Блог СНО ФМО СПбГУ

Война с памятниками в Эстонии: как обошлось без новой «бронзовой ночи»

25 сентября 2023
Распечатать

В 2022 году конфликт на Украине резко обострил вопрос о памятниках советским воинам в Эстонии, которые играют важную роль для самоидентификации русской общины. Монументы и ранее противоречили государственному историческому нарративу, что показало широкое сопротивление переносу «Бронзового солдата» в 2007 году. На этот раз вслед за решением властей перенести монументы протестов не последовало, но демонтаж советских памятников только повышает их значение для русских эстоноземельцев, которые видят в этом проявление конфликта с государством и чувствуют свою всё большую отчуждённость.

narva.jpg

Eero Vabamägi / Global Look Press

Автор: Дмитрий Попов, выпускник ФМО СПбГУ; 2 курс магистратуры НИУ ВШЭ, программа «Восточноевропейские исследования».

«Войны памяти» стали важным аспектом конфликта на Украине. Для России особую роль играет Великая Отечественная война: правящий украинский режим сопоставляется с нацистами, а победа Красной Армии над Третьим Рейхом должна воодушевлять на новые подвиги. В ответ на это в Европе действия России на Украине стали всё прочнее связывать с образом СССР во Второй Мировой войне, что привело к дальнейшему переосмыслению роли Советского Союза в мировом конфликте. Особенно это характерно для Центрально-Восточной Европы, стран бывшего соцлагеря, где ещё с 1990-х гг. продвигается нарратив «двух оккупаций», ответственности двух тоталитарных режимов — нацистского и советского — за развязывание войны. Таким образом, советские герои-освободители окончательно теряют свой победоносный облик, превращаются в новых оккупантов и символ «агрессивных действий» РФ.

Если советские солдаты получают такую репутацию, то встаёт вопрос о целесообразности сохранения установленных им памятников. К тому же эти дискуссии о монументах вписываются в ещё более общий контекст переосмысления роли памятников. Последние годы показали, как даже в США и Западной Европе происходила переоценка таких национальных героев, как Джордж Вашингтон или Уинстон Черчилль, из-за неприятия обществом их отношения к расизму.

Правительство Эстонии разворачивает «войну с памятниками»: медленно, но верно

Итак, в Эстонии посчитали, что монументы советским воинам, которые теперь олицетворяют российскую политику на Украине, сохранять не следует. Уже с февраля 2022 года на эти памятники происходили нападения вандалов, а в августе правительство Каи Каллас объявляет о создании картографической группы, которая должна была определить ценность каждого монумента. В результате её работы 244 памятника посчитали идеологически нагруженными и поэтому подлежащими сносу или замене [1].

Руководство страны предлагает единые аргументы для демонтажа. Памятники прочно связывают с действиями России на Украине, «военными преступлениями», которые монументы якобы оправдывают [2]. Объясняется, что их перенос из публичных мест освободит их «от служения идеологии».

Украинский конфликт, тем не менее, лишь стал поводом для решительных действий по сносу памятников. Монументы советским воинам и раньше противоречили эстонскому государственному нарративу, постоянно вызывали дискуссии. В эстонской политике памяти значимую роль играет концепция трёх оккупаций во время Второй Мировой войны, где советские воины называются захватчиками, а Эстонская ССР исключается из национальной истории и подаётся враждебной [3]. Однако возможное противодействие русской общины вынуждало политиков Эстонии не трогать это прошлое, поскольку уже существовал опыт 2007 г., когда перенос Монумента освободителям Таллинна («Бронзового солдата») с холма Тынисмяги на Военное кладбище вызвал волнения в стране, получившие название «бронзовой ночи». Её повторения опасались и на этот раз.

Советские памятники до сих пор нужны русским эстоноземельцам

Итак, эстонские власти полагали, что памятники советским воинам как «места памяти» очень значимы для русской общины Эстонии. Её основную часть составили переселившиеся в страну в советское время, и поэтому образы Советской Эстонии играют для них заметную роль. Образ ностальгии по СССР определяется нынешним положением русских эстоноземельцев, часть которых не стали полноценными гражданами страны, ограничены в политических правах, чей язык не имеет в Эстонии официального статуса [4, p. 43–46]. В 2017 году лишь треть русских эстоноземельцев идентифицировала себя с Эстонской Республикой [5]. Коммеморация Великой Отечественной войны позволяет русской диаспоре противопоставить себя эстонскому государству (в т. ч., например, отмечать 9 мая День Победы в противовес Дня Европы [6, с. 21]).

Роль советских памятников для современной идентичности русского сообщества показывал уже упомянутый перенос «Бронзового солдата», который расколол общество именно по национальному признаку. Члены русской общины проводили «ночной дозор» для охраны монумента, выходили на акции протеста и в качестве возмездия нападали на эстонские магазины. Перенесённый монумент остался значимым «местом памяти» для русской общины, где продолжали проходить памятные мероприятия, закрепляющие её нарратив о войне, а также стал означать борьбу за его сохранение [7], что усилило его роль в идентичности русских эстоноземельцев.

В 2022 году ситуация, казалось, была аналогичной и даже более масштабной: демонтаж монументов по всей Эстонии. Однако даже самый яркий случай — перенос в музей танка Т-34 в Нарве — не вызвал серьёзного противодействия. У монумента собралось 50–60 человек [8], которые организовывали дежурства, приносили цветы, ставили свечи, показывая, что памятник для них важен и действия национальных властей они не принимают. Члены русской общины лишь делились своими переживаниями и эмоциями («Плачу весь день, даже дети не сдерживают слёз и не понимают, как такое можно было сотворить», «Весь день держусь. Слёзы так и просятся наружу» [9]). Мэр города Катри Райк изначально подчёркивала, что «танк — не самая большая проблема в Нарве», а среди действительно насущных вопросов можно выделить «цены на отопление и электричество, рабочие места, образование на эстонском языке» [10]. Резкую критику решения эстонских властей можно обнаружить лишь в отдельных заявлениях русских депутатов (например, Михаила Стальнухина), но они не прослеживаются в официальной риторике Центристской партии, опирающейся на поддержку русской общины [11].

Не примирение, а «молчаливое сопротивление»

Тем не менее спокойное отношение русской общины к демонтажу не говорит о примирении в эстонской «войне памяти». Во-первых, непосредственным поводом к демонтажу стали внешние причины, конфликт на Украине, и объяснение сноса монументов действиями РФ могло быть действенным для части русских, которые осудили политику Москвы. Во-вторых, и так сложное положение русского сообщества в Эстонии, нежелание руководства прислушаться к его проблемам и тот же пример переноса «Бронзового солдата», когда сопротивление ничего не поменяло, вынуждало быть пассивными. Этому способствовала и готовность властей страны к возможным беспорядкам, их осторожность, но и активное привлечение полиции в моменты сноса известных памятников [12].

Наконец, не для всех русских эстоноземельцев важны образы Великой Отечественной войны, многие пытаются выстроить свою идентичность вокруг других событий прошлого. Опросы показывали, что треть русского населения Эстонии согласилась с переносом [13]. Некоторые представители общины, например, Владислав Велижанин, из Социал-демократической партии, предлагал «развенчивать миф о русском солдате-освободителе», который в виде «каменных штыков» и «ржавых танков» не должен быть национальным символом русского сообщества [14].

Но проблема не была решена, она лишь показала разобщённость частей эстонского общества, отсутствие коммуникации между русской общиной и властями. Молчание русских тоже было своего рода протестом. В то же время снесённые памятники, как и в случае с «Бронзовым солдатом», наоборот, начинают играть ещё большую роль для самоидентификации русских, ведь теперь они включают память не только о Великой Отечественной войне, но и о нынешнем конфликте с властями. На место демонтированного танка и спустя несколько месяцев люди приходят принести цветы и выставить свечи [15].

* * *

Итак, монументы советским воинам сохраняют значимость как «мест памяти» русских эстоноземельцев. Конфликт на Украине не смог полностью изменить образ памятников, далеко на все русские в Эстонии приняли подход правительства, а отсутствие видимого сопротивления демонтажу лишь говорит об их отчуждённости и понимании невозможности влиять на решения национальных властей. Однако теперь русские могут использовать память не только о Второй Мировой войне, но и нынешней борьбе за памятники для подчёркивания своего особого и непростого положения в Эстонии.

Список источников и литературы:

1. Komisjon soovitab Tehumardi memoriaali alles jätta, Maarjamäe ja pronkssõduri osas seisukohta ei andnud // ERR. 23.11.2022. URL: https://www.err.ee/1608797923/komisjon-soovitab-tehumardi-memoriaali-alles-jatta-maarjamae-ja-pronkssoduri-osas-seisukohta-ei-andnud (дата обращения: 24.08.2023)

2. Tallinna opositsioonierakonnad soovivad punamonumentide eemaldamist // ERR. 16.06.2022. URL: https://www.err.ee/1608631297/tallinna-opositsioonierakonnad-soovivad-punamonumentide-eemaldamist (дата обращения: 24.08.2023)

3. Andrejevs D. Revisiting the social organisation of national memory: a look at the calendars of Lithuania, Latvia, and Estonia // Memory Studies. 2018. Vol. 13, No. 6. P. 1305–1320.

4. Komori H. Passportisation and Identification of “Russian” minority in Post-Soviet Estonia // Japanese Slavic and East European Studies. 2022. Vol. 42. P. 42–52.

5. Estonians mostly indifferent to World War II memorials // ERR. 30.08.2022. URL: https://news.err.ee/1608699448/estonians-mostly-indifferent-to-world-war-ii-memorials (дата обращения: 24.08.2023)

6. Лебедева Н.М. Этническая идентичность и благополучие русских на постсоветском пространстве: роль диаспоры // Культурно-историческая психология. 2021. № 4. С. 16–24.

7. Полещук В.В. "Война памятников" в Эстонии: этнический аспект // Этнографическое обозрение. 2008. № 3. С. 103–118.

8. Нарвитяне организовали дежурство около памятника „Танк Т-34“ // Нарвская газета. 05.08.2022. URL: https://gazeta.ee/narva/d-chetverg-vecherom-u-tanka-v-narve-snova-nachali-sobiratsya-lyudi/ (дата обращения: 24.08.2023)

9. «Всё могло бы быть по-другому». Экс-мэр Нарвы рассказал, что могло спасти памятник Т-34 от сноса // Фонтанка.ру. 16.08.2022. URL: https://www.fontanka.ru/2022/08/16/71576015/ (дата обращения: 24.08.2023)

10. Катри Райк: советский танк — не самая большая проблема в Нарве, власти не будут его убирать // Нарвская газета. 26.07.2022. URL: https://gazeta.ee/narva/katri-rajk-sovetskij-tank-ne-samaya-bolshaya-problema-v-narve-vlasti-ne-budut-ego-ubirat/ (дата обращения: 24.08.2023)

11. Narva councilor: I hope prime minister will hear us on tank situation // ERR. 06.09.2022. URL: https://news.err.ee/1608706540/narva-councilor-i-hope-prime-minister-will-hear-us-on-tank-situation (дата обращения: 24.08.2023)

12. Власти начали перенос танка: приехали спецслужбы // Нарвская газета. 16.08.2022. URL: https://gazeta.ee/narva/vlasti-nachali-perenos-tanka-priehali-speczsluzhby/ (дата обращения: 24.08.2023)

13. Poll: Third of Russian-speakers in Estonia back relocating Soviet monuments // ERR. 18.08.2022. URL: https://news.err.ee/1608688741/poll-third-of-russian-speakers-in-estonia-back-relocating-soviet-monuments (дата обращения: 24.08.2023)

14. Владислав Велижанин: пора развивать независимую от Москвы местную русскоязычную идентичность и культуру // Sotsiaal-demokraadid. 07.09.2022. URL: https://www.sotsid.ee/ru/владислав-велижанин-2/ (дата обращения: 24.08.2023)

15. Нарвитяне продолжают приходить на место, где стоял танк // Нарвская газета. 17.11.2022. URL: https://gazeta.ee/life/narvityane-prodolzhayut-prihodit-na-mesto-gde-stoyal-tank/ (дата обращения: 24.08.2023)

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся