Однако после кризиса, вызванного пандемией COVID-19, он перешел на экономические преобразования иного рода.

Летом 2023 г. Египет подал заявку на вступление в БРИКС, а с началом 2024 г. стал полноправным членом организации. Такое обустройство горизонтальных связей со странами «глобального большинства» связано с намерением египетских властей сделать из своей страны ворота для экономической экспансии сильнейших стран-членов БРИКС в Африку, получив за счёт этого финансовую поддержку. В том же 2024 г. Каир согласовал с Международным валютным фондом программу реформ. Их реализация подразумевает выделение египетскому правительству кредита в 8 млрд. долларов на экономические преобразования. Египет ставит цель проведение структурных изменений в виде снижения роли государства и армии в экономики, активизации фондовых рынков, провидения мер по усилению экономической активности. Такие меры позволят ему быть самостоятельным международным актором с жизнеспособной экономикой.

Несмотря на амбициозные экономические меры правительства ас-Сиси, давние «болезни» египетской экономики в виде перенаселения и следующими за ней проблемами неравенства, бедности, безработицы и ресурсного дефицита остаются «невылеченными». Все экономические и социальные проблемы, которые в 2011 г. заставили египтян выйти на улицы и повлекли за собой отставку президента Хосни Мубарака (1981 — 2011 гг.), до сих пор присутствуют в египетском обществе и, более того, видимо, усугубляются. Стоит заметить, что конфликтогенная обстановка как в ближневосточном, так и в африканском регионе в ближайшие годы перед Арабской весной была во многом спокойнее, что не помешало революционным событиям 2011 г. свершиться.

К концу 2024 г. на граничащих с Египтом территориях уже второй год продолжаются два вооружённых конфликта: гражданская война в Судане (15 апреля 2023 г. — н. в.) и война в секторе Газа (7 октября 2023 г. — н. в.). К внутренним факторам потенциальной нестабильности добавились и отсутствующие в 2011 г. очевидные внешние угрозы, от которых Египет не может отгородиться и которые не может игнорировать. Правительство ас-Сиси в разной степени, но вовлечено в обе войны на египетских границах.

Гражданская война в Судане

Политическая нестабильность в Хартуме продолжается с 2019 г., когда в результате массовых протестов, поддержанных армией, был свергнут глава Судана Омар аль-Башир (1989 — 2019 гг.). На вершине суданской власти оказались две приближённые к свергнутому президенту фигуры: командующий Вооружённых сил Судана и председатель Переходного суверенного совета генерал Абд аль-Фатах аль-Бурхан и командующий Сил быстрого реагирования генерал Мухаммад Хамдан Дагло. В 2021 г. они совершили государственный переворот, прервав процесс создания суданской гражданской администрации, и взяли полную власть в свои руки. Тем не менее давние противоречия политического характера между двумя лидерами привели к разрыву их партнёрских отношений и началу вооруженного конфликта в 2023 г. Война продолжается до сих пор, что провоцирует крупную региональную гуманитарную катастрофу, от которой, естественно, бегут люди.

Одним из самых популярных направлений для суданских беженцев становится Египет. На момент ноября 2024 г., согласно последним данным ООН, 1,2 миллиона суданских беженцев находится на египетской территории. Выше уже говорилось, что Каир страдает от проблемы перенаселения, и, очевидно, что новые люди, пребывающие с юга, эту проблему только усугубляют. Экономические издержки прочно соседствуют с внутриполитическими. Несчастное, бедное и рассерженное суданское население в Египте может поддержать возможные экономические протесты в стране. Не исключено и радикализирующее влияние никогда не дремлющих египетских исламистов.

Стабильность в Судане — фундаментальный фактор египетской национальной безопасности. Каиру было бы крайне выгодно, чтобы в Хартуме установилось единое правительство, которое обеспечило бы контроль над всей государственной территорией и прекратило бы поток беженцев, а также маскирующихся под них контрабандистов. С единым правительством была бы возможность решить как пограничные конфликты, связанные прежде всего с Халаибским треугольником, так и более важный вопрос водных ресурсов Нила.

Эфиопия с 2011 г. возводит рядом с суданско-эфиопской границей на Голубом Ниле, одном из двух притоков большого Нила, плотину «Возрождение», которая может сократить водосток Нила. Это ударит по египетской продовольственной сфере и может привести к недовольству населения. Египет выступает резко против инициативы Аддис-Абебы и ищет поддержку региональных акторов. В 2019 г. в ходе визита Омара аль-Башира в Каир на фоне суданских протестов правительству ас-Сиси удалось договориться о совместных действиях против эфиопского проекта. Египет успешно вёл переговоры по этому вопросу и с аль-Бурханом с 2021 г. до начала войны, но горячая фаза конфликта лишает правительство ас-Сиси эффективных инструментов давления на Аддис-Абебу с суданской стороны. Стоит отметить, что если в гражданской войне одержит победу генерал Дагло, который сотрудничает с Эфиопией по вопросу строительства плотины, то это станет тяжелым ударом по египетской безопасности.

Правительство ас-Сиси в рамках этого конфликта в целом поддерживает генерала аль-Бурхана: Каиру легче выстраивать диалог с представителями традиционной военной элиты, к которой аль-Бурхан и принадлежит. С 2021 г. между двумя сторонами развивались выгодные Каиру отношения, соответствующие его взгляду на роль Судана в системе региональной стабильности. Аль-Бурхан заявлял, что если Египет начнёт прямое военное вмешательство в суданскую войну, то она очень быстро закончится. Несмотря на обвинения со стороны Сил быстрого реагирования относительно применения Египтом авиации против их позиций (официально отвергаемые Каиром), правительство ас-Сиси не может пойти на такой шаг. Генерал Дагло смог обеспечить себя рядом влиятельных международных союзников. Например, ОАЭ с их интересами в Судане в области золотодобычи. Абу-Даби является одним из основных кредиторов Каира и портить с ним отношения военным вмешательством в суданские дела — подобно выстрелу себе в ногу.

В такой ситуации Египту остается только призывать к миру, собирая международные саммиты по суданскому вопросу. Любое радикальное решение несёт в себе множество потенциальных издержек.

Война в Секторе Газа

Действия израильской армии в Секторе Газа после атаки палестинского движения ХАМАС 7 октября 2023 г. спровоцировали крупную гуманитарную катастрофу. Как минимум 2/3 зданий в Секторе повреждено или уничтожено, более 43000 палестинцев погибло в ходе боевых действий, около 90% населения более 2 миллионного анклава было перемещено на юг к городу Рафах, за которым начинается территория Египта.

Граница между Египтом и сектором Газа контролируется египетскими вооруженными силами. Их задача не допустить перемещения палестинского населения анклава на Синайский полуостров. О таком сценарии развития конфликта говорили некоторые израильские чиновники, которые рассматривали бы перемещение палестинцев на Синай как победу Израиля и окончательное решение проблемы Газы. В таком случае Каир столкнётся с двумя принципиальными проблемами, угрожающими его стабильности:
  а) Удар по экономике, вызванный необходимостью создавать условия для проживания перемещённых лиц;
  б) Угроза безопасности: вместе с перемещёнными палестинцами на территорию Египта могут проникнуть и члены ХАМАСа, образованного на базе запрещенного в Египте движения «Братья-мусульмане» (в т.ч. признано террористическим в РФ и деятельность его на территории Российской Федерации запрещена). Они потенциально могут вступить в контакт с синайскими исламистскими группировками.

Правительство ас-Сиси стремится не допустить перемещения палестинского населения на Синайский полуостров. В этом вопросе оно находит поддержку как международных, так и региональных акторов. При этом инструменты, которыми обладает Каир, ограничены. Вступление в прямую конфронтацию с Израилем, несмотря на противоречащие египетским интересам действия ЦАХАЛ в Филадельфийском коридоре, способно принести в Египет ещё больше экономических и социальных проблем. Стоит также учитывать, что египетское взаимодействие с Израилем после заключенного в 1979 г. мира, было крайне выгодным для обеих сторон, и его потеря станет ударом прежде всего по египетской экономике. Радикальные египетские действия Каира против Израиля будут способствовать и негативной реакции США, одного из основных финансовых партнёров Египта.

Каир стремится к завершению конфликта, создавая пространство для переговоров между ХАМАС и Израилем. В тот же момент стоит понимать, что симпатии египетской улицы однозначно на палестинской стороне, и любая египетская помощь израильскому правительству Беньямина Нетаньяху завершить эту войну воспринимается населением болезненно.

Даже такая компромиссная позиция Каира не спасает его от экономических издержек. Активизация йеменского движения «Ансар Аллах» в своей борьбе против Израиля возле Баб эль-Мандебского пролива способствует снижению потока товаров через Суэцкий канал, доходы от которого имеют большое значение для египетской экономики. Учитывая, что и до этого ожидания Каира по эксплуатации Суэцкого канала не оправдались, а конфликтная региональная обстановка бьёт также и по важной для Египта туристической сфере, продолжение соседнего конфликта становится крайне невыгодным для страны.

Ключевые выводы

Вывод первый. Крупный российский государственный деятель П. А. Столыпин в начале XX века говорил про Российскую империю: «Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России». Примерно то же самое можно сказать и про современный Египет. Его экономическая слабость практически полностью лишила страну какой-либо международной субъектности. Каир не способен принимать полностью самостоятельные решения без оглядки на своих кредиторов. Такое случается не первый раз в египетской истории. В 1879 г. при хедиве Исмаиле под давлением крупного внешнего долга Египет был вынужден отказаться от части своего суверенитета в пользу Великобритании и Франции. Сейчас, в сущности, происходит практически то же самое. Египет, несмотря на достаточно значительную военную силу, не может самостоятельно справиться с очевидными внешними угрозами его стабильности. Если бы у Каира было время на экономические преобразования, то проблема ограниченной субъектности была бы в значительной мере решена, но именно региональные конфликты не создают устойчивой обстановки для проведения крупных экономических преобразований. Получается проклятый замкнутый круг.

Вывод второй. Из экономических проблем вытекают и социальные. Отсутствие структурных преобразований ведёт к обнищанию населения, что, естественно, вызывает общественное недовольство. Среди основных пунктов, требующих изменения, выделяется уменьшение влияния военных в экономике, которые по самым оптимистичным подсчётам контролируют 15% египетского ВВП. Отсутствие экономических преобразований может в конечном счёте вылиться в уличные протесты. Каиру в таких нестабильных региональных условиях, как сейчас, бить по интересам военных опасно. Стоит также учитывать, что в своей политике президент ас-Сиси с самого начала опирался на военных, которые в случае народных выступлений могут эффективно применить государственную монополию на насилие против протестующих.

Вывод третий. Потенциальная нестабильность в Египте невыгодна его партнёрам. Египет самая населённая арабская страна. Любые социальные взрывы в нем могу привести и к аналогичным выступлениям в других арабских странах, как это уже было в годы Арабской весны. Это прекрасно понимают в государствах Персидского залива, выступающих египетскими кредиторами. Предоставляя кредиты, они не позволяют Каиру скатиться в пучину социально-экономических противоречий. Такая поддержка без указанных выше структурных изменений не может дать долгосрочных плодов. Пока египетское правительство не решит экономические вопросы, ему остается только наблюдать за кольцом огня в надежде, что огонь не перекинется и на Каир.

В такой ситуации Египту в целом необходимо дистанцироваться от конфликтов на его границах и проводить экономические реформы, рассчитывая на поддержку международных институтов и организаций. Выше уже упоминалось о вступлении Египта в БРИКС и об его кредите в МВФ. Для проведения системных экономических преобразований необходимы финансы и взаимодействие с международными организациями. В этом случае это правильный шаг правительства ас-Сиси. С неработающей экономикой следует и смириться с ограниченной субъектностью. Вмешательство в военные конфликты сейчас — непозволительная роскошь для Каира. Египту необходимо временно передать ответственность за региональную безопасность своим более могущественным союзникам, как, например, арабские государства Персидского залива или экономически сильные страны-члены БРИКС.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся