Направление на Глобальный Юг: африканский вектор во внешней политике России
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Авторы: Печищева Л.А., кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений, Институт международных отношений и политических наук РГГУ
Елена Кечина, студентка 4 курса, факультет международных отношений Института международных отношений и политических наук РГГУ. [1]
Источник: РИА Новости
Взаимодействие между Россией и Африканским континентом носило эпизодический характер в течение долгого времени, а дипломатические связи поддерживались лишь с небольшим количеством африканских стран.
Советский период, несомненно, оказал значительное влияние на развитие российско-африканских отношений. После окончания Второй мировой войны СССР стал ключевым стратегическим игроком на континенте. Формирование предпосылок для советско-африканского партнерства началось в первое десятилетие после Второй мировой войны, когда на континенте появились независимые государства благодаря успешному национально-освободительному движению. К примеру, в конце 1940-х гг. уже было подписано первое советско-египетское торговое сотрудничество, а к началу 1960-х гг. советское правительство установило дипотношения с 17 независимыми африканскими государствами. «В период с 1960 по 1984 гг. торговый оборот СССР с африканскими странами увеличился в 13 раз – с 270 млн до 3,5 млрд рублей»[2]. Кроме того, противостояние двух лагерей биполярной системы международных отношений подталкивало советских лидеров выстраивать сотрудничество с Африкой, используя идеологию блокового соперничества, военно-стратегических интересов и мифа о мессианской роли социализма. Интересно и то, что «цели такой политики не были должным образом согласованы с национальными приоритетами СССР, поэтому сотрудничество не имело подлинно взаимовыгодного характера»[3].
Распад СССР негативно сказался на состоянии российско-африканских отношений: спад торгово-экономических контактов, закрытие российских посольств и генконсульств, регресс в военно-политическом сотрудничестве. затронув все основные сферы их взаимодействия. Лишь с конца 1990-х гг. наметилось потепление российско-африканского сотрудничества: африканские политические лидеры и главы государств стали посещать Россию, подписывать новые договоры и продвигать совместные проекты.
Хотя хорошо сбалансированная и взаимовыгодная стратегия в отношении Африки оформилась у российского правительства в 2000-х гг. В этот период следует отметить и политические переговоры «министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова с коллегами из ДР Конго А.Т. Муамбой в Москве в апреле 2009 г., и в мае 2009 г. – с министрами иностранных дел Анголы А. душ Анжушем и Мали М. Уаном»[4]. В рамках «министерской недели» на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН С.В. Лавров также «провел переговоры с президентом Сомали, министрами иностранных дел ДР Конго, Нигерии и ЮАР»[5].
По-прежнему российские власти в отношении Африканского континента используют политику списания долгов, так сказать облегчение долгового бремени стран региона в рамках «Инициативы по беднейшим странам с большой задолженностью (БСБЗ/HIPC). Для реализации механизма «долг в обмен на помощь» ведутся консультации с Бенином, Замбией, Мадагаскаром, Мозамбиком, Танзанией и Эфиопией»[6]. Таким образом, «Россия на сегодняшний день списала долгов африканским странам на сумму 23 млрд долл. США»[7]. М.Л. Богданов, спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД России, заявил, что российское правительство проводит «программу рефинансирования, чтобы долги перефокусировать на проекты развития» с африканскими странами[8]. Необходимо отметить и значимый документ для развития российского гуманитарного сотрудничества – распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. № 1320-р «Об оказании Российской Федерацией поддержки беднейшим странам, пострадавшим в результате мирового финансового и экономического кризиса»[9]. В течение нескольких десятилетий мир столкнулся с масштабными пандемиями: от лихорадки Эболы до потрясшего все страны COVID-19. Особое место во внешнеполитической стратегии России занимает участие страны как в противодействии смертельных болезней, так и в распространении гуманитарной помощи. Африканские политики высоко ценят помощь России в сфере здравоохранения и образования. К примеру, Кертис Габриель (Гвинейская Республика) отметил позитивную роль России «в гуманитарной сфере на Африканском континенте, в том числе и в Республике Гвинея, выражая благодарность России за поддержку в этих областях, а также за помощь в борьбе с ужасной лихорадкой Эбола, которая разразилась во втором десятилетии XXI века и достигла пика в 2014-2015 гг.»[10].
Еще одним явным импульсом в развитии российско-африканских отношений стал первый саммит «Россия-Африка». Это встреча на высшем уровне прошла в Сочи в октябре 2019 г.[11][12] В преддверии такого масштабного форума президент В.В. Путин в интервью ТАСС от 25 ноября 2019 г. подчеркнул, что «советская модель – с её плюсами и минусами – оказалась достаточно эффективной на этапе становления государственности африканских стран. Мы и сегодня продолжаем оказывать государствам Африки финансовую поддержку. Но если раньше такие решения принимались преимущественно по политическим соображениям, то теперь – в рамках гуманитарного содействия»[13]. Более того, еще одной статьей пополнения российского бюджета остается экспорт российского вооружения в Африку и Азию. Благодаря хорошей репутации и качеству российская военная техника хорошо известна за рубежом, и от стран Африканского континента сегодня поступают новые обращения о поставках продукции военного назначения из России.
Африка для России стала стратегически важным регионом, представляющим двойной интерес как в экономике (Африканский континент является перспективным рынком сбыта российских товаров и услуг, включая продовольствие, информационные технологии, оружие, фармпродукция, образовательные и научные обмены), так и в политике. Африка является значимым внешнеполитическим партнером России, с некоторыми из африканских государств у которой тесные контакты в рамках БРИКС, «Большой двадцатки», в целом по линии Глобального Юга.
Следует выделить несколько ключевых факторов, влияющих на развитие сотрудничества Африканского континента не только с Россией, но и другими странами. Прежде всего, половина населения континента – это молодые люди в возрасте до 20 лет, развивающие агломерации и городские пространства (наблюдается движение в сторону урбанизации). Такой тренд как крайне большое количество молодого населения можно рассматривать как плюс, так и минус, хотя пока еще сложно говорить о реальном экономическом дивиденде для большинства стран Африки. Однако в будущем человеческий капитал станет мощным толчком и потенциалом для развития экономики и научно-технической отрасли африканских государств. Во-вторых, Африка богата природными ресурсами, включая минералы, нефть, газ и пахотные земли, что тоже является явным преимуществом Африканского континента в эпоху турбулентности.
Благодаря демографическому преимуществу (Африка – самый быстро растущий континент, до 2050 г. основной прирост населения придется на Африку[14]) и экономическому потенциалу, хотя в настоящее время Африка вносит небольшой вклад в мировую экономику (пока доля Африки в мировой экономике незначительна[15]), у африканских государств есть все возможности стать одним из ключевых регионов. Сегодня в Африке сосредоточено «20 % территории Земли, 16 % населения, и при этом крохотный, всего 2,7 % ВВП планеты»[16]. К тому же, африканские страны демонстрируют все большую активность на международной арене, выступая согласованно и координируя свои позиции, в том числе и в рамках Африканского союза.
Следовательно, говоря о будущих тенденциях развития Африки, можно предположить, что еще больше усилятся миграционные потоки. Во-первых, «к 2050 г. Африка станет домом для 25 % мировой рабочей силы»[17], однако большинство из этих активных молодых людей окажутся безработными, поэтому и устремятся за рубеж в поисках лучших карьерных возможностей и условий жизни в целом. Во-вторых, Африка будет еще больше привлекать инвесторов, прежде всего, в добывающую отрасль и инфраструктурные проекты, в том числе благодаря сотрудничеству африканских государств с КНР в рамках «Один пояс, Один путь» (ОПОП). Интересно и то, что Судан и Эфиопия, к примеру, являются основными заемщиками и торговыми партнерами Китая, в том числе и в рамках ОПОП, однако вместе с тем в военно-политическом отношении эти африканские государства зависят от сотрудничества с Россией. В-третьих, наметилось и развитие потребительских рынков на Африканском континенте, поскольку с ростом доходов населения будет расти и спрос на товары и услуги, что станет толчком для создания новых рынков сбыта. В-четвертых, Африка будет играть все более значимую роль в системе международных отношений. В контексте формирующегося многополярного мира, Африка как один из лидирующих игроков Глобального Юга представляет собой особого стратегического партнера России, в недавней концепции внешней политики которой это и отмечено. Так, в Концепции внешней политики России в новой редакции от 2023 г., в которой задается принципиально иной вектор стратегическому целеполаганию Российской Федерации[18]. Согласно новой Концепции, где обозначены ключевые тренды формирующейся международной среды в увязке с национальными интересами России, особое место отведено Африке. Так, страны Африканского континента обогнали по значимости Латинскую Америку и Запад в целом, заняв одно из приоритетных мест среди десяти региональных направлений российской внешней политики.
Новая динамика российско-африканских отношений будет связана, прежде всего, с развитием партнерства в тех сферах, где Россия обладает конкурентными преимуществами, производственными мощностями, высоким уровнем компетенций. Поэтому, во-первых, можно выделить следующие области, где российский опыт для Африки ценен: «нефтеперерабатывающая и горнодобывающая промышленность, атомная и гидроэнергетика, военно-промышленный комплекс, создание спутниковых информационно-коммуникационных систем, а также взаимодействие в области здравоохранения, образования, науки и культуры»[19]. Во-вторых, «понимание цивилизационных особенностей, африканских языков и диалектов, традиций и обычаев дает колоссальное преимущество при выстраивании двусторонних и многосторонних контактов между Россией и африканскими странами»[20]. В-третьих, необходимо активизировать работу «по ликвидации пробелов в договорно-правовой базе двустороннего сотрудничества России со странами Африки. Эта работа должна вестись как на уровне министерств и ведомств, так и через межправительственные комиссии. Важен интенсивный и непрерывный диалог по линии торгово-промышленных палат, деловых советов и бизнес-кругов»[21]. В-четвертых, важным аспектом является сотрудничество в сфере экономики, где Россия готова поделится опытом и знаниями, а также технологиями. Особое внимание уделяется военно-техническому сотрудничеству, в котором уже сложились доверительные отношения у России с африканскими партнерами.
Таким образом, Россия поддерживает африканские страны в их стремлении к устойчивому развитию, укреплению мира и безопасности, а также в борьбе с неравенством и неоколониализмом. Россия рассматривает Африку как стратегически важного игрока в процессе формирования новой мультиполярной системы международных отношений. Поэтому укрепление связей с Африкой является приоритетом российской внешней политики и отражает стремление страны к укреплению положения не только на международной арене, но и среди стран Глобального Юга, где Африканский континент занимает одну из ключевых позиций.
[1] Аналитика подготовлена в рамках гранта «Проектные научные коллективы РГГУ» в 2024 г. для реализации научно-исследовательского проекта «Глобальный Юг во внешнеполитической стратегии России: новые подходы и механизмы многостороннего сотрудничества».
[2] История отношений СССР и России со странами Африки // ТАСС. 27.07.2023. URL: https://tass.ru/info/18364521 (дата обращения: 12.02.2025)
[3] Россия и Африка. Новые ориентиры взаимоотношений / Ответственный редактор: Т. Л. Дейч, Е. Н. Корендясов. М.: Институт Африки РАН, 2010. 149 с. С. 110.
[4] Сидорова Г., Федотов В. Африка и Россия: сотрудничество с перспективой // Международная жизнь. № 5. 2010. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/246 (дата обращения: 12.02.2025)
[5] Там же.
[6] Сидорова Г., Федотов В. Африка и Россия: сотрудничество с перспективой // Международная жизнь. № 5. 2010. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/246 (дата обращения: 12.02.2025)
[7] В МИДе напомнили о списании Россией африканских долгов на $20 млрд // РБК. 13.11.2024 г. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/673409fb9a794718a46840d5 (дата обращения: 12.02.2025)
[8] Там же.
[9] Распоряжение Правительства РФ от 14.09.2009 N 1320-р «Об оказании Российской Федерацией поддержки беднейшим странам, пострадавшим в результате мирового финансового и экономического кризиса». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91669/ (дата обращения: 10.02.2025)
[10] Экономический суверенитет Африки: проблемы и решения. URL: https://roscongress.org/sessions/africa-2019-ekonomicheskiy-suverenitet-afriki-problemy-i-resheniya/discussion/ (дата обращения: 01.02.25).
[11] Егоренко А. Сочи-2019: ожидания Африки от предстоящего Саммита. URL: http://ravision2030.com/page5306968.html доступа: (дата обращения: 15.02.25).
[12] Третий саммит «Россия-Африка» пройдет в 2026 г.
[13] Интервью информационному агентству ТАСС // Кремль. 21.10.2019. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/61858 (дата обращения: 10.02.2025)
[14] Глобальные вопросы повестки дня. Народонаселение // The UN. URL: https://www.un.org/ru/global-issues/population (дата обращения: 12.02.2025)
[15] «Африка — это не какое-то племя в юбках» - Всеволод Свиридов дал интервью MASHNEWS // Центр изучения Африки ВШЭ. 30.03.2023. URL: https://we.hse.ru/irs/cas/news/825335731.html (дата обращения: 20.02.2025)
[16] Экономический суверенитет Африки: проблемы и решения // Россконгресс. 23.10.2019. URL: https://roscongress.org/sessions/africa-2019-ekonomicheskiy-suverenitet-afriki-problemy-i-resheniya/discussion/ (дата обращения: 12.02.2025)
[17] Элис Сайша. Как спасти молодежь Африки // Forbes. 11.10.2020. URL: https://forbes.kz/articles/pridumat_zag_-_1 (дата обращения: 20.02.2025)
[18]Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31 марта 2023 г.) // МИД РФ. 31.03.2023. URL: https://mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/ (дата обращения: 12.02.2025)
[19] Африка: перспективы развития и рекомендации для политики России: доклад по итогам ситуационного анализа. М.: Международные отношения. 2021. 142 с.
[20] Продолжение открытого диалога со странами Африки: НИУ ВШЭ посетили ректоры вузов континента // ВШЭ. 07.05.2024. URL: https://www.hse.ru/news/921164745.html (дата обращения: 16.02.2025)
[21] Африка: перспективы развития и рекомендации для политики России: доклад по итогам ситуационного анализа. М.: Международные отношения. 2021. 142 с.