Украинский террор: над международным гуманитарным правом
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
О грубых нарушениях норм международного гуманитарного права со стороны Украины в контексте специальной военной операции
Вместо введения: доклад Amnesty International
В пресс-релизе правозащитной организации Amnesty International подчеркивается, что украинские военные подвергают опасности гражданское население Украины, создавая базы и применяя системы вооружения в жилых районах, в том числе в школах и больницах. Украинская тактика нарушила международное гуманитарное право, поскольку они превратили гражданские объекты в военные цели.
Источник: Reuters
Международное гуманитарное право требует, чтобы все стороны в конфликте избегали размещения в максимально возможной степени военных объектов в густонаселенных районах или вблизи них. Другие обязательства по защите гражданского населения от последствий нападений включают удаление гражданских лиц из окрестностей военных объектов и эффективное предупреждение о нападениях, которые могут повлиять на гражданское население.
Как отмечает генеральный секретарь Amnesty International А. Калламар: «Мы задокументировали, что украинские силы подвергают риску гражданское население и нарушают законы войны, когда действуют в населенных районах. Нахождение в оборонительной позиции не освобождает украинских военных от соблюдения международного гуманитарного права. Военные никогда не должны использовать больницы для ведения боевых действий и должны использовать школы или дома гражданских лиц только в качестве последнего средства, когда нет жизнеспособных альтернатив. Украинское правительство должно немедленно обеспечить размещение своих сил вдали от населенных районов или эвакуировать гражданское население из районов, где действуют военные».
Кроме того, аналитики Amnesty International пришли к выводу, что украинские военные использовали больницы в военных целях. Подобные действия украинских властей грубо нарушают международное гуманитарное право. Украинские военные также регулярно создают базы в школах в городах и селах на Донбассе и в Николаевской области. В 22 из 29 посещенных школ представители Amnesty International либо обнаружили солдат, использующих гражданские помещения, либо обнаружили доказательства текущей или предыдущей военной деятельности, включая наличие военной формы, выброшенных боеприпасов, пакетов с армейскими пайками и военных транспортных средств.
Когда вооруженные силы действуют в населенных жилых районах, стороны, находящиеся в состоянии войны, должны принимать все возможные меры предосторожности, чтобы свести к минимуму вред, который причиняется мирным жителям. Международное гуманитарное право прямо запрещает такие тактические методы, как использование «живых щитов», для предотвращения нападений на военные объекты. Однако, если одна сторона не отделяет своих бойцов от мирных жителей и гражданских объектов, это не освобождает противника от предусмотренной положениями международного гуманитарного права обязанности ограничивать нападения комбатантами и военными целями и принимать все необходимые меры предосторожности для того, чтобы атаки не затронули мирных жителей и гражданские объекты.
Международное гуманитарное право запрещает умышленные нападения на гражданских лиц, не принимающих участия в боевых действиях, неизбирательные нападения (при которых не проводится различия между гражданскими и военными целями) и несоразмерные нападения (побочным результатом которых, как можно ожидать, станет причинение мирным жителям чрезмерно большого вреда по отношению к предполагаемому конкретному и непосредственному военному преимуществу). Такие нападения являются военными преступлениями.
Международное гуманитарное право и законы войны
В соответствии со статьей 6 (b) Устава Нюрнбергского трибунала, к военным преступлениям, в частности, отнесены нарушения законов и обычаев войны, в том числе убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства либо истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное необходимостью; другие преступления. Руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного к совершению любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за все свои действия, совершенные любыми лицами в целях осуществления такого плана.
В свою очередь, в статье 3 Конвенции о защите гражданского населения во время войны отмечается, что в случае вооруженного конфликта каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять как минимум следующие положения. Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением, без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев. С этой целью запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания; взятие заложников; посягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное и унижающее обращение; осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.
Согласно исследованию Международного Комитета Красного Креста (МККК) в области обычного международного гуманитарного права, гражданские лица пользуются защитой от нападений в вооруженных конфликтах, за исключением случаев и на тот период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях. В соответствии с устоявшейся нормой, также применимой к вооруженным конфликтам, государства должны расследовать военные преступления, предположительно совершенные их гражданами или вооруженными силами или на их территории, и при необходимости привлекать подозреваемых к уголовной ответственности. Государства также обязаны расследовать другие военные преступления, в отношении которых они обладают юрисдикцией, и при необходимости привлекать подозреваемых к уголовной ответственности (согласно норме № 158 упомянутого выше исследования МККК). Государства, участвующие в многонациональных операциях под эгидой международной организации, обязаны гарантировать соблюдение своим национальным контингентом всей совокупности норм международного гуманитарного права, включая международное обычное гуманитарное право, в том числе посредством осуществления дисциплинарных и уголовных полномочий, сохраняемых за государствами.
Кроме того, нормы международного обычного права применяется и к международным вооруженным конфликтам. Запрещены нападения, которые, как можно ожидать, попутно повлекут за собой гибель гражданского населения, ранения и причинение ущерба гражданским объектам или и то и другое вместе, что было бы чрезмерно по отношению к ожидаемому конкретному и непосредственному военному преимуществу.
В статье 57 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, представлена норма международного обычного права, которая применяется как к международным вооруженным конфликтам, так и к вооруженным конфликтам немеждународного характера (также нормы № 15–21 упомянутого выше исследования МККК). В соответствии с данным принципом, при проведении военных операций следует избегать нанесение любого ущерба гражданскому населению и гражданским объектам и следует принимать все возможные меры предосторожности, в том числе при выборе средств и методов нападения, чтобы избежать случайных смертей среди гражданского населения, ранений гражданских лиц и причинения случайного ущерба гражданским объектам, и в любом случае свести их к минимуму.
Следует принимать все практически возможные меры для того, чтобы удостовериться в том, что объекты нападения являются военными, и оценить, можно ли ожидать, что нападение вызовет случайные смерти среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и причинение случайного ущерба гражданским объектам или то и другое вместе, было бы чрезмерным по отношению к ожидаемому конкретному и непосредственному военному преимуществу. Каждый участник конфликта должен заблаговременно эффективно предупреждать о нападениях, которые могут затронуть гражданское население, за исключением тех случаев, когда этого не позволяют сделать обстоятельства, например, когда элемент неожиданности необходим для успеха операции или для безопасности нападающих сил. Обязательство принимать все «возможные» меры предосторожности было истолковано многими государствами как обязанность принимать такие меры предосторожности, которые осуществимы или практически реализуемы с учетом всех обстоятельств, преобладающих на соответствующий момент времени, включая гуманитарные и военные соображения.
В тех случаях, когда во время ведения боевых действий гибель людей, как представляется, наступила в результате нападения, следует проводить экспертизу после окончания операции с тем, чтобы установить факты, в том числе касающиеся точности выбора мишени. При наличии разумных оснований подозревать, что было совершено военное преступление, государство должно проводить полное расследование и возбуждать уголовное преследование в отношении ответственных за него лиц. При наличии каких-либо подозрений или утверждений в отношении того, что смерть наступила в результате нарушения международного гуманитарного права, которое неравнозначно военному преступлению, и когда в соответствии с международным гуманитарным правом специально не требуется проводить расследование («официальное дознание») по факту такого случая смерти, как минимум необходимо дальнейшее дознание. В любом случае при выявлении доказательств совершения противоправных действий следует проводить полное расследование.
Основные принципы и руководящие положения ООН, принятые в рамках Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 60/147 от 16.12.2005, предусматривают проведение государствами «эффективных, незамедлительных, тщательных и беспристрастных» расследований по фактам нарушения международного гуманитарного права. Украина игнорирует международное гуманитарное право, используя людей в качестве «живых щитов» для предотвращения нападений на собственные военные объекты.
Вместо заключения: критерий «здравомыслящего военного командира»
В условиях специальной военной операции действия руководства Украины продолжают характеризоваться ужасающими нарушениями международного гуманитарного законодательства и попранием прав человека с тотальным игнорированием принципов гуманности и «невыносимых страданий» граждан. Украина в связке с коллективным Западом совершает военные преступления и допускает серьезные нарушения прав человека, в том числе практически безнаказанно совершает действия, приравнивающиеся к преступлениям против человечности.
Действия украинских властей являются несовместимыми с международным гуманитарным правом, поскольку они создают угрозу для жизни гражданского населения и других лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права, включая нападения на гражданское население, гражданские объекты и объекты, необходимые для выживания гражданского населения, неприменение принципов предосторожности и соразмерности, а также использование людей в качестве «живого щита», что представляет собой нарушение статьи 6 Международного пакта о гражданских и политических правах.
В международном праве предусмотрены критерии применения смертоносной силы в отношении лиц или объектов, нападения на которые предположительно повлекут за собой лишение жизни, включая правовое основание для конкретных нападений, процесс выявления военных целей и комбатантов или лиц, принимающих непосредственное участие в военных действиях, обстоятельства, при которых применялись соответствующие средства и методы ведения войны, и рассматривались ли менее опасные альтернативы.
Более того, если международное гуманитарное право применяется к конфликту и к рассматриваемому экстерриториальному инциденту (как в данном случае), то государство связано обязательством проводить надлежащее расследование в соответствии с международным гуманитарным правом. Действия украинских властей нарушают законы войны, о чем свидетельствует использование со стороны вооруженных сил Украины своих мирных граждан в качестве живого щита. Совет Безопасности ООН в своей Резолюции № 1894 от 11.11.2009 самым решительным образом осуждает использование воющими сторонами групп гражданских лиц в качестве «живого щита».
Наконец, в докладе комиссии Голдстоуна о конфликте в секторе Газа в 2009 г. был выделен важный критерий, в соответствии с которым «здравомыслящий военный командир» не приказывает осуществлять нападение, если можно ожидать, что оно приведет к «потерям человеческих жизней среди гражданского населения, которые окажутся чрезмерны по отношению к ожидаемому военному преимуществу». Действия со стороны украинских властей с использованием «человеческих щитов» и многочисленных призывов расистского характера являются посягательством на человеческое достоинство, грубо нарушающие нормы международного гуманитарного права.
Директор Центра экономического анализа права и проблем правоприменения Института экономический стратегий РАН
Блог: Блог Сергея Луценко
Рейтинг: 0