Сергей Иванец: Образование не должно замыкаться в рамках одного вуза и одной страны
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Представляем интервью с Сергеем Владимировичем Иванцом, ректором Дальневосточного федерального университета, членом РСМД. В интервью обсуждаются вопросы формирования общего образовательного пространства в АТР, интернационализации образования, повышения цитируемости российских ученых в иностранных журналах.
На встрече министров образования экономик АТЭС (Южная Корея, 21–23 марта 2012 г.) звучал тезис о создании общего азиатско-тихоокеанского пространства для сотрудничества в сфере высшего образования. Сергей Владимирович, Вы не могли бы подробнее рассказать об этой идее?
Это очень интересная и важная идея. Речь о создании общего пространства в Азиатско-Тихоокеанском регионе мы можем вести, мы можем обсуждать эту тему, но мы должны понимать, что это не совсем то же самое, что общеевропейское образовательное пространство – Болонский процесс. В Азиатско-Тихоокеанском регионе в этом направлении еще должен быть сделан целый ряд важных шагов. Вместе с тем подготовительный форум АТЭС в области образования и сам форум лидеров экономик внесли существенный вклад в открытие границ и интернационализацию образования, а также в развитие образовательных обменов внутри региона. Общий смысл очевиден: сегодня образование не может замыкаться в рамках одного учебного заведения или даже в рамках одной страны. Чтобы образование было качественным и признанным, оно должно быть образованием международного уровня. Это образование, которое предполагает возможность обучения студента в одном учебном заведении, затем в другом учебном заведении по другой программе, получения совместных дипломов, прохождения практик в разных университетах, наконец, ведения исследовательской работы совместно несколькими университетами по тем тематикам, которые приоритетны для всех. В широком плане именно это можно подразумевать под общим образовательным пространством. Однако еще раз подчеркну: сам термин «общее» предполагает некоторую открытость, доступность для всех, общие подходы. Наверное, пока преждевременно об этом говорить, но мы к этому идем.
С какими государствами АТР у Дальневосточного федерального университета налажено взаимодействие? С какими странами оно будет развиваться в перспективе?
Если говорить о Дальневосточном федеральном университете (а о нем надо говорить, поскольку это, наверное, ключевой российский вуз, вовлеченный в региональное взаимодействие), то это, в первую очередь, сотрудничество с близко расположенными странами – Кореей, Японией, Китаем. Как ни странно, а, может быть, и вполне логично, у нас активно развивается сотрудничество с Австралией, которая удалена от нас на значительное расстояние. Недавно мы были в Сингапуре, договорились о сотрудничестве с Национальным университетом Сингапура.
Это признанный и занимающий высокие позиции в мировых рейтингах университет. У нас выстраиваются действительно хорошие отношения с вьетнамскими коллегами, которые очень заинтересованы в сотрудничестве. Таким образом, связи в регионе достаточно широки.
Сергей Владимирович, что Вы думаете о самой идее интернационализации образования? Нужна ли России целостная стратегия интернационализации?
Это не просто хорошая идея, с моей точки зрения, это необходимость. Считать, что уровень образования более или менее соответствует мировому, невозможно, если это образование не включает самую широкую интернационализацию, интеграцию в образовательное пространство в смысле академической мобильности, о которой я говорил: обмен студентами, обмен исследователями, совместные программы, двойные дипломы. Все это предполагает, конечно же, глубокую интернационализацию.
РСМД запустил новый проект под названием «Глобальная наука». Это образовательная инициатива, в основе которой лежит идея подготовки молодыми учеными научных публикаций и их дальнейшего продвижения в зарубежные журналы.
ДВФУ уделяет большое внимание вопросу повышения уровня цитируемости своих специалистов в иностранных журналах? Предпринимаются ли университетом меры по повышению уровня цитируемости своих исследователей?
Университет уделяет этому вопросу большое внимание. Существуют меры поддержки. Может быть, цитируемость и не самоцель, но это показатель уровня научных исследований, которые ведутся в вузе. Очевидно, что без научных исследований хорошего качества образования быть не может. Поэтому мы считаем, что это важно и нужно, мы всячески призываем своих сотрудников-исследователей публиковаться в высокорейтинговых журналах и тем самым работать над повышением собственного индекса цитируемости. У нас есть специальные программы, стимулирующие сотрудников на подготовку публикаций и их размещение в журналах. Помимо этой стимулирующей стороны есть и другая. Захотеть и опубликоваться в «National Science» не так-то просто: требования к публикациям очень высокие и жесткие. Поэтому мы работаем, например, с компанией «Эльзевир» (известное издательство в России), которое непосредственно помогает нашим специалистам понять, какие требования предъявляются сегодня к хорошим научным публикациям.
Сергей Владимирович, спасибо большое за Ваши ответы.
Беседовала Наталья Евтихевич, программный менеджер РСМД.