Российская цифровая дипломатия: 7 событий прошедшего года
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Одним из лауреатов Премии Рунета 2014 стал Депаратамент информации и печати (ДИП) Министерства иностранных дел России. Замглавы департамента Мария Захарова, ставшая за последние пару лет главным спикером МИДа в интернете, получая награду, заметила: "Вы себе не представляете, насколько порой бывает сложно дипломатам "чичеринской" школы освоить новые технологии".
Практику использования дипломатами соцсетей, блогов и других интернет-сервисов во внешнеполитической деятельности в целом называют цифровой дипломатией. Ещё несколько лет назад, когда дипломаты только пытались подружиться с интернет-аудиторией, эффективность и целесообразность таких экспериментов нередко ставилась под сомнение, во многом из-за свойственного
этому сообществу консерватизма. Однако сегодня цифровая дипломатия становится обязательной частью информационной работы внешнеполотических ведомств практически во все странах (даже в непризнанных). По большому счёту, дипломаты “догнали” свою аудиторию, давно поселившуюся в сети.
МИД начал работать в интернете не вчера. Помимо популярных официальных страниц в Facebook и Twitter, которыми управляет ДИП, более сотни аккаунтов в разных соцсетях ведут зарубежные представительства России. С начала 2014-го года активность и число подписчиков большинства аккаунтов возросли, во многом в связи с ситуацией на Украине и ухудшением отношений между Россией и Западом. Кроме этого в 2014-м году в российской цифровой дипломатии появился ряд любопытных нововведений, о которых мы сегодня вспомним.
1. Хэштег-дипломатия
В середине апреля МИД в своих официальных аккаунтай в Twitter стал сопровождать твиты об Украине меткой #UnitedForUkraine. Этот хэштег был запущен Государственным департаментом США в марте после выступления Барака Обамы, в котором и прозвучала оригинальная фраза. Американские дипломаты оказались в некоторой растерянности от того, что Россия перехватила дискуссию и стала использовать хэштгег для критики политики США. Прессекретарь Госдепартамента Джен Псаки выразила надежду, что Россия “будет вести себя в соответствии с тем, как предписывает хэштег”, что вызвало волну едких комментариев в адрес Госдепартамента в американских соцсетях. В МИДе ответили с недоумением: с каких пор США обладают монополией на всё хорошее?
Также в мае МИД в числе первых поддержал хэштег #SaveOurBoys - кампанию с требованием освободить похищенных на Украине журналистов LifeNews. Сам хэштег был запущен телеканалом и по форме повторял популяный на Западе призыв освободить нигерийских школьниц, похищенных исламистской группировкой Боко Харам, - #BringBackOurGirls. Таким образом, МИД послал и сопутствующее послание: готовы ли на Западе признать нарушения прав человека везде или только там, где им выгодно?
#SaveOurGuys pic.twitter.com/Oq5ctPukQJ
— МИД РФ (@MID_RF) 20 мая 2014
2. “Война картинок”
В традиционной дипломатии формат общения между внешнеполитическими ведомствами государств строго регламентирован - это, например, обмен нотами или публичные выступления, в которых стороны посылают друг другу определённые сигналы и так далее. Но в интернете одна картинка нередко лучше тысячи слов, и дипломаты начинают перенимать сетевую манеру общения и откровенно троллить друг друга.
Главная “схватка” года разгорелась в конце августа, когда аккаунт Постоянного представительства Канады при НАТО разместил в своём аккаунте карту России и Украины (обозначенной как не-Россия) с подписью “руководство для российских солдат, которые продолжают теряться и ‘случайно’ попадать на Украину”. Российское постпредство вскоре ответило - также в Twitter - картой, чтобы помочь канадцам “разобраться с современной географией”, на которой Крым обозначен в составе России, а Абхазия и Грузия - как независимые государства. Несколько дней спустя ещё один ответ пришёл, откуда не ждали. Посольство России в ОАЭ в Twitter выложило фото игрушечной военной техники с подписью: “Произошла утечка новых разведданных НАТО о вторжении российских войск на Украину! Кажется, на настоящий момент эти самые убедительные!" Твиты Постпредства в НАТО и Посольства в ОАЭ с упомянутыми картинками вошли в число самых популярных среди всех аккаунтов МИДа за 2014-й.
#NATO's latest evidence of #Russian armor invading #Ukraine has been leaked! Seems to be the most convincing ever! pic.twitter.com/nMdXdILX6q
— Russian Embassy, UAE (@RusEmbassyUAE) 3 сентября 2014
3. Твитер Историко-документального департамента МИД
В октябре МИД представил специальный аккаунт в твитере, посвящённый истории российской дипломатии. Ведёт его Историко-документальный департамент, занимающийся в числе прочего рассекречиванием и публикацией архивных материалов. Для департамента твиттер - это хорошая возможность рассказать о своей работе более широкой аудитории. Например, об интерактивной карте Российско-американского исторического и культурного наследия (которую по-хорошему стоило бы сделать на основе карт Яндекса или Google).
20 ноября 1815 г. Россия и союзные державы подписали в Париже акт о "вечном нейтралитете" Швейцарии. Документ АВПРИ pic.twitter.com/e9w4O2vYLF
— История дипломатии (@diplohistory) 21 ноября 2014
4. Приложение для телефонов “Зарубежный помощник”
В октрябре МИД выпустил первое приложение “Зарубежный помощник”, разработанное компанией Сайтсофт, которая создавала приложения для МЧС, МВД и Следственного комитета. Оно даёт возможность гражданам России, выезжающим за границу, получать информацию о чрезвычайных ситуациях, а также загрузить справку о той или иной стране. Пользователь может зарегистрировать своё пребывание за границей, узнать, как связаться с диппредставительством в стране пребывания или даже заказать звонок от российских дипломатов. Правда, последняя функция пока доступна только в пяти странах: Армении, Иордании, Камбодже, США и Словении. Приложение вышло для Android, iOS и Windows Phone, однако пока не пользуется большим спросом: в iTunes у него всего 11 оценок, а в Google Play - 24 и 100-500 скачиваний.
5. Рекламная кампания “Миру - МИД”
МИД провёл небольшую кампанию с целью привлечь новых пользователей. Для этого было подготовлено несколько изображений с вопросом либо слоганом на русском и английском языках и адресом официального сайта министерства. Пожалуй, самый интригующий из вопросов - “Who is who to lecture?” - отсылает к фразе, якобы произнесённой министром иностранных дел Сергеем Лавровым в телефонном разговоре со своим британским коллегой.
Существенным недостатком кампании было то, что она проводилась преимущественно в мидовских аккаунтах и вряд ли помогла расширить аудиторию. С этой кампанией МИД принял участие в конкурсе социальной рекламы среди органов государственной власти, проводимом агентством “Россия сегодня”, но в число лауретов не попал.
6. Аккаунт во Flickr
В феврале МИД зарегистрировался на фотохостинге Flickr. Помимо того, что любители протокольной фотографии теперь могут сохранять хайрезы любимых снимков, это событие интересно с точки зрения того, как в централизованной организации реализуются нововведения. В данном случае процесс шёл снизу вверх: ещё с осени 2011-го года Flickr использовало посольство России в Великобритании - одно из ведущих российских загранпредставительств в области цифровой дипломатии, а с осени 2013-го - посольство в США. Центральный аппарат, таким образом, взял решение, уже опробованное на местах. Следом аккаунты на фотохостинге завели посольства в Австралии, Германии и Сингапуре.
7. Аккаунт в Storify
Первую подборку в Storify МИД сделал в конце 2013-го года, но в 2014-м дипломаты по-настоящему начали использовать сервис для систематизации своей возросшей активности в соцсетях. Пробным камнем стала подборка в стиле “капустника” ко Дню дипломатического работника, в которой твиты загранпредставительств сопровождаются шуточными номинациями. На настоящий момент в аккаунте уже больше 40-ка “историй”, большинство из них посвящены определённым событиям и составлены из твитов как мидовских, так и других пользователей. Но если без политики, то лучшая - это подборка снимков #Фотомир от российских дипломатов из разных уголков планеты.
Наступление песчаной бури в пригороде #Хартума. Sand storm approaching in the outskirts of #Khartoum #фотомир pic.twitter.com/4eOIf7kJM9
— Russia in Sudan (@Rusembsudan) 15 октября 2014
* * *
Вместо заключения: конечно, МИД не обошла стороной эпидемия селфи - Сергей Лавров увеличил свой личный зачёт появления на них с нуля как минимум до четырёх (1, 2, 3, 4).