Проблемы развития электоральных процессов в Европейском союзе
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Александр Пешеньков, студент факультета истории, политологии и права РГГУ.
В современном мире все более заметной становится тенденция политической и экономической регионализации, которая также затрагивает избирательные институты. Фактически на всех континентах развертываются процессы формирования межгосударственных объединений, которые рано или поздно сталкиваются с вопросами обеспечения легитимности и связи с гражданами входящих в объединения стран. В этой связи возрастает актуальность анализа опыта и уроков европейской интеграции как наиболее продвинутой формы межгосударственного сотрудничества. Созданные в ее рамках общеевропейские законодательные и электоральные институты представляют собой актуальный предмет для анализа.
Избирательная система в рамках ЕС имеет двухуровневую структуру, включающую общеевропейский и национальный уровни [1]. Депутаты Европейского парламента избираются в каждом государстве-члене по пропорциональной системе посредством всеобщего прямого, свободного и тайного голосования. Минимальный порог прохождения кандидатов на выборах в ЕП не должен превышать в странах-членах 5% от общего числа голосов. Депутаты Европейского парламента не могут одновременно входить в состав национальных представительных органов государств-членов (кроме Ирландии и Великобритании, в которых сохранена данная практика совмещения, имевшая место до 1979 г.) [2].
Национальный уровень регламентируется национальными законодательствами стран-членов ЕС. Так, каждое государство само определяет количество избирательных округов и устанавливает заградительный барьер до 5% (в некоторых странах барьер отсутствует). Во всех странах национальные партии формируют списки кандидатов и проводят избирательную кампанию [3]; в Польше и Ирландии допускается выдвижение независимых депутатов.
Гражданин ЕС может голосовать и баллотироваться в качестве кандидата в Европарламент от любого государства-члена Союза, если он в нем проживает, даже не имея гражданства данной страны.
Двухуровневость избирательной системы в рамках ЕС в значительной степени обусловливает проблематику развития электоральных процессов на общеевропейском уровне. Так, существенная проблема — относительно низкая явка на выборах в Европарламент, демонстрирующая тенденцию к уменьшению. По сравнению с выборами в Европарламент 2009 г. в 2014 г. явка сократилась с 42,97% до 42,61%, то есть на 0,36%. Однако в 1979 г., когда впервые были введены прямые выборы, явка составляла около 2/3 населения стран-членов. Средний уровень явки на выборы в Европарламент в странах Восточной Европы, вступивших в ЕС после 2000 г., значительно ниже явки в странах Западной Европы (33% и 53% соответственно). Таким образом, существует четкий дисбаланс в региональном измерении электоральной активности.
В низкой явке отражаются проблемы недостаточной связи с избирателями наднациональных институтов, недостаточном участии граждан ЕС в политическом управлении Евросоюзом, который по-прежнему часто рассматривается как «проект элит», что естественно, учитывая генезис ЕС как международной организации, постепенно приобретавшей признаки квазифедерации.
В дискуссиях о создании единого общеевропейского избирательного округа (в настоящий момент избирательные округа «нарезаются» по решению национальных правительств стран-членов ЕС) находят отражение дебаты о реформах политической системы ЕС в целом. Речь идет о вопросах целесообразности создания общеевропейского избирательного округа, в рамках которого будет распределяться 10% мест в Европарламенте. Непосредственное участие в выборах по общеевропейскому округу будут принимать европартии, что позволит приблизить общеевропейские институты к гражданам ЕС. Кроме того, для избирателей появится возможность выбирать кандидатов из других стран, что может усилить чувства европейского гражданства и идентичности, а также укрепить общеевропейскую повестку в Европарламенте, который сегодня по-прежнему для многих евродепутатов служит площадкой для продвижения местной, а не общеевропейской политической повестки.
Тем не менее нельзя не обратить внимание на ряд существующих организационно-финансовых, технических и политических проблем, встречающихся на пути создания общеевропейского избирательного округа. Прежде всего, нет гарантий, что указанные реформы приведут к ожидаемым результатам в плане расширения возможностей граждан ЕС по участию в общеевропейских процессах управления, преодоления так называемого «дефицита демократии» в Евросоюзе. Риск заключается в том, что в общеевропейском избирательном округе преимущество могут получить крупные европартии, тем самым сократится реальный спектр интересов, представленный в Европарламенте.
За этой общей проблемой кроется целый ряд локальных трудностей. Существует риск возникновения пропасти между электоратом и политическими представителями, так как механизмы прямого контроля избирателей над европартией отсутствуют, ведь она не будет привязана к конкретной территории и местному сообществу. В этой связи открытым остается вопрос о том, как европартии будут определять свой электорат и выстраивать политические программы. Ведь европартии, по крайней мере в теории, должны ориентироваться на весь потенциальный электорат 28 стран-членов Союза. В ЕС еще не сформировалась единая общеевропейская идентичность, которая могла бы в сколько-нибудь существенных аспектах заменить национальную самоидентификацию избирателей, поэтому избирателям будет трудно отождествлять себя с политиками, которые даже не разговаривают на их родном языке.
Наконец, существует риск, что партии евроскептиков могут создать реальную консолидированную оппозицию в рамках Европарламента, используя его как площадку и инструмент для продвижения антиинтеграционной повестки. Ведь в случае образования единого избирательного округа представители «антисистемных сил» не будут «разведены по национальным комнатам», и следовательно, им будет проще образовать крупную фракцию евроскептиков в Европарламенте.
Таким образом, процесс реформы избирательной системы ЕС представляется крайне сложным и многофакторным. В настоящее время в условиях двухуровневой избирательной системы в ЕС на общеевропейском уровне определены базовые избирательные нормы и существуют европартии, выполняющие роль зонтичных организаций для национальных партий. На национальном уровне избирательное законодательство варьируется, а национальные партии непосредственно конкурируют за голоса избирателей. По итогам выборов европартии составляют основу фракций в ЕП, которые борются между собой за влияние на политические процессы в ЕС.
В этих условиях дальнейшее развитие избирательной системы требует отказа от суверенитета со стороны национальных государств, передачи все более значительной части властных полномочий на наднациональный уровень ЕС, а также укрепления общеевропейской идентичности избирателей. Данные процессы требуют длительного времени для своего развертывания. Поэтому сегодня избирательная система ЕС находится на стадии трансформации, которая еще очень далека от своего завершения.
1. Решение Совета Европейского Союза от 25 июня и от 23 сентября 2002 г. № 2002/772/ ЕС, Евратом “Об изменении Акта относительно выборов представителей в Европейский парламент на основе всеобщего, прямого избирательного права, приложенного к Решению 76/787/ ЕОУС, ЕЭС, Евратом“, 2002.
2. Там же.
3. Стрежнева М.В. Структурирование политического пространства в Европейском союзе (демократизация) // Мировая экономика и международные отношения, 2010. – № 1. – С. 61–72.
Литература
1) Буторина О.В. Европейская интеграция: учебник / под ред. О.В. Буториной. – М. : Деловая литература, 2011. – 720 с.
2) Лафитский В.И. Выборы в Европейский парламент // Журнал российского права, 2005. – № 4.
3) Узнародов И.М. Евроскептицизм после кризиса // Современная Европа. – 2015. – № 1 (61). – С. 26-36.