Поп-культура как инструмент «мягкой» силы Японии (концепт «Cool Japan»)
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Михаил Смирнов, магистрант, базовая кафедра Института Китая и современной Азии РАН, факультет мировой экономики и мировой политики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Основоположником концепции «мягкая» сила, представляющей особый интерес в современной мировой геополитики, стал профессор Гарвардского университета Дж. Най, который определил концепт «мягкая» сила как «совокупность политики одного государства, направленной на формирования у других государств приятного облика данной страны путем ненасильственных мер, основанных на использовании культуры, политических ценностей и бизнеса»[1].
Источник: QWEN CHAT
Поскольку японская публичная дипломатия, являющаяся неотъемлемой частью стратегии «мягкой» силы, старается идти в ногу со временем, поэтому, уже к существующим методам распространения «мягкой» силы, пришедшим из прошлого века, – фильмам и технологиям – добавляются новые методы культурного влияния – компьютерные игры и анимэ. Все это объединяется в концепт «Cool Japan», появившийся в Японии в начале 21 века, который изначально использовался негосударственными японскими институтами распространения «мягкой» силы. Но вскоре этот лейбл был замечен правительством и стал сегодня использоваться для объединения различных культурных течений в Японии с целью консолидации сил и «мягкого реагирования» на развитие соседних стран Восточной Азии.
Находящаяся с 1990-х годов в некотором кризисе японская экономика нуждается в пополнении финансового сектора, однако индустрии, приносившие Японии доход в прошлом веке, в 21 столетии становятся все менее перспективными[2]. В этот момент японские власти приняли план о продвижении так называемых «креативных отраслей» экономики, в которые помимо дизайнерских продуктов, товаров ручного производства входят и печатная продукция, фильмы, анимация и сопутствующие товары. Иными словами, на первый план в рамках продвижения японской «мягкой» силы выходит именно поп-культура – манга и анимэ.
Однако от стратегии «Cool Japan» не отстают и бизнес-круги, несмотря на стремление правительства контролировать частный сектор и в некотором роде пытаться играть ведущую роль в экономике. Наряду с созданием полуправительственных организаций таких, как, к примеру, Cool Japan Fund, занимающихся продвижением креативных продуктов в других странах. Финансовые ресурсы Cool Japan Fund формируются за счет средств специального счета промышленных инвестиций совместно с частными компаниями[3].
Несмотря на создание такого рода государственных или полугосударственных учреждений, частные компании занимают в креативной отрасли ведущие позиции. Компании-гиганты по типу Kadokawa или Nintendo продолжают удерживать одну из значимых ролей в импорте продуктов поп-культуры[4]. Такие компании занимаются дистрибьютером печатной продукции манга. В особенности, популярным становится транслирование японского анимэ, права на которые покупают известные западные компании и киноиндустрии[5].Также стоит отметить всё увеличивающиеся продажи японских компьютерных игр. Сектор, изначально появившийся в Японии для домашнего потребления, разросся до невероятных масштабов, и ежегодно приносит японским компаниям, занимающимся разработкой компьютерной продукции, огромную прибыль.
Таким образом, современная экономика Японии в большей степени зависит от поступлений, приходящихся на креативную отрасль, в которой, в свою очередь, одно из ключевых мест занимает именно продвижение товаров, связанных с поп-культурой. Япония посредством продвижения такой продукции не только стремится вернуть былые темпы экономического роста, но и продолжает укреплять свои позиции в сфере продвижения политики «мягкой» силы.
[1] Nye, Joseph S. (2008). Public Diplomacy and Soft Power. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 616 (1). Pp. 94–109.
[2] Zykas A. Traditional and popular cultural discourses within the post-war development of Japan’s cultural diplomacy. Acta Orientalia Vilnensia. 12. 2011. Pp. 105-119.
[3] Тимонина И.Л. Япония: стратегия продвижения креативных отраслей за рубеж // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2017. №4. С. 29 – 39.
[4] Там же.
[5] Матосян А.Э. Культурная дипломатия Японии как стратегия мягкого присутствия // Русская политология. 2020. № 4 (17). С. 24 – 27.