Почему российских брендов до сих пор нет в африканских домах
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Кестер Кенн Кломегах
Мы с удовольствием привлекаем в наш Блог для сотрудничества новых авторов и журналистов. Особенно интересен взгляд африканской стороны на состояние российско-африканских отношений и на происходящие события. Первый африканский журналист в нашем блоге, пишущий в том числе и на русском языке, - Кестер Кенн Кломегах, получал дважды премию в журналистике «Золотое слово», организованную Российским медиа союзом и поддержанную МИД РФ, обозреватель и журналист для изданий Global Research, Business & Financial Times, Indepth News and Weekly Blitz.
Татьяна Жоливе, директор «Центра общественной дипломатии»
Источник: mid.ru
На своем еженедельном брифинге для СМИ еще в марте официальный представитель МИД России Мария Захарова указала, что геополитические события быстро смещаются от глобального Севера к глобальному Югу, и что поворот и глобальный сдвиг в сторону Юга определенно включает в себя Африку, поскольку она была и в советское время.
Она, по общему признанию, объяснила, что Россия отвернулась от Африки в течение последних трех десятилетий, после распада советской эпохи. А это время требовало консолидации ресурсов и возможностей для перехода на качественно новый уровень, и теперь процессы внутреннего роста завершились, на новой основе начали складываться отношения с разными регионами.
В прошлом отношения с целым рядом стран и регионов во многом строились на идеологии. Несмотря на чрезвычайную помощь, оказанную Россией африканским странам, она была на межгосударственном уровне. России еще предстоит развить сеть контактов с людьми, молодежными и женскими группами, гражданским обществом, а также с частным сектором. Этот компонент нужно было бы масштабировать на основе новых принципов, что сейчас и происходит.
Далее она добавила: «Активная работа России на африканском треке является важной частью всего комплекса мер по развитию конструктивного сотрудничества с большим количеством стран, проводящих открытую и взвешенную внешнюю политику, руководствуясь здравым смыслом и своими интересами и, самое главное, в рамках принципов верховенства международного права и неделимой безопасности при центральной и координирующей роли ООН».
Захарова, однако, подчеркнула тот факт, что ожидаемый уровень сотрудничества не был достигнут во всех сферах. Например, канва реальных экономических отношений сейчас действительно формируется, и этот процесс чрезвычайно важен. Именно поэтому вторая встреча в верхах Россия-Африка на высшем уровне станет еще одной ступенькой в выстраивании стратегического партнёрства с континентом.
Эта платформа должна определить динамику на годы вперёд, внести существенный вклад в решение глобальных и региональных задач. Кроме того, ему предстоит обсудить и детально рассмотреть с африканскими коллегами вопросы, связанные с продовольственной и энергетической безопасностью, здравоохранением, гуманитарным сотрудничеством и многими другими, пояснила Захарова.
За последние несколько лет с момента своего назначения на этот пост министр иностранных дел Сергей Лавров часто говорил, что торговля между Россией и Африкой будет расти, поскольку все больше и больше африканских партнёров продолжают проявлять интерес к присутствию россиян в экономических секторах Африки.
«Наши африканские партнёры заинтересованы в том, чтобы российский бизнес работал там активнее. Это обеспечивает большую конкуренцию между компаниями из стран Запада, Китая и России. При конкуренции за разработку полезных ископаемых в Африке нашим африканским коллегам проще и дешевле выбирать нас партнерами», — сказал Лавров сотрудникам и студентам МГИМО, стенограмма размещена на официальном сайте.
«В первые постсоветские годы отношения России с Африкой отошли на второй план. По мере того, как мы восстанавливали свою государственность и контроль над страной, а экономика и социальная сфера начали развиваться, российский бизнес стал присматриваться к перспективным проектам за рубежом. и мы начали возвращаться в Африку. Этот процесс продолжается последние 15 лет», — сказал Лавров об отношениях постсоветской России с Африкой.
Примерно десять лет назад, именно в мае 2014 года, Лавров в выступлении, размещенном на официальном сайте, сказал: «Особое значение мы придаем углублению нашего торгово-инвестиционного сотрудничества с африканскими государствами. Россия предоставляет африканским странам широкие преференции в торговле. В то же время очевидно, что значительный потенциал нашего экономического сотрудничества далеко не исчерпан и многое еще предстоит сделать для того, чтобы российские и африканские партнеры больше знали о возможностях и потребностях друг друга».
Однако отчеты, с которыми удалось познакомиться, показывают, что Россия начала укреплять свое экономическое сотрудничество, открывая торговые представительства, ответственные за предоставление устойчивых деловых услуг, и планы по содействию экспортно-импортной торговле в ряде африканских стран. Помимо всего этого, Россия начала кампанию «Ведение бизнеса в Африке», чтобы побудить российский бизнес воспользоваться растущими торговыми и инвестиционными возможностями в Африке.
По словам президента России Владимира Путина, товарооборот между Россией и Африкой составляет почти 18 миллиардов долларов. Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин, обращаясь к африканским парламентариям на пленарном заседании, заявил, что по итогам 2022 года она достигла 17,9 млрд долларов. Статистические данные о торговле Африки с зарубежными странами сильно различаются. Например, общий объем двусторонней торговли Соединенных Штатов в Африке за последние годы фактически сократился примерно до 60 миллиардов долларов США, намного уступая Европейскому союзу с более чем 200 миллиардами долларов, а также Китаю с более чем 200 миллиардами долларов, по данным Africa in Focus (проект Института Брукингса).
С одной стороны, по данным Африканского банка развития, экономика Африки растет быстрее, чем в любом другом регионе. Почти половина африканских стран в настоящее время классифицируются как страны со средним уровнем дохода, и около 350 миллионов из одного миллиарда жителей Африки в настоящее время получают хорошие доходы, это ведет в свою очередь к росту потребления, что делает торговлю прибыльной. С другой стороны, России не хватает конкурентных преимуществ по готовой промышленной продукции, которые африканские потребители получают от азиатских стран, таких как Китай, Индия, Япония и Южная Корея.
Еще в октябре 2007 года МИД России разместил на своем сайте официальное сообщение о том, что традиционная продукция из наименее развитых стран (включая Африку) будет освобождена от ввозных пошлин. Законодательство предусматривает, что традиционные товары имеют право на преференциальный таможенный и тарифный режим. В то время как Россия объявила об этом тарифном режиме для развивающихся стран, который также предоставил беспошлинный доступ для африканских товаров, потенциальные африканские экспортеры либо не воспользовались им, либо не знали о выгодных условиях для стимулирования торговли. Этого не произошло, как было сказано.
Кейр Джайлс, научный сотрудник Королевского института международных отношений (Чатем-Хаус) в Лондоне, сказал мне, что «есть еще несколько фундаментальных проблем, которые России необходимо решить, чтобы увеличить свой торговый оборот с регионом. Объем торговли с Китаем просто не может составить конкуренцию России. Большую часть африканского экспорта в Китай в стоимостном выражении составляет нефть, которую России не нужно импортировать.И большую часть экспорта Китая в Африку составляют товары народного потребления, которые Россия на самом деле не производит».
Далее он поясняет, что торговля продуктами питания в обоих направлениях сталкивается с одинаковыми проблемами, на которые вряд ли повлияет нынешний политически мотивированный запрет России на ввоз продуктов из Европейского Союза, США и Австралии. В действительности, в отличие от Китая, состав российского экспорта практически не изменился с момента распада Советского Союза и до сих пор состоит в основном из нефти, газа, вооружений и сырья. Пока это будет продолжаться, возможности для развития торговли с большинством африканских стран будут сильно ограничены.
Ученые из Института Африки, изучающие внешнюю политику России в Африке, неоднократно заявляли, что экспорт России в Африку возможен только после качественного изменения промышленной базы страны и введения тарифных преференций в торговле с африканскими партнерами.
«Ситуация в российско-африканской внешней торговле изменится к лучшему, если российская промышленность будет проходить стремительную технологическую модернизацию, государство будет оказывать системную и конструктивную поддержку российским предпринимателям, а малый и средний бизнес получит более широкий доступ к внешнеэкономическому сотрудничеству с Африкой», — говорит профессор Алексей Васильев, Почетный Президент Института африканских исследований и первый назначенный специальный представитель президента в Африке.
Совсем недавно д-р Гидеон Шу, консультант по медиабизнесу из региона Килиманджаро в Танзании, в ходе интервью со мной объяснил, что российским компаниям необходимо доказывать свое превосходство в сфере бизнеса, а правительства африканских стран должны облегчить российским компаниям процессы открытия и рабочий процесс в своих странах. Дополнительные возможности Африканской континентальной зоны свободной торговли (AfCFTA) могут дать российским предприятиям возможность инвестировать в инфраструктуру, такую как дороги, железные дороги, порты, гидроэлектростанции и подключение к Интернету, которые облегчают торговлю на континенте с 1,3 миллиардами потребителей.
«Российские финансовые институты могут предложить кредитную поддержку, которая позволит им локализовать свое производство в промышленных зонах Африки, особенно в южных и восточных регионах Африки, которые демонстрируют некоторую стабильность и имеют хорошие инвестиционные и деловые стимулы. Чтобы работать более эффективно, инвестируя, россиянам придётся рисковать, признать важность сотрудничества по ключевым инвестиционным вопросам и тесно работать над проблемами и возможностями на континенте», — добавил он.
С другой стороны, д-р Шу отметил, что Россия пока является закрытым рынком для многих африканских стран. Доступ на российский рынок затруднен. Однако африканским странам приходится искать новые развивающиеся рынки для экспортной продукции, прилагать усилия для ведения переговоров о доступе на эти рынки. Это может быть еще одним аспектом экономического сотрудничества и большими возможностями для бизнеса для обоих регионов.
Тот факт, что средний класс растет, как на дрожжах, в Африке, делает этот рынок еще более привлекательным и открывает больше возможностей для российского бизнеса.
Почти все эксперты признают, что импортная и экспортная торговля замедляется по многим причинам, включая недостаточное знание торговых процедур, сложные процедуры сертификации, дорогостоящую логистику, вопросы безопасности и гарантии, правила и положения, а также существующие рыночные условия. Очевидно, что потенциальные российские инвесторы должны изучить молодое и предприимчивое население Африки, а также рассмотреть возможность развития повышенного интереса к государственно-частному партнерству, а не ждать указаний из Кремля.
На протяжении десятилетий Россия ищет эффективные пути развития многоплановых связей и новые стратегии сотрудничества в экономических сферах в Африке. Если пересмотреть нормы и правила, ситуация с присутствием России в Африке и присутствием Африки в России может измениться. Все, что здесь необходимо, — это последовательные усилия России и Африки по поиску новых путей, практические усилия по устранению существующих препятствий, мешавших торговле на протяжении многих лет.
Теперь Кремль проведет второй саммит Россия-Африка с большими надеждами на активизацию многосторонних связей, пытаясь переформатировать существующие отношения и существенно расширить возможности сотрудничества между Россией и Африкой. Реализация практических шагов, позволяющих наполнить уже предпринятые политические инициативы будут способствовать ожидаемому расширению экономического и торгового сотрудничества с Африкой. И китайское присутствие в данной истории может быть рассмотрено не как конкуренция, а, наоборот, как поле для сотрудничества. Китай подал замечательные примеры, добившись многочисленных ощутимых результатов, ориентированных на развитие континента.
Советский Союз и Африка имели очень тесные и во многом союзнические отношения с большинством африканских стран в период деколонизации Африки. По понятным причинам Советский Союз прекратил свое существование в 1991 году. В результате России за последние пару десятилетий приходится преодолевать множество внутренних и внешних трудностей, она до сих пор борется за выживание как под санкциями США, так и под санкциями Европы. Тем не менее, Россия просто должна сосредоточиться на экономической повестке и это обязательно должно соответствовать Повестке Африканского союза на период до 2063 года.
Центр общественной дипломатии занимается практическим наполнением идей общественной и народной дипломатии, укрепляет межчеловеческие связи и выступает за дружбу и эффективное сотрудничество
Блог: Блог Центра общественной дипломатии
Рейтинг: 0