Экономический коридор Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма (БКИМ): формирование новой региональной геоэкономической архитектуры
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Авторы: Печищева Л.А., кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ
Полякова Алина, студентка 4 курса, факультет международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ
Источник: nytimes.com
Инициатива КНР «Один пояс, один путь» (ОПОП) является хорошо продуманной стратегией развития страны, которая направлена на создание торговых, инвестиционных и инфраструктурных сетей, а также развитие финансовых институтов, способных составить конкуренцию Бреттон-Вудской системе во главе с МВФ и Всемирным банком. Инициатива ОПОП, объединив три континента – Азию, Африку и Европу вдоль древних торговых путей, уже давно вышла за рамки сугубо экономически выгодного проекта и способствует еще большему усилению геополитического влияния Китая на страны «Глобального Севера» и «Глобального Юга». Для реализации амбициозных китайских проектов в рамках ОПОП были запущены шесть экономических коридоров, официально анонсированных в мае 2015 г. китайским вице-премьером Чжаном Гаоли[2]. На первый взгляд противоречивым выглядит экономический коридор Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма (БКИМ), объединяющий Китай и Индию, двух конкурирующих геополитических и геоэкономических игроков на глобальном и региональном уровнях, однако развитие сотрудничества между странами может благоприятно сказать на экономике всего субрегиона.
Экономический коридор Бангладеш – Китай – Индия – Мьянма (Bangladesh–China–India–Myanma, BCIM) начал разрабатываться еще в 1999 г., когда состоялась в китайском городе Куньмин встреча четырех стран, поэтому проект стали называть «Куньминской инициативой»[3]. В 2013 г. первая встреча специализированной совместной группы по изучению стратегий развития субрегиона, преимущественно в экономике, в рамках БКИМ прошла тоже в Куньмине[4]. Основной транспортный проект экономического коридора БКИМ – путь, проходящий по территории от Бангладеш и Мьянмы, города Калькутта на востоке Индии до города Куньмин на юге Китая. Ключевым направлением взаимодействия стран в рамках проекта стало объединение экономически уязвимых и недостаточно развитых, ввиду отсутствия выхода к морю, районов Китая и Индии cо слаборазвитыми районами Бангладеш и Мьянмы.
Сотрудничество в рамках коридора представлялось как платформа для создания условий укрепления экономики стран посредством снижения логистических затрат, увеличения объемов инвестиций и сближения стран в различных сферах, что, в конечном итоге, должно было оказать позитивное влияние на ситуацию в относительно отсталых районах этих четырех азиатских экономик[5]. Более того, юго-западные провинции Китая (Сычуань, Гуйчжоу и Юньнань), северо-восточные штаты Индии и газовые месторождения Шве в Мьянме обладают большими запасами природного газа, что поможет продвинуть торговлю энергоносителями в регионе. Невозможно сбрасывать со счетов и богатые запасы угля, нефти, марганца и водных ресурсов в этих государствах. Строительство современных гидроэлектростанций благодаря изобилию водных ресурсов в этих государствах способствует ускорению промышленного сектора в субрегионе.
Одним из главных интересов Китая в реализации БКИМ остаётся расширение своего экономического влияния и проникновение на рынки стран южноазиатского региона и Юго-Восточной Азии. Являясь одним из крупнейших игроков в своем регионе, Китай имеет возможность укрепить свои позиции посредством инвестирования в страны проекта, используя ресурсы Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Китай, являясь также ядром транспортного коридора БКИМ, выстраивает отношения экономического, инвестиционного и других видов сотрудничества с каждой страной коридора. Если говорить об объемах экспорта и импорта в рамках БКИМ, то можно проследить определенную положительную динамику в торгово-экономической сфере и улучшению инвестиционного климата субрегиона. Так, в сентябре 2023 г. одобренный объем китайских инвестиций в Мьянму составил почти 22 млрд долл. США. Инвестиции Китая в Мьянму насчитывают 23,5 % от общего объема иностранных инвестиций[6]. Объем торговли Китая и Мьянмы за первые 6 месяцев 2024 г. достиг почти 10 млрд долл. США, экспорт КНР в Мьянму насчитывает 5,5 млрд долл. США, а импорт – 4 млрд долл. США[7]. В 2022 г. объем китайско-индийской торговли достиг отметки в 135,90 млрд долл. США, экспорт Китая в Индию – 118,50 млрд долл. США, а импорт из Индии равнялся 17,48 млрд долл. США. В 2022 г. Китай подписал с Индией новые инженерные контракты на сумму 1,43 млрд долл. США, оборот этих проектов достиг уровня в 2,02 млрд долл. США[8]. В 2023 г. Китай стал первым торговым партнером Бангладеш, который занял второе место среди торговых китайских партнеров в южноазиатском регионе. Общий объем торговли между Поднебесной и Бангладеш насчитывает 23,97 млрд долл. США, экспорт КНР составил 22,95 млрд долл. США и импорт 1,02 млрд долл. США[9].
Помимо этого, новое транспортное сообщение позволит развить отсталые юго-западные районы Китая, создать инфраструктуру, а также построить предприятия, увеличив количество новых рабочих мест. Благодаря транспортной инфраструктуре, проходящей по территории Мьянмы с выходом к Бенгальскому заливу, Китай сможет наладить поставки полезных ископаемых (прежде всего, увеличить импорт нефти и природного газа) в южную провинцию Юньнань[10].
Северо-восточные индийские штаты экономически малоразвиты и изолированы в силу своего географического положения, поэтому правительство страны заинтересовано в налаживании контактов с государствами в рамках экономического коридора БКИМ. Неохотное вовлечение индийского руководства в проекты в рамках ОПОП отчасти коренится в опасениях южноазиатского влиятельного игрока в попытке Китая использовать «Один пояс, один путь» в качестве мощного геостратегического рычага, в том числе и против Индии. Еще одним очевидным опасением индийского правительства является активное вовлечение КНР в проекты в рамках ОПОП Пакистана, в частности, в Китайско-пакистанском экономическом коридоре (КПЭК), который пересекает одну из болевых точек Индии Кашмир[11]. Однако ряд экспертов полагают, что индийскому правительству не стоит скептически относится к ОПОП, поскольку вовлеченность в проекты, в том числе и в БКИМ, сможет ослабить напряженность между Индией и Пакистаном, улучшить отношения с Поднебесной, прежде всего нивелировав геополитические разногласия с помощью экономической интеграции, а также устранить определенную изоляцию Индии из-за большого количества окружающих её стран, примкнувших к китайской инициативе. Затрагивая БКИМ, можно сказать, что Индия стремится продвигать торгово-экономические связи и расширять транспортное сообщение с Бангладеш, что подтолкнет к увеличению инвестиционных потоков и положительно скажется на благосостоянии южноазиатского региона в целом. Еще одним из перспективных направлений сотрудничества в рамках коридора для Индии является использование китайских технологических разработок по эффективной добыче полезных ископаемых[12].
Бангладеш, крупный поставщик промышленных товаров, в рамках экономического коридора БКИМ имеет возможность поставлять без пошлин некоторые категории товаров на рынок Китая[13]. Кроме того, Бангладеш, как и Индия, нуждается в китайских технологиях по добыче природных ископаемых. За короткий период времени запасы природных ресурсов в Бангладеш начнут иссякать, если не модернизировать добывающую промышленность и не внедрить инновационные технологии в промышленный сектор страны. Бангладеш получает инвестиции от китайского крупного бизнеса для строительства инфраструктурных объектов, включая развитие энергетического сектора (примечательно, что Бангладеш и Россия договорились производить платежи за строительство «Росатомом» АЭС «Руппур» в юанях[14]), финансирование китайской стороной водоочистной станции Падма, а также инвестирование в проекты по покрытию большей части районов Бангладеш высокоскоростным интернетом[15].
Мьянма присоединяется к проектам коридора БКИМ по большей части исходя из своих экономических интересов. Мьянма не только «транзитная страна для китайских товаров и ворота в Юго-Восточную Азию для Индии. Со временем она может стать региональным игроком в топливо-энергетической сфере»[16]. К тому же, Мьянма является крупным поставщиком рабочей силы, товаров первой необходимости, в связи с чем расширение рынков сбыта окажет положительное влияние на экономический рост в стране.
Таким образом, помимо расширения рынка товаров и услуг экономический коридор Бангладеш – Китай – Индия – Мьянма (БКИМ) способствует наращиванию торговых оборотов в сфере энергоресурсов благодаря преобладанию в регионе полезных ископаемых. Кроме того, БКИМ повлияет и на расширение культурного и научно-технического взаимодействия, а также рост туризма в связи с продвижением новых туристических маршрутов[17], что в свою очередь увеличит количество рабочих мест, сократит уровень безработицы и в целом повысит уровень жизни на охваченной проектом территории.
[1] Аналитика подготовлена в рамках гранта «Проектные научные коллективы РГГУ» в 2024 г. для реализации научно-исследовательского проекта «Глобальный Юг во внешнеполитической стратегии России: новые подходы и механизмы многостороннего сотрудничества».
[2] Yang Ziman. Six economic corridors to better connect Asia and Europe // The State Council. The People´s Republic of China. URL: www.gov.cn/state_council/vice_premiers/2015/05/29/content_281475117016994.htm">https://english.www.gov.cn/state_council/vice_premiers/2015/05/29/content_281475117016994.htm (дата обращения: 12.09.2024)
[3] Ван Чаолинь. Экономические коридоры в Южной Азии и инициатива «Один пояс, один путь» в 2000-2010-х гг. // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 445. С. 96-101. С. 97.
[4] Там же. С. 98.
[5] Ван Чаолинь. Экономические коридоры в Южной Азии и инициатива «Один пояс, один путь» в 2000–2010-х гг. // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 445. С. 96–101. С. 98-99.
[6] 中华人民共和国商务部。截至2023年9月缅甸共批准中国对缅投资218.73亿美元。2023-10-16。URL: http://mm.mofcom.gov.cn/article/jmxw/202310/20231003446075.shtml (дата обращения: 26.09.2024)
[7] 中缅经贸合作向多元化、深层次发展。 2024-09-11。URL: http://mm.mofcom.gov.cn/article/jmxw/202310/20231003446075.shtml (дата обращения: 26.09.2024)
[8] 中华人民共和国商务部。2022年中国—印度经贸合作简况。2024-04-09 URL: http://bombay.mofcom.gov.cn/article/zxhz/202404/20240403491427.shtml (дата обращения: 26.09.2024)
[9] 中国—孟加拉国商务、贸易与投资论坛即将在北京举办。2024-06-27 URL: https://www.163.com/dy/article/J5NBE1BM0514AN1F.html (дата обращения: 26.09.2024)
[10] Awais Wasi, Azhar Ahmad. Bangladesh-China-India-Myanmar Economic Corridor (BCIM-EC) Options for Participating Countries // Journal of Research in Social Sciences 11(2):1-21, July 2023. URL: https://www.researchgate.net/publication/372640924_Bangladesh-China-India-Myanmar_Economic_Corridor_... (дата обращения: 06.09.2024)
[11] Saheli Bose. Can an India-China ‘Reset’ Help BCIM? // The Diplomat. June 09, 2018. URL: https://thediplomat.com/2018/06/can-an-india-china-reset-help-bcim/ (дата обращения: 06.09.2024)
[12] Awais Wasi, Azhar Ahmad. Bangladesh-China-India-Myanmar Economic Corridor (BCIM-EC) Options for Participating Countries // Journal of Research in Social Sciences 11(2):1-21, July 2023. URL: https://www.researchgate.net/publication/372640924_Bangladesh-China-India-Myanmar_Economic_Corridor_... (дата обращения: 06.09.2024)
[13] Губин А. Бенгальские огни для «Пояса и пути»: специфика курса Бангладеш // РСМД. 23.01.2023. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/bengalskie-ogni-dlya-poyasa-i-puti-spetsi... (дата обращения: 06.09.2024)
[14] Ruma Paul. Bangladesh to pay Russia in yuan for nuclear plant // Reuters. April 17, 2023. URL: https://www.reuters.com/business/energy/bangladesh-pay-russia-yuan-nuclear-plant-2023-04-17/ (дата обращения: 20.09.2024)
[15] Шпаковская М.А., Левченко М.Н. Место стран Индокитая в китайской инициативе «Один пояс – один путь» // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2022. Том 1. № 1 (54). 2024. С. 44–52. С. 49.
[16] Александр Лосев. У конфликта вокруг Мьянмы есть и экономическая сторона // Ведомости. 11.09.2017. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/blogs/2017/09/11/733300-konflikta-myanmi-ekonomicheskaya (дата обращения: 08.09.2024)
[17] Saheli Bose. Can an India-China ‘Reset’ Help BCIM? // The Diplomat. June 09, 2018. URL: https://thediplomat.com/2018/06/can-an-india-china-reset-help-bcim/ (дата обращения: 06.09.2024)