Блог экспертов РГГУ

Олег Игнаткин: Иррациональное изобилие

20 октября 2014
Распечатать

Почему возникают пузыри на фондовом рынке? Один ответ на этот вопрос – в том, что «финансовое равновесие» на фондовом рынке нарушается. Однако почему оно нарушается? Один из самых известных авторов, лауреат нобелевской премии по экономике, Роберт Шиллер говорит о том, что финансовый рынок во многом руководствуется психологией. Психология управляет системой формирования не только индивидуальных предпочтений, но и коллективных – формируется финансовый пузырь, поскольку люди управляются общим желанием получения выгоды, но все получить выгоду на финансовом рынке не могут.

 

Роберт Шиллер в книге «Иррациональное изобилие» показывает, что фондовый рынок часто не такой рациональный, каким он может показаться на самом деле. Так, часто новости, которые, как считаются, влияют на подъем или падение рынка, на самом деле не оказывают серьезного эффекта. Часто инвесторы вспоминают о той или иной новости с «запаздыванием». Экономика «фондового равновесия» порой оказывается неравновесной[1].

 

Психология оказывает значительное влияние  на инвесторов. В ходе опросов, проведенных Робертом Шиллером, показывается, что очень часто новости, которые должны были бы оказать влияние на их поведение, повлияли на них незначительно, или повлияли другие новости. Новости, особенно массово растиражированные могут оказать влияние на формирование «негативного финансового роста», искусственного спада, который возникает, когда новость кажется психологически не подходящей[2].

 

Помимо этого новости могут выступать в виде информационных каскадов – когда одна и та же тема в различных вариациях начинает обсуждаться в СМИ. Это происходит потому, что либо новость становится актуальной, либо журналисты считают необходимым говорить о каком-то событии на протяжении длительного времени. Информационный каскад может в сильной степени влиять на повестку дня и формировать настроения, которые безусловно сказываются на решениях инвесторов[3].

 

Очень часто на людей, принимающих решения, оказывают влияние различные психологические установки. При обилии рекламы, средств массовой информации, предлагающих новости, очень часто люди принимают неправильные, ошибочные решения. В экономике эта проблема носит название «рынок поддержанных автомобилей». На таком рынке, продавец в любом случае знает больше информации о своем товаре, чем покупатель. В итоге, продавец очень часто может оказаться в выигрыше[4].

 

Таким образом, проблема «асимметрии» является одной из ключевых в работах многих авторов. И в результате мы видим, что часто фондовый рынок является не таким рациональным, как это можно представить.

 

Игнаткин О. Б., к. п. н., доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ.



[1] См. Shiller,  R.  Irrational Exuberance. Crown Business,2006; Akerlof, G.A., Shiller,  R. Animal Spirits: How Human Psychology Drives the Economy and Why it Matters for Global Capitalism. Princeton University Press, 2010. 

[2] См. Shiller,  R.  Irrational Exuberance. Crown Business, 2006.

[3] См. Shiller,  R.  Irrational Exuberance. Crown Business,2006; Akerlof, G.A., Shiller,  R. Animal Spirits: How Human Psychology Drives the Economy and Why it Matters for Global Capitalism. Princeton  University  Press, 2010. 

[4] См. Shiller,  R.  Irrational Exuberance. Crown Business, 2006; Akerlof, G.A., Shiller,  R. Animal Spirits: How Human Psychology Drives the Economy and Why it Matters for Global Capitalism. Princeton University Press, 2010.  Прекрасная работа о ментальных «якорях», которые определяют суждение людей о той или иной проблеме в книге Дэниела Канемана, см. Kahneman, D. Thinking, Fast and Slow. N.Y. Farrar, Straus and Giroux, 2011.

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся