Блог экспертов РГГУ

Направление на Глобальный Юг: африканский вектор во внешней политике России

25 февраля 2025
Распечатать

Авторы: Печищева Л.А., кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений, Институт международных отношений и политических наук РГГУ

Елена Кечина, студентка 4 курса, факультет международных отношений Института международных отношений и политических наук РГГУ. [1]


1859061664_0_160_3075_1890_1920x0_80_0_0_024f7c391b9bfedcc48f249eebdede59.jpg

Источник: РИА Новости

Взаимодействие между Россией и Африканским континентом носило эпизодический характер в течение долгого времени, а дипломатические связи поддерживались лишь с небольшим количеством африканских стран.

Советский период, несомненно, оказал значительное влияние на развитие российско-африканских отношений. После окончания Второй мировой войны СССР стал ключевым стратегическим игроком на континенте. Формирование предпосылок для советско-африканского партнерства началось в первое десятилетие после Второй мировой войны, когда на континенте появились независимые государства благодаря успешному национально-освободительному движению. К примеру, в конце 1940-х гг. уже было подписано первое советско-египетское торговое сотрудничество, а к началу 1960-х гг. советское правительство установило дипотношения с 17 независимыми африканскими государствами. «В период с 1960 по 1984 гг. торговый оборот СССР с африканскими странами увеличился в 13 раз – с 270 млн до 3,5 млрд рублей»[2]. Кроме того, противостояние двух лагерей биполярной системы международных отношений подталкивало советских лидеров выстраивать сотрудничество с Африкой, используя идеологию блокового соперничества, военно-стратегических интересов и мифа о мессианской роли социализма. Интересно и то, что «цели такой политики не были должным образом согласованы с национальными приоритетами СССР, поэтому сотрудничество не имело подлинно взаимовыгодного характера»[3].

Распад СССР негативно сказался на состоянии российско-африканских отношений: спад торгово-экономических контактов, закрытие российских посольств и генконсульств, регресс в военно-политическом сотрудничестве. затронув все основные сферы их взаимодействия. Лишь с конца 1990-х гг. наметилось потепление российско-африканского сотрудничества: африканские политические лидеры и главы государств стали посещать Россию, подписывать новые договоры и продвигать совместные проекты.

Хотя хорошо сбалансированная и взаимовыгодная стратегия в отношении Африки оформилась у российского правительства в 2000-х гг. В этот период следует отметить и политические переговоры «министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова с коллегами из ДР Конго А.Т. Муамбой в Москве в апреле 2009 г., и в мае 2009 г. – с министрами иностранных дел Анголы А. душ Анжушем и Мали М. Уаном»[4]. В рамках «министерской недели» на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН С.В. Лавров также «провел переговоры с президентом Сомали, министрами иностранных дел ДР Конго, Нигерии и ЮАР»[5].

По-прежнему российские власти в отношении Африканского континента используют политику списания долгов, так сказать облегчение долгового бремени стран региона в рамках «Инициативы по беднейшим странам с большой задолженностью (БСБЗ/HIPC). Для реализации механизма «долг в обмен на помощь» ведутся консультации с Бенином, Замбией, Мадагаскаром, Мозамбиком, Танзанией и Эфиопией»[6]. Таким образом, «Россия на сегодняшний день списала долгов африканским странам на сумму 23 млрд долл. США»[7]. М.Л. Богданов, спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД России, заявил, что российское правительство проводит «программу рефинансирования, чтобы долги перефокусировать на проекты развития» с африканскими странами[8]. Необходимо отметить и значимый документ для развития российского гуманитарного сотрудничества – распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. № 1320-р «Об оказании Российской Федерацией поддержки беднейшим странам, пострадавшим в результате мирового финансового и экономического кризиса»[9]. В течение нескольких десятилетий мир столкнулся с масштабными пандемиями: от лихорадки Эболы до потрясшего все страны COVID-19. Особое место во внешнеполитической стратегии России занимает участие страны как в противодействии смертельных болезней, так и в распространении гуманитарной помощи. Африканские политики высоко ценят помощь России в сфере здравоохранения и образования. К примеру, Кертис Габриель (Гвинейская Республика) отметил позитивную роль России «в гуманитарной сфере на Африканском континенте, в том числе и в Республике Гвинея, выражая благодарность России за поддержку в этих областях, а также за помощь в борьбе с ужасной лихорадкой Эбола, которая разразилась во втором десятилетии XXI века и достигла пика в 2014-2015 гг.»[10].

Еще одним явным импульсом в развитии российско-африканских отношений стал первый саммит «Россия-Африка». Это встреча на высшем уровне прошла в Сочи в октябре 2019 г.[11][12] В преддверии такого масштабного форума президент В.В. Путин в интервью ТАСС от 25 ноября 2019 г. подчеркнул, что «советская модель – с её плюсами и минусами – оказалась достаточно эффективной на этапе становления государственности африканских стран. Мы и сегодня продолжаем оказывать государствам Африки финансовую поддержку. Но если раньше такие решения принимались преимущественно по политическим соображениям, то теперь – в рамках гуманитарного содействия»[13]. Более того, еще одной статьей пополнения российского бюджета остается экспорт российского вооружения в Африку и Азию. Благодаря хорошей репутации и качеству российская военная техника хорошо известна за рубежом, и от стран Африканского континента сегодня поступают новые обращения о поставках продукции военного назначения из России.

Африка для России стала стратегически важным регионом, представляющим двойной интерес как в экономике (Африканский континент является перспективным рынком сбыта российских товаров и услуг, включая продовольствие, информационные технологии, оружие, фармпродукция, образовательные и научные обмены), так и в политике. Африка является значимым внешнеполитическим партнером России, с некоторыми из африканских государств у которой тесные контакты в рамках БРИКС, «Большой двадцатки», в целом по линии Глобального Юга.

Следует выделить несколько ключевых факторов, влияющих на развитие сотрудничества Африканского континента не только с Россией, но и другими странами. Прежде всего, половина населения континента – это молодые люди в возрасте до 20 лет, развивающие агломерации и городские пространства (наблюдается движение в сторону урбанизации). Такой тренд как крайне большое количество молодого населения можно рассматривать как плюс, так и минус, хотя пока еще сложно говорить о реальном экономическом дивиденде для большинства стран Африки. Однако в будущем человеческий капитал станет мощным толчком и потенциалом для развития экономики и научно-технической отрасли африканских государств. Во-вторых, Африка богата природными ресурсами, включая минералы, нефть, газ и пахотные земли, что тоже является явным преимуществом Африканского континента в эпоху турбулентности.

Благодаря демографическому преимуществу (Африка – самый быстро растущий континент, до 2050 г. основной прирост населения придется на Африку[14]) и экономическому потенциалу, хотя в настоящее время Африка вносит небольшой вклад в мировую экономику (пока доля Африки в мировой экономике незначительна[15]), у африканских государств есть все возможности стать одним из ключевых регионов. Сегодня в Африке сосредоточено «20 % территории Земли, 16 % населения, и при этом крохотный, всего 2,7 % ВВП планеты»[16]. К тому же, африканские страны демонстрируют все большую активность на международной арене, выступая согласованно и координируя свои позиции, в том числе и в рамках Африканского союза.

Следовательно, говоря о будущих тенденциях развития Африки, можно предположить, что еще больше усилятся миграционные потоки. Во-первых, «к 2050 г. Африка станет домом для 25 % мировой рабочей силы»[17], однако большинство из этих активных молодых людей окажутся безработными, поэтому и устремятся за рубеж в поисках лучших карьерных возможностей и условий жизни в целом. Во-вторых, Африка будет еще больше привлекать инвесторов, прежде всего, в добывающую отрасль и инфраструктурные проекты, в том числе благодаря сотрудничеству африканских государств с КНР в рамках «Один пояс, Один путь» (ОПОП). Интересно и то, что Судан и Эфиопия, к примеру, являются основными заемщиками и торговыми партнерами Китая, в том числе и в рамках ОПОП, однако вместе с тем в военно-политическом отношении эти африканские государства зависят от сотрудничества с Россией. В-третьих, наметилось и развитие потребительских рынков на Африканском континенте, поскольку с ростом доходов населения будет расти и спрос на товары и услуги, что станет толчком для создания новых рынков сбыта. В-четвертых, Африка будет играть все более значимую роль в системе международных отношений. В контексте формирующегося многополярного мира, Африка как один из лидирующих игроков Глобального Юга представляет собой особого стратегического партнера России, в недавней концепции внешней политики которой это и отмечено. Так, в Концепции внешней политики России в новой редакции от 2023 г., в которой задается принципиально иной вектор стратегическому целеполаганию Российской Федерации[18]. Согласно новой Концепции, где обозначены ключевые тренды формирующейся международной среды в увязке с национальными интересами России, особое место отведено Африке. Так, страны Африканского континента обогнали по значимости Латинскую Америку и Запад в целом, заняв одно из приоритетных мест среди десяти региональных направлений российской внешней политики.

Новая динамика российско-африканских отношений будет связана, прежде всего, с развитием партнерства в тех сферах, где Россия обладает конкурентными преимуществами, производственными мощностями, высоким уровнем компетенций. Поэтому, во-первых, можно выделить следующие области, где российский опыт для Африки ценен: «нефтеперерабатывающая и горнодобывающая промышленность, атомная и гидроэнергетика, военно-промышленный комплекс, создание спутниковых информационно-коммуникационных систем, а также взаимодействие в области здравоохранения, образования, науки и культуры»[19]. Во-вторых, «понимание цивилизационных особенностей, африканских языков и диалектов, традиций и обычаев дает колоссальное преимущество при выстраивании двусторонних и многосторонних контактов между Россией и африканскими странами»[20]. В-третьих, необходимо активизировать работу «по ликвидации пробелов в договорно-правовой базе двустороннего сотрудничества России со странами Африки. Эта работа должна вестись как на уровне министерств и ведомств, так и через межправительственные комиссии. Важен интенсивный и непрерывный диалог по линии торгово-промышленных палат, деловых советов и бизнес-кругов»[21]. В-четвертых, важным аспектом является сотрудничество в сфере экономики, где Россия готова поделится опытом и знаниями, а также технологиями. Особое внимание уделяется военно-техническому сотрудничеству, в котором уже сложились доверительные отношения у России с африканскими партнерами.

Таким образом, Россия поддерживает африканские страны в их стремлении к устойчивому развитию, укреплению мира и безопасности, а также в борьбе с неравенством и неоколониализмом. Россия рассматривает Африку как стратегически важного игрока в процессе формирования новой мультиполярной системы международных отношений. Поэтому укрепление связей с Африкой является приоритетом российской внешней политики и отражает стремление страны к укреплению положения не только на международной арене, но и среди стран Глобального Юга, где Африканский континент занимает одну из ключевых позиций.



[1] Аналитика подготовлена в рамках гранта «Проектные научные коллективы РГГУ» в 2024 г. для реализации научно-исследовательского проекта «Глобальный Юг во внешнеполитической стратегии России: новые подходы и механизмы многостороннего сотрудничества».

[2] История отношений СССР и России со странами Африки // ТАСС. 27.07.2023. URL: https://tass.ru/info/18364521 (дата обращения: 12.02.2025)

[3] Россия и Африка. Новые ориентиры взаимоотношений / Ответственный редактор: Т. Л. Дейч, Е. Н. Корендясов. М.: Институт Африки РАН, 2010. 149 с. С. 110.

[4] Сидорова Г., Федотов В. Африка и Россия: сотрудничество с перспективой // Международная жизнь. № 5. 2010. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/246 (дата обращения: 12.02.2025)

[5] Там же.

[6] Сидорова Г., Федотов В. Африка и Россия: сотрудничество с перспективой // Международная жизнь. № 5. 2010. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/246 (дата обращения: 12.02.2025)

[7] В МИДе напомнили о списании Россией африканских долгов на $20 млрд // РБК. 13.11.2024 г. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/673409fb9a794718a46840d5 (дата обращения: 12.02.2025)

[8] Там же.

[9] Распоряжение Правительства РФ от 14.09.2009 N 1320-р «Об оказании Российской Федерацией поддержки беднейшим странам, пострадавшим в результате мирового финансового и экономического кризиса». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91669/ (дата обращения: 10.02.2025)

[10] Экономический суверенитет Африки: проблемы и решения. URL: https://roscongress.org/sessions/africa-2019-ekonomicheskiy-suverenitet-afriki-problemy-i-resheniya/discussion/ (дата обращения: 01.02.25).

[11] Егоренко А. Сочи-2019: ожидания Африки от предстоящего Саммита. URL: http://ravision2030.com/page5306968.html доступа: (дата обращения: 15.02.25).

[12] Третий саммит «Россия-Африка» пройдет в 2026 г. 

[13] Интервью информационному агентству ТАСС // Кремль. 21.10.2019. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/61858 (дата обращения: 10.02.2025)

[14] Глобальные вопросы повестки дня. Народонаселение // The UN. URL: https://www.un.org/ru/global-issues/population (дата обращения: 12.02.2025)

[15] «Африка — это не какое-то племя в юбках» - Всеволод Свиридов дал интервью MASHNEWS // Центр изучения Африки ВШЭ. 30.03.2023. URL: https://we.hse.ru/irs/cas/news/825335731.html (дата обращения: 20.02.2025)

[16] Экономический суверенитет Африки: проблемы и решения // Россконгресс. 23.10.2019. URL: https://roscongress.org/sessions/africa-2019-ekonomicheskiy-suverenitet-afriki-problemy-i-resheniya/discussion/ (дата обращения: 12.02.2025)

[17] Элис Сайша. Как спасти молодежь Африки // Forbes. 11.10.2020. URL: https://forbes.kz/articles/pridumat_zag_-_1 (дата обращения: 20.02.2025)

[18]Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31 марта 2023 г.) // МИД РФ. 31.03.2023. URL: https://mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/ (дата обращения: 12.02.2025)

[19] Африка: перспективы развития и рекомендации для политики России: доклад по итогам ситуационного анализа. М.: Международные отношения. 2021. 142 с.

[20] Продолжение открытого диалога со странами Африки: НИУ ВШЭ посетили ректоры вузов континента // ВШЭ. 07.05.2024. URL: https://www.hse.ru/news/921164745.html (дата обращения: 16.02.2025)

[21] Африка: перспективы развития и рекомендации для политики России: доклад по итогам ситуационного анализа. М.: Международные отношения. 2021. 142 с. 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся