Блог Центра общественной дипломатии

Эфиопия с колокольни искусствоведа

4 апреля 2023
Распечатать

Центр общественной дипломатии в рамках проекта «Клуб друзей Эфиопии» объединяет людей, очарованных этой страной на основе своего опыта, путешествий и экспедиций, и готовых поделиться своими наблюдениями c учетом своей экспертизы. Принимая во внимание юбилейную дату- 125-летие установления дипломатических отношений между Россией и Эфиопией, члены нашего Клуба решили стать соавторами нашего блога. Мы сделаем серию авторских публикаций, посвященным Эфиопии в разных областях знаний.

Татьяна Жоливе, руководитель Клуба друзей Эфиопии

25256346232_cd2a11dc55_k.jpg

Источник: Flickr


Чего может не хватать опытному искусствоведу по христианскому искусству?

После Византии и православной Руси, кажется, что все элементы изучены и познаны. Но после знакомства с эфиопским искусством по стихам Гумилева, коллекциям Музея Русской иконы в Москве и Кунсткамеры в Петербурге возникает непреодолимое желание познакомиться с христианскими памятниками Эфиопии. Да-да, христианское искусство в Африке. Скажу заранее, что поездка интересна не только для профессионала –искусствоведа, но и просто любознательного путешественника. Сейчас ведутся споры, можно ли рассматривать Эфиопию как страну для паломнического туризма, именно как поклонения христианским святыням. Оставим этот вопрос специалистам –богословам. Я же приглашаю вас в Эфиопию как страну с уникальной живой историей, неразбавленной пока признаками глобализации. Поехали!

Аддис-Абеба

Программа началась с осмотра столицы страны. Аддис-Абеба — молодая столица, и в целом не отличается от многих других мегаполисов. Среди ее основных достопримечательностей — два музея, это Национальный музей и Этнографический музей при университете, а также два храма — собор св. Троицы и церковь св. Георгия. В городе есть и другие храмы, например, на греческом подворье.

Национальный музей знаменит в первую очередь самыми древними из пока известных науке останками человекообразного существа, которого археологи назвали Люси. Оригинал на момент моего визита был на выставке в Лондоне, но в музее осталась копия и множество реконструкций облика существа.   

111111111111.png

В музее есть также археологический и палеографический материал: керамика, стелы с рельефами и южноаравийскими надписями. В витринах также представлены предметы архаического быта, представленные в учебнике археологии, например, деревянный плуг, которым пашут на быках. Правда, это не ископаемые находки, а недавние поступления в музей. Отъехав от Аддис-Абебы, вы обнаружите, что ими до сих пор пользуются крестьяне. Почему они до сих пор пашут деревянным плугом? У меня нет ответа.

Помимо этого, в музее представлены произведения современных художников, как в академической, так и традиционной манере. Наконец, довольно полно представлены церковные облачения и богослужебные принадлежности, включая музыкальные инструменты — простые и литургические барабаны, лиры и систры. Во время одного из великих церковных праздников, которые примерно совпадают с юлианским календарем, можно увидеть церковные уличные процессии и услышать, как звучат эти инструменты. Истоки этой музыкальной традиции уходят в VII в. н.э., и у нее даже есть имя. Святой Йаред кодифицировал и систематизировал церковную музыку.

222222222222.png

Аксумский царь Габра Маскаль и Иаред Сладкопевец.. Кон. XIX в. (?)

Православие по-эфиопски

Эфиопская церковь называет себя Православной, но фактически она является одной из древневосточных православных дохалкидонских церквей, не принявших по разным причинам Никейский символ веры. Эфиопы — миафиситы (не путать с монофиситами). Они отрицают слияние во Христе двух природ, признают и Божественную сущность, и человечество Христа, но настаивают, что природа Его все же одна. Конфессиональные особенности официально не позволяют русским или грекам причащаться у эфиопов, и наоборот, а вот для сирийцев и армян это не проблема. До середины ХХ столетия эфиопская церковь входила в состав Александрийского патриархата, и главу эфиопской церкви назначали копты из коптов. При этом, богослужебный язык у эфиопов был свой — гээз, предшественник современных амхарского и тигринья. До получения автокефалии Русской православной церкви у нас была такая же ситуация. Например, у Грузинской и Сербской православной церкви тоже свой язык богослужения. Церковные службы очень длинные, возможно, в этом эфиопы превосходят самых истовых из старообрядцев. Церковный календарь у эфиопов в принципе тот же, что у коптов. Летосчисление отстает от общепринятого- месяцев в году тринадцать. В 12-ти месяцах по 28 дней, 13-й короткий месяц вводится для того, чтобы сравнять год. Этим древним календарем они пользуются в повседневной жизни, наряду с привычным нам григорианским, что порождает путаницу. Кроме того, здесь все еще применяется древний способ отсчета времени от восхода солнца, который здесь, вблизи от экватора, весь год случается приблизительно в 7 утра. Поэтому третий час дня — это может быть и 15.00, и 9.00.

Помимо этого, в религиозной жизни эфиопов-христиан есть много следов влияния иудаизма. В частности, это обряд обрезания младенцев мужского пола на 8-й день по закону Моисееву, своеобразные пищевые ограничения, напоминающие кашрут: запрет есть свинину, особые требования к чистоте пищи, в частности, фрукты и овощи проверяют на наличие личинок и червей. Наконец, одной из особенностей церковного богослужения здесь является наличие дополнительной ступени святости церковных пространств. За алтарем, как и в Иерусалимском Храме, находится Святая Святых, куда не любой священнослужитель имеет право зайти. Если храм имеет не базиликальную, а круглую форму, то Святая Святых находится в центре. В любом православном храме есть престол, а у эфиопов — это модель Ковчега Завета, напоминающая столик или табурет, иногда совсем маленький — для келейной или домашней молитвы.

Иконография

С иконопочитанием у эфиопов все довольно сложно. До XV столетия икон и росписей практически нет. Первые примеры — это критские иконы в коллекции Этнографического музея, а также произведения, созданные под влиянием католической традиции: католические миссионеры здесь активно работали, особенно после организации Ордена Иезуитов. В XVII веке можно уже говорить о развитой традиции иконописания, настенных росписей и иллюстрированных книг. В Этнографическом музее представлена огромная коллекция икон XVI-XX веков. Каталогов в продаже нет, не знаю, существуют ли они в принципе. На мой взгляд, им стоит заняться каталогизацией коллекции как можно скорее. Это принесет пользу и ученому сообществу, и защитит собрание с юридической точки зрения. Исследований по эфиопской иконе мало, изучать их трудно, датировать по стилю часто невозможно по причине огромной силы традиции. Спасает химический анализ пигментов, поскольку появление определенных красителей является точным датирующим признаком. Среди них — цинковые белила и берлинская лазурь. Именно это помогло Валерии Куватовой датировать некоторые памятники из коллекции Музея Русской Иконы в Москве.

Собор Святой Троицы в Аддис-Абебе представляет собой базиликальное сооружение с двумя колокольнями. Его возвел армянский архитектор, прибывший из Константинополя. Стиль постройки эклектичный, больше всего напоминает барокко. В конце XIX – начале ХХ в. город активно строился, и император Менелик II приглашал из Османской империи архитекторов. Ехали именно армяне, поскольку традиционно они занимались каменным строительством, а отсутствие конфессиональных ограничений позволяло им чувствовать себя в Эфиопии спокойно. Витражи в боковых нефах с изображением великих праздников — также произведение армянского художника, учившегося в Санкт-Петербурге.

33333333.png

Сейчас армянской диаспоры в городе почти нет, люди уехали в течение ХХ в. из-за политических катастроф, постигших страну. Примечательной частью убранства собора являются росписи, среди сюжетов — речь последнего императора Хайле Селассие с трибуны ООН. Останки императора и императрицы покоятся здесь же, в порфировых саркофагах. Их перезахоронили здесь не так давно.

Другой важной составляющей христианского наследия Эфиопии являются скальные монастыри на севере страны в регионе Тиграй. Лично мне эти церкви, частично расписанные, частично украшенные лишь резьбой по камню, напомнили каппадокийские. Возможно, сходство здесь объясняется похожими условиями, свидетельств о прямом влиянии нет. Последние годы стали появляться публикации на русском языке о скальных церквях Тиграя, однако, из-за пандемии и гражданской войны экспедиции были приостановлены. Особенностью эфиопских скальных церквей является оформленный фасад, часто — с дверью из тикового дерева, косяк, который верующие целуют перед входом в храм, осеняя себя крестом. Крестятся эфиопы тремя вытянутыми перпендикулярно друг другу в трех измерениях пальцами, большим, указательным и средним. Пальцы символизируют Святую Троицу. Для богослужений, которые могут длиться по пять часов, эфиопы используют длинные посохи, чтобы опираться на них, когда становится невмоготу. Стасидиев у них нет, в церкви прихожане находятся строго стоя, с перерывами на танцы, в такт, которым прихожане хлопают в ладоши и поют, дополняя это простыми шагами. Как у них обстоит дело с земными поклонами — не знаю, нам было позволено зайти на одну из служб во время пения псалмов (здесь вспоминаются жалобы Павла Алеппского на долгие службы в Московском царстве).

Лалибэла

Самыми знаменитыми из скальных церквей, являются, пожалуй, находящиеся под охраной ЮНЕСКО скальные церкви Лалибэлы. Самые ранние из них датируются XI-XII веками. Традиция говорит, что этот комплекс возвел царь Лалибэла в XII в. как Новый Иерусалим, чтобы верующие могли совершить паломничество в Святую землю без риска для жизни. В то время (да и позднее тоже) Эфиопия представляла собой своего рода осажденную крепость. В Александрию, где было церковное начальство и исламская светская власть, путь лежал через сложнейшие природные условия и крайне недружелюбный и тоже исламский Судан. Прорваться напрямую к морю тоже было затруднительно. Если принять это на веру, можно сказать, что царь Лалибэла опередил в своем начинании патриарха Никона на 500 лет.

И хотя его Новый Иерусалим не похож на прототип совершенно, отдельные части его имеют названия, соответствующие основным точкам поклонения Святой Земли. Если усомниться в этом, то можно предположить, что комплекс складывался постепенно, в него входят и дворцовые, и церковные сооружения, а Новым Иерусалимом оно стало позднее. Дело в том, что некоторые части эфиопских церковных зданий в принципе имеют названия, соответствующие городам Святой земли. Например, отдельно стоящий диаконник, вынесенный за пределы храма, они называют Назрет (Назарет). Впервые о необходимости их изучать заговорил в XIX в. епископ Порфирий Успенский, глава русской духовной миссии в Святой Земле. Он даже готовил проект церковной унии, то есть официальных оснований для литургического общения (подчеркну, что о поглощении речи не шло, именно о литургическом общении).

Знаменитые храмы Лалибэлы не построены, а вырыты в скале. Их архитектура — имитация. Розовый цвет известняка придает им сказочный вид и сегодня. К сожалению, драгоценная церковная утварь утрачена. Лалибэла до сих пор является точкой паломничества, а вокруг знаменитого крестообразного храма Святого Георгия до сих пор видны ниши для могил. Почившие в этой святой земле паломники имеют шанс быть упокоенными здесь, в месте, отмеченном особой благодатью. В нишах видны скелеты и мумифицированные высохшие человеческие останки. Сооружения страдают от времени, их реставрация и консервация проводится под покровительством ЮНЕСКО.

444444444.png

Лалибэла, церковь Св. Георгия

Росписи эфиопских церквей, так же как иконы, имеют очень узнаваемый стиль. Они яркие и немного наивные, напоминают коптские, но отличаются характерными типами ликов персонажей, которые, собственно, воспроизводят местный этнический тип: смуглая, но не черная кожа, треугольное лицо с широким лбом и острым подбородком, огромные глаза, маленький рот. Одежда также воспроизводит местные реалии, то же касается конской сбруи у святых воинов. Настенные росписи храмов имеют в принципе ту же систему, что и в большинстве православных церквей. Стены отданы святым и житийным циклам, великие праздники располагаются выше. Иконография их в целом узнаваема, это помогает идентифицировать композиции, поскольку именующие надписи — на языке гээз.

5555.png

Многие святые — привычные всеми христианскому миру, например, святой Георгий, а есть местные, специфические.

Среди самых известных храмов — Дебре Бырхан Селассие недалеко от Гондэра. Это церковь, обнесенная стеной, знаменитая тем, что у ее стен в свое время были остановлены неприятельские войска, а также росписями XVII века. В них наиболее запоминающаяся деталь — бесчисленные небесные силы, херувимы и серафимы на потолке. Цвет фона — ярко-желтый, как золото или солнечный свет. В этой церкви стоит моленный образ Богоматери на троне. Он крупноформатный, и написан не на доске, как большинство маленьких икон-складней, а на холсте, в итальянской традиции.

666666.png

Похожие росписи имеет пещерная церковь Абреха вэ Ацбеха, только в ней на потолке, имитирующем полуциркульный свод, нанесен рельефный орнамент из переплетающихся крестов.

Скальные церкви Геральты, в частности, Коркор Даниэль и Коркор Мариам, расположенные на вершинах столовидных скал, тоже расписаны, но стиль этих фресок иной: фоны оставлены белыми, в колорите преобладают охры, желтая и красная, с незначительным добавлением бледно-голубого (сажа?). Связано это с временем исполнения или с трудной доступностью монастырей — говорить пока рано, это тема для отдельного исследования.

Аксум

Говоря о христианской традиции в Эфиопии, нельзя обойти вниманием Аксум. С этим городом, центром Аксумского царства, которое и приняло христианство при царе Эзане (в Национальном музее Лалибэлы представлены монеты, отчеканенные при этом царе, они напоминают римские). История о святом Фрументии, сирийце, ученике апостола Марка, которому Эфиопия обязана христианизацией достаточно растиражирована и доступна, поэтому я остановлюсь на другом важном сюжете, лежащем в основе современного эфиопского самосознания. Речь идет о Ковчеге Завета, который, согласно легенде, царь Менелик I, сын царицы Савской от царя Соломона, перенес в Аксум из Иерусалима. Легенда сложилась в XIV в. при династии Соломонидов, возводивших свой род к этой великолепной древней паре царей-мудрецов. Раньше эта легенда не прослеживается. Так или иначе, в центре этого священного города, рядом с новой церковью Марии Аксумской, стоит комплекс XVII в., где, как верят эфиопы, хранится в сокровищнице Ковчег Завета.

7777.png

Церковь Марии Аксумской

У Эфиопии сложная и трагическая история, ее не раз грабили, но Ковчег все еще здесь. У Ковчега есть Хранитель, и только он имеет доступ к нему. Никто больше не имеет права к нему приближаться, но если хранитель сочтет возможным, он выйдет к вам и пообщается. К нашей группе, в которой присутствовал православный священник, хранитель вышел. Он был почти слепой, и вроде бы это связано с огромной силой, которой обладает этот предмет. Хранителя назначает специальный совет, и он несет свою службу пожизненно. Рядом находится парк с Аксумскими стелами, древними сооружениями наподобие обелисков.

Гондэр

Гондэр, в котором «под платанами спорил о Боге ученый», является одной из поздних эфиопских столиц. Здесь находится комплекс дворцовых сооружений, прозванный Африканским Камелотом. Здесь, на огороженной стеной территории, располагаются несколько царских дворцов XVI-XVIII столетий, один из них — с ареной для поединков рыцарей. Поздние императоры увлекались европейской культурой, и один из них решил завести себе нечто подобное.

888.png

Гондэр

Этот период в истории Эфиопии связан ознаменован контактами с португальцами, которые и построили многие из этих каменных дворцов. Камелотом его прозвали уже англичане, которые вывезли из Гондэра царский архив. Здание архива и библиотеки, также построенное под влиянием европейской культуры, сохранилось, и оно пустое. Документы и рукописи, которые до того эфиопские государи собирали по отдаленным монастырям, находятся в фондах Британского музея. Помимо португальцев, местную архитектуру обогатили индийские зодчие. Недалеко от дворцового комплекса расположен совершенно индийский по своим формам бассейн царя Фасилидаса (Василия) с трибунами и башенкой в центре, которую с берегом соединяет переход. Однако назначение его — строго христианское. Здесь во время праздника Тимкат (Богоявления) Господня происходит богослужение с массовым омовением. Когда священнослужители погружают в воду крест, верующие бросаются в воду. Нечто подобное происходит в Греции и на Кипре, но там крест погружают в море, а смелые состязаются в том, чтобы его первыми его достать.

Заключение

Лично у меня христианское наследие Эфиопии, пока еще живое и не размытое проповедью католиков и многочисленных протестантских церквей, вызвало чувство чего-то родного и одновременно поразило гигантским масштабом для возможных исследований. Большая часть прилично изданной литературы — это путеводители, которым далеко до научных публикаций. Что-то эфиопы делают сами, но это либо что-то малобюджетное, в силу бедности страны, малотиражное, на амхарском языке, следовательно, малодоступное. Либо это труды эфиопов, живущих и работающих за рубежом — например, исследования эфиопских архивов в британских собраниях.

Если говорить о памятниках, оставшихся в Эфиопии, их необходимо исследовать, каталогизировать и издавать. Результаты исследований обогатят наши знания о феномене христианского искусства во всем его разнообразии. Важно изучать не только памятники — иконы, росписи, рукописи, пластику и т. д., но и особенности церковной службы, пока ее можно наблюдать в реальной жизни.

Эфиопия - это гигантское поле для познания, которое пока благосклонно принимает русских туристов и исследователей, помня некоторые добрые дела, которыми мы друг с другом иногда обменивались. Это и дипломатические контакты еще при царях, и военная помощь, и сооружение школ, больниц, водоочистных сооружений и прочих полезных вещей, которые появились в советское время.


Юлия Бузыкина, искусствовед

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся