Блог СНО ФМО СПбГУ

Перезагрузка по-кашмирски

9 января 2025
Распечатать

Автор: Дробышева Анна Дмитриевна, студентка 3 курса бакалавриата факультета международных отношений СПбГУ

Одним из наиболее заметных событий в электоральном сезоне Индии 2024 г. стало проведение трехэтапных выборов в законодательную ассамблею Джамму и Кашмир. Народное голосование стало особо примечательным в связи с тем, что избирательная кампания подобного уровня проведена в регионе впервые с 2014 года. Возобновление работы представительного органа Джамму и Кашмир отчасти опровергает тиражируемый на Западе тезис о кризисе индийской демократии в период правления партии Бхаратия Джаната. Кроме того, прошедшие выборы интересны в региональном контексте с точки зрения ситуативности сформировавшихся коалиций и сложившегося баланса местных политических сил.

LH2SBQFXOMI6TDUDJZTIP2MYCQ.jpg

Источник: indiatimes.com

Потеря свободы – обретение безопасности?

Джамму и Кашмир – единственный регион Индии, где численно преобладают мусульмане. С административной точки зрения среди других штатов в особенной степени его выделяла конституционная статья 370, которая гарантировала полуавтономию, право обладания собственной конституцией и возможность отклонения законов общефедерального индийского парламента (за исключением обороны и иностранных дел). Кроме того, привилегированное положение штата обеспечивалось статьей 35А, которая уполномочивала региональный законодательный орган определять «постоянных жителей» штата и вытекающие из этого статуса особые права, недоступные для граждан Индии в целом.

Для Джамму и Кашмир вышеназванные статьи представляли основу правовых отношений с федеральным центром. Однако правительством партии Бхаратия Джаната они воспринимались как угроза стабильности региона, подверженного настроениям сепаратизма, и рассматривались камнем преткновения на пути полной интеграции мусульманского штата в общую культурную и экономическую жизнь страны. При этом неблагосклонность БДП к конституционным статьям 370 и 35А, с другой стороны, может быть объяснима партийной идеологией, основу которой составляет «хиндутва» – политическая философия индуистского национализма, отождествляющая индусскую религиозную общину с индийской нацией и рассматривающая инородные культурные и религиозные группы как экзистенциальную угрозу для ее существования. Конституционные положения, благодаря которым Джамму и Кашмир с преимущественно

мусульманским населением обладал привилегированным статусом, исходя из идей хиндутвы, подрывали доминирование «индусскости» в рамках страны, что стало причиной появления среди индуистских националистов еще во второй половине прошлого века призыва к отмене вышеназванных статей.

Прежде чем реализовать эту давнюю цель и отменить существующие привилегии, партия Бхаратия Джаната вышла из коалиционного правительства Джамму и Кашмир, сформированного в 2014 г. совместно с Народно-демократической партией (НДП). По мере приближения всеобщих парламентских выборов 2019 г. НДП становилась своеобразным балластом для БДП, поскольку их союзнические отношения изначально носили оппортунистский характер и впоследствии стали противоречить предвыборной программе БДП, закрепившей намерение партии лишить Джамму и Кашмир особого конституционного статуса. Тактический шаг партии Н. Моди по выходу из коалиционного правительства штата в 2018 г. в перспективе облегчил аннулирование статей 370 и 35А, поскольку распад правящей коалиции стал причиной роспуска местного законодательного органа, передачи его полномочий в общеиндийский парламент и последующего перехода штата сначала под губернаторское, а затем президентское правление. Таким образом, изменение статуса Джамму и Кашмир было проведено в обход процедуры одобрения местной ассамблеей.

В августе 2019 г. правительство партии Бхаратия Джаната, получив одобрение обеих палат индийского парламента, добилось отмены статей 370 и 35А, что лишило регион особого привилегированного положения. Перед этим решением «на земле» было расширено присутствие силовиков, задержаны лидеры оппозиции. Кроме того, штат был понижен в административно-территориальном статусе, оказавшись разделенным на союзную территорию Джамму и Кашмир и союзную территорию Ладакх. После завершения реорганизации проведение выборов на региональном уровне было приостановлено. Тем не менее Верховный суд обязал избирательную комиссию восстановить электоральный процесс (в двух из трех регионов, кроме Ладакха, где законодательная ассамблея была упразднена вообще) до 30 сентября 2024 года, – что в итоге и случилось.

Итак, в период возобновившихся региональных выборов союзная территория Джамму и Кашмир впервые вступила в обновленном положении. Регион не только утратил автономию в федеральной системе, но и, согласно принципам индийского асимметричного федерализма, вновь сформированные в нем институты местной власти будут обладать урезанными полномочиями и в значительной степени зависеть от центра. Так, главный министр, которым станет лидер партии или партийной коалиции,

победившей на выборах в законодательную ассамблею, обязан уведомлять обо всех принимаемых решениях представителя федерального центра в лице вице-губернатора, уполномоченного в случае необходимости распустить представительный орган союзной территории. На фоне произошедших масштабных изменений премьер-министр Индии Нарендра Моди отметил вероятность возвращения Джамму и Кашмир к административно- территориальному статусу штата в случае решения проблем с безопасностью, однако восстановления привилегированного конституционного положения, которое обеспечивалось статьями 370 и 35А, по словам министра внутренних дел Индии Амит Шаха, ждать не стоит.

Правительство БДП положительно оценивает результаты конституционных изменений августа 2019 г. Согласно официально статистике, число террористических атак сократилось более чем в три раза. По причине относительной стабилизации ситуации в регионе на выборах в законодательную ассамблею 2024 г. ожидалось значительное увеличение явки избирателей, которая в Джамму и Кашмир традиционно оставалась на низком уровне. Политические лидеры были склонны объяснять слабую вовлеченность граждан в электоральные процессы ранее характерной для региона проблемой безопасности ввиду деятельности экстремистских и сепаратистских группировок. Теперь, исходя из наметившейся логики, явка должна была возрасти.

По решению избирательной комиссии голосование в Джамму и Кашмир состоялось 18,

25 сентября и 1 октября. В среднем за три дня процент участия на выборах в законодательную ассамблею составил 63,5%. Данный показатель превысил явку жителей Джамму и Кашмир на всеобщих парламентских выборах в мае-июне 2024 г., когда она достигла 58.6%. Зафиксированная разница отражает бо́льшую вовлеченность населения союзной территории в местные политические события по сравнению с вопросами общефедерального характера. При этом избирательный процесс в регионе прошел без традиционного бойкотирования. В местах, ранее склонных к демонстративному игнорированию голосования, впервые за последние 30 лет был установлен рост электоральной вовлеченности граждан. Однако, несмотря на это, активность избирателей на региональных выборах в Джамму и Кашмир в 2024 г. все же не смогла превысить максимальную явку – 65.4%, которая была достигнута на последних проведенных выборах в местный законодательный орган в 2014 г.

С официальной точки зрения, успех в проведении голосования, хорошие для Джамму и Кашмир показатели участия, которые пусть и не продемонстрировали значительного роста, но в то же время и не дали старта негативным тенденциям, – это плоды жесткой тактики обеспечения безопасности и усилий Нью-Дели по интеграции союзной

территории с августа 2019 г. С другой стороны, сохранившийся интерес к выборному процессу может быть обусловлен стремлением выразить политический протест против значительных изменений, произошедших в регионе по инициативе БДП в 2019 году.

Трехстороннее соревнование

Основное противостояние на выборах в законодательную ассамблею состоялось в политическом треугольнике, который составили ранее правившие в регионе БДП и НДП, а также союз между Индийским национальным конгрессом (ИНК) и местной партией

«Национальная конференция» (НК).

О готовности ИНК и НК выступить единым альянсом стало известно еще в августе. Партии предварительно заключили соглашение о разделе мест в законодательном органе союзной территории. Исходя из достигнутых договоренностей, ИНК мог претендовать на 32 представителя в ассамблее из 90, в то время как «Национальная конференция» – на 51. Тем не менее, стороны не достигли консенсуса по 5 избирательным округам, поскольку руководство обеих партий заявляло об относительных преимуществах перед союзником и отказывалось уступать. По этой причине за оставшиеся места ИНК и НК вступили в

«дружественную борьбу».

Основой оформившегося межпартийного единства стало стремление обеих партий противостоять индуистскому националистическому нарративу БДП и создать правительство, не ввергающее общество в религиозно-общинные распри. Ввиду этого союз главной общенациональной оппозиционной силы Индии и крупного регионального участника кашмирской политики можно рассматривать как попытку победить партию Бхаратия Джаната, чего в масштабах всей страны не удается уже десять лет, хотя бы в масштабах союзной территории. В свою очередь БДП традиционно обладает широкой поддержкой в регионе Джамму, население которого преимущественно составляют индуисты, однако в Кашмирской долине с мусульманским большинством ее политическая база слаба. По оценкам прессы, именно возможность Индийского национального конгресса потенциально заполучить часть мест в оплоте БДП вкупе с вероятным успехом

«Национальной конференции» в Кашмире сблизили стороны с целью уменьшения вероятности успеха общего противника и дальнейшего формирования коалиционного правительства после завершения трехэтапного голосования.

Одним из главных предвыборных обещаний ИНК было возвращение союзной территории Джамму и Кашмир к административно-территориальному статусу штата. Тем временем НК, невзирая на электоральный союз, проявила бо́льшую амбициозность, заявив о намерении содействовать делу восстановления статей 370 и 35А, которые ранее были

отменены правительством БДП. Расхождение пределов допустимого между партиями вызвало критические замечания Амит Шаха, министра внутренних дел Индии и члена партии Бхаратия Джаната. Он усомнился в устойчивости достигнутого союза и обвинил ИНК в готовности рискнуть безопасностью нации ради собственной жажды к власти. В глазах Нью-Дели, вероятно, весьма тревожным выглядел тот факт, что активность НК и ИНК не осталась незамеченной в Пакистане, чей министр обороны тоже высказался в поддержку большей автономии индийской части Кашмира.

На фоне складывающегося альянса НК и ИНК партия Бхаратия Джаната не объявила о намерении заключить аналогичную предвыборную сделку с какой-либо из местных политических сил. Осознавая уязвимость собственного положения в Кашмирской долине, жители которой в наибольшей степени были недовольны утратой привилегированного конституционного статуса, БДП решила бороться только за 19 из 47 мест в этой части союзной территории. Основная ставка предсказуемо была сделана на регион Джамму. Партия Н. Моди выдвинула своих кандидатов на все 43 вакантные места в регионе, который ввиду индуистского преобладания традиционно приносит значительный электоральный успех БДП, выступающей с позиций индуистского возрожденчества. Несмотря на официальное «сольное» участие на выборах в Джамму и Кашмир, политические конкуренты обвинили БДП в поддержке независимых кандидатов и мелких политических партий с целью внесения расколов и ослабления шансов противников на успех.

Последним участником сложившегося треугольника является Народно- демократическая партия, которая, как упоминалась выше, в 2014 г. входила в состав последнего коалиционного правительства Джамму и Кашмир совместно с БДП. После того, как в 2018 г. БДП вышла из коалиции, правительство НДП лишилось большинства в законодательном органе, и штат перешел под управление губернатора. Соответственно, общественная поддержка Народно-демократической партии сократилась, после чего она оказалась в изоляции. Исходя из прошлого негативного опыта взаимодействия с партией Бхаратия Джаната, кампания НДП на выборах в законодательную ассамблею 2024 г. развивалась в русле «анти-БДП» и борьбы за восстановление полуавтономии региона. Несмотря на совпадение взглядов по вопросу восстановления привилегированного статуса Джамму и Кашмир, Народно-демократической партии так и не удалось заключить союз с

«Национальной конференцией» и ИНК, из-за чего шансы на успех НДП при одиночном участии в избирательном процессе стремились к нулю.

Итоги выборов: что впереди?


Результаты выборов в законодательное собрание Джамму и Кашмир были объявлены 8 октября. По предварительным данным большинства экзитполов, роль лидирующей партии в формирующемся законодательном органе отводилась «Национальной конференции», что, в свою очередь, должно было облегчить ей создание правительства при поддержке партнера по выборной гонке – ИНК.

Итоговое распределение голосов оправдало спрогнозированный результат. Как и ожидалось, крупнейшей партией стала НК, получив 42 из 90 мест в законодательной ассамблее. ИНК при этом получил всего лишь 6 мест. Несмотря на слабую эффективность Конгресса, совокупный показатель с «Национальной конференцией» принес успех, поскольку, суммарно выиграв 48 голосов, партийный союз преодолел отметку большинства для формирования правительства. В свою очередь партия Бхаратия Джаната, против которой был направлен альянс НК – ИНК, все-таки смогла заполучить 29 мест и стать второй по величине партией в законодательной ассамблее Джамму и Кашмир.

Если сравнивать итог прошедшего голосования с результатами последних региональных выборов, проведенных в 2014 г., то наибольший прогресс продемонстрировала НК, которая увеличила число своих представителей в законодательном органе с 15 до 42. При этом ее главный антагонист БДП, как ни парадоксально, также улучшила свой рекордный показатель в 25 мест, зафиксированный на выборах 2014 г., подняв его до 29. Тем временем представительство Народно- демократической партии, которая была основной частью последнего коалиционного правительства в Джамму и Кашмир 10 лет назад, по результатам прошедших выборов значительно сократилось – с 28 до 3.

Таким образом, трехстороннее соревнование между связкой «Национальной конференции» с Индийским национальным конгрессом, мотивацией которых было не допустить победы сил индуистского национализма; партией Бхаратия Джаната, стремящейся не потерять регион после спорных изменений 2019 г.; Народно- демократической партией, стремительно теряющей народную поддержку, – завершилось победой союза НК – ИНК.

В сформировавшемся по итогам выборов правительстве должность главного министра союзной территории Джамму и Кашмир занял Омар Абдулла, сын президента партии

«Национальная конференция». Возглавив правительство, он заявил, что считает необходимым стремиться к установлению стабильных отношений с федеральным центром и лично с премьер-министром Н. Моди, тем самым выражая желание отказаться от конфронтационного подхода.

Спустя месяц функционирования законодательной ассамблеи, большинством голосов была принята резолюция, призывающая правительство Индии начать диалог по восстановлению особого статуса Джамму и Кашмир, который ранее гарантировался конституционными статьями 370 и 35А. Возобновление обсуждений о возвращении союзной территории к привилегированному статусу напрямую затрагивает чувствительную для правительства БДП тему, поскольку отмена полуавтономии Джамму и Кашмир являлась одной из ключевых целей партии на протяжении многих лет. Тем не менее, в тексте опубликованного заявления не содержится открытого требования реставрации отмененных в 2019 г. положений Конституции, что говорит о готовности правительства Джамму и Кашмир рассмотреть другие механизмы, которые гарантировали бы особое положение региона. Мягкость и обтекаемость принятой резолюции не смогла расположить к себе представителей партии Бхаратия Джаната, которые бойкотировали заседание в законодательной ассамблее союзной территории, а лидер оппозиции от БДП заявил о некоституционности принятого документа. Стоит также отметить, что резолюция не только вызвала негативную реакцию очевидного противника расширенных прав Джамму и Кашмир, но еще в большей степени актуализировала вопрос совместимости взглядов внутри коалиции «Национальной конференции» и Индийского национального конгресса, поддержавших друг друга на выборах. Существует вероятность возникновения конфликта интересов, поскольку ИНК в предвыборных заявлениях и комментариях после публикации текста резолюции официально подтверждал только приверженность делу возвращения Джамму и Кашмир статуса штата, не затрагивая вопрос полуавтономии региона.

* * *

Таким образом, в Джамму и Кашмир можно констатировать возобновление политической жизни на региональном уровне. Избирательная гонка отличалась ярким противостоянием между основными местными политическими силами и партией Бхаратия Джаната, которая ввиду проведенных в 2019 г. конституционных изменений в Джамму и Кашмир воспринимается жителями негативно. При этом сложившаяся конфигурация политических сил обладает рядом проблем. Так, на прошедших выборах фактор БДП стал фундаментом для оформления межпартийного альянса НК – ИНК, в устойчивости которого, впрочем, уже сейчас возникают сомнения. Более того, у образованного на базе НК правительства, несмотря на ограниченные возможности ввиду статуса союзной территории, скорее всего, будут возникать разногласия с федеральным центром, представленным партией Бхаратия Джаната, против которой была заточена предвыборная кампания НК. Без сомнения, ситуация в регионе будет внимательно отслеживаться соседними державами – Пакистаном и КНР, учитывая их территориальные споры с Индией.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся