Мониторинг публикаций зарубежных экспертно-аналитических центров (июнь–начало июля 2016 г.)
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Обзор подготовлен в рамках проекта кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Факультета международных отношений и зарубежного ИАИ РГГУ.
Руководитель проекта и главный редактор: О.В. Павленко, авторы: Е.В. Васильев, И.А. Баскакова РГГУ.
Основными темами в материалах зарубежных экспертно-аналитических центров в июне – начале июля стали проблемы безопасности в Северной Европе и Балтике, НАТО, проблема международного терроризма и информационной безопасности, вопросы экономики и интеграции. Были опубликованы интересные материалы, посвященные внешней политике Индии и Южной Корее. Но, разумеется, главный вопрос последних недель — Brexit.
Brexit
В докладе Бена Веллингса, Аннмари Елиджа и Эммы Вайнс из Австралийского института международных отношений (Australian Institute for International Affairs, Австралия) «Почему Де Голль аплодировал бы Brexit’у» эксперты называют Brexit «классическим примером подъема анти-политики» и популизма. Двухпартийная система пока не может предложить никакого противоядия этому. Именно это и понравилось бы Де Голлю: он «любил референдумы, потому что ненавидел политические партии». Авторы видят иронию в том, что референдум торпедировал субъектность парламента, хотя изначально был направлен на укрепление самостоятельности Великобритании. Причина Brexit’а — глубокая неудовлетворенность ситуацией. Австралии необходимо аккуратно балансировать в текущих условиях, ведь для нее важны взаимовыгодные отношения и с ЕС, и с Великобританией. Однако разделенные Brexit «двое — меньше, чем части этой суммы».
Последствия возможного выхода ряда стран из ЕС для граждан Прибалтики анализирует Олег Верас (Аналитический портал «Военно-политическое обозрение», Республика Беларусь) встатьеBrexit вынуждает прибалтов к трудовой миграции на Восток.
Как предполагает эксперт, в результате выхода Великобритании из ЕС трудовой рынок этой страны станет недоступным для прибалтийских иммигрантов, при том, что и другие страны ЕС не намерены встречать у себя трудовых мигрантами из Восточной Европы.
В конечном счете, — резюмирует автор, — на прибалтийские страны надвигается катастрофа — крупнейшие страны ЕС, вслед за Великобританией, закроют свои рынки труда для прибалтийских гастарбайтеров. Единственным способом для прибалтийских государств избежать всеобъемлющей национальной катастрофы эксперт считает налаживание отношений с соседней Беларусью и Россией с последующим встраиванием Латвии, Литвы и Эстонии в структуру СНГ и ЕАЭС.
Эксперт Совета по международным делам (Council on Foreign Relations, США) Филип Гордон в своей статье «Как Британия останется в ЕС» выражает надежду, что в процессе переговоров об условиях выхода из ЕС, британское общество увидит, что «по-настоящему значит Brexit, все проблемы и выгоды», которые он принесет. Доступ к единому европейскому рынку дорого обойдется Британии в новых условиях: необходимость отчисления в европейский бюджет, единый рынок труда, нормы, разработанные в Брюсселе и все это без возможности участия в принятии решений. Ф. Гордон считает, что когда условия выхода Британии из ЕС будут согласованы, нужен повторный референдум, чтобы жители страны смогли определиться, готовы ли они к Brexit’у в таком варианте или стоит остаться в ЕС в соответствии с договорённостями, заключенными Д. Кэмероном и Еврокомиссией в феврале 2016 г.
Статья «Brexit и контроль за экспортом вооружений: шаг в неизвестность» Марка Брумли из Стокгольмского института исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute, Швеция) посвящена влиянию Brexit’а на проблемы безопасности. Вероятно, Brexit приведет к снижению способности ЕС для продвижения своих стандартов в области контроль за экспортом вооружений на международном уровне. Без Британии у ЕС останется только одно место постоянного члена Совета Безопасности ООН.
Если в результате Brexit’а Британия снизит уровень контроля с целью облегчения экспорта вооружений в Саудовскую Аравию, последствия могут быть более серьезными. Такой шаг может спровоцировать стремление стран ЕС нарастить собственный экспорт вооружений, в т.ч., чтобы компенсировать потери, которые несет ВПК из-за сокращений расходов на оборону после 2008 г. Внутри ЕС будет сложнее не только выработать общую позицию по столь важному вопросу, но и следить за соблюдением единых стандартов из-за отсутствия реальных механизмов принуждения. В настоящее время в политике по контролю за экспортом вооружений в ЕС есть элементы, которые способствуют как либерализации рынка, так и усилению контролю за ним. При этом тренд на усиление контроля последние 20 лет были сильнее. «Вопрос, как изменится ситуация после Brexit’а».
НАТО и международная безопасность
Одной из первых публикаций об итогах саммита НАТО в Варшаве стал материал Джулиана Линдли-Френча из европейского подразделения фонда Карнеги (Carnegie Europe, Бельгия) «Саммит в Варшаве как новогодняя елка» По мнению автора, главная проблема НАТО состоит в том, что многие лидеры государств альянса не хотят смириться с такой реальностью. «В коммюнике, публикованном по итогам саммита, между строк отчетливо читалось отсутствие у глав государств-членов НАТО единства в понимании приоритетов организации». Количество обязательств, которые берут на себя члены альянса, растет. Однако пока мало признаков того, что члены альянса готовы активно работать для достижения заявленных целей.
Олег Верас (Аналитический портал «Военно-политическое обозрение», Республика Беларусь) в публикации Большая разница в военных учениях: «Запад» vs «Анаконда» заостряет внимание на беспрецедентном уровне военной активности НАТО в Балтийском регионе.
Эксперт отмечает резкое увеличение количества военных учений Альянса вблизи границ Беларуси и России. Отмечаются масштаб и количество задействованных в учениях личного состава, вооружений и техники, которые, по словам автора, «просто шокируют».
Вызывает удивление, — говорит эксперт, — что при таком количестве военных мероприятий НАТО его члены не перестают обвинять Беларусь и Россию в излишней воинственности.
Сравнивая белорусско-российские военные учения и военные учения НАТО, эксперт приходит к выводу, что под видом защиты стран Балтии от угрозы с Востока НАТО отрабатывает реальную стратегическую наступательную операцию в восточном направлении. Учения же Беларуси и России носят оборонительный характер.
АСЕАН
Институт Международной политики им. Лови опубликовал материалы конференции Перспективы Юго-Восточной Азии в свете соперничества США и Китая (Lowy Institute for International Policy, Австралия). Эксперты сошлись во мнении о том, что странам АСЕАН не следует замыкаться в «стратегической автономии». Им необходимо использовать свое влияние, чтобы направить противостояние Китая и США в конструктивное русло. Для этого нужны смелые идеи и укрепление лидерства. Отсутствие лидера может быть знаком для Пекина или Вашингтона, которые заполнят вакуум. Некоторые участники отмечали, что подобными лидерами могли бы стать Сингапур или Индонезия. Противники подобного подхода отметили, что «ни одна из стран не в состоянии в одиночку предоставить средства для усиления региональной безопасности и развития».
Международный терроризм
Вопросы противостояния терроризму продолжают привлекать внимание экспертов. На сайте Центра актуальных исследований «Альтернатива» (Казахстан) опубликовано интервью директора ЦАИ «Альтернатива» политолога Андрея Чеботарёва медиа-порталу caravan.kz Западный Казахстан подвержен влиянию салафитов, посвященное недавним событиям в Актобе.
По мнению политолога, применительно к данным событиям можно говорить о террористическом акте. Нападавшие, как полагает эксперт, могли быть приверженцами такого религиозного течения, как салафизм. В этой связи казахстанским властям необходимо усилить профилактическую работу, особенно среди молодежи, а также приверженцев всевозможных религиозных течений.
Индия
В статье Санжаи Бадри-Магараджи из Института оборонных исследований и анализа (Institute for Defence Studies and Analyses, Индия) «Продажи индийского оружия в Латинскую Америку» обращается внимание на необходимость большей вовлеченности правительства Индии в процесс продажи оружия и сопутствующих технологий. Также приводится анализ причин низких продаж в регионе. Автор ставит в пример Китай, который в ходе тренировочных программ ориентирует подопечных на свои образцы вооружений. Эксперт видит Латинскую Америку не только как рынок сбыта, но и как в партнера по производству вооружений. «Индия должна осознать приоритет связей с регионом в сфере обороны».
Статья Элизабет Сидиропулос из Южно-Африканского института международных дел (South-African Institute of International Affairs, ЮАР) «Африканское сафари Моди» освещает шаги премьер-министра Индии Моди на международной политической арене. Особенное внимание она уделяет взаимодействию ЮАР и Индии. Основные направления работы — реформирование СБ ООН и включение Индии в число стран-членов Международной организации поставщиков ядерных материалов. ЮАР и Индия поддержали заявки друг друга на место постоянного члена СБ ООН. ЮАР дал также позитивный отзыв о членстве Индии в Международной организации поставщиков ядерных материалов. Однако эта заявка была отклонена, и для Индии это «продолжит создавать препятствия в африканской дипломатии».
«Гибридные» войны
В размещенном на портале Media Sapiens (Украина) материале Гибридно-информационная война и роль пропаганды и контрпропаганды эксперт по информационной политике и коммуникационным технологиям Георгий Почепцов рассматривает особенности и инструменты «гибридной» войны.
В качестве важной характеристики гибридной войны автор выделяет отсутствие моральных или этических ограничений, что, по его словам, до этого считалось приметой терроризма.
Эксперт заостряет внимание на таком способе ведения «невоенной войны», как конструирование истории.
Тема информационной безопасности обсуждалась также в ходе прошедшего 1 июля видеомоста Алматы-Астана «Современные информационные войны: вопросы безопасности Казахстана и России», итоги которого подводятся в публикации Евразийская идентичность и СМИ, размещенной на Аналитическом ресурсе «Регион. kg» (Кыргызстан).
Исполнительный директор Информационно-аналитического центра МГУ им. М. В. Ломоносова Сергей Рекеда отметил, что Россия сегодня оказалась объектом информационного давления.
По мнению украинского социолога Евгения Копатько, кризис российско-украинских отношений в немалой степени стал следствием отсутствия внятной идеологической и информационной стратегии России в отношении Украины.
Мнения экспертов по вопросу создания общего информационного пространства стран ЕАЭС разошлись.
Директор Экспертного института Европейского права и прав человека Марат Башимов, упомянув об инициативе президента РФ В.В. Путина о создании единого информационного пространства, отметил, что по факту оно уже состоялось.
Руководитель общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев отметил стремление стран ЕАЭС защитить свои инфополя от внешнего воздействия. Это стремление, по мнению эксперта, превалирует над желанием создавать единое пространство.
По мнению казахстанского политолога Антона Морозова, говорить о создании общего информационного пространства стран ЕАЭС преждевременно, поскольку у этих стран разные геополитические интересы и разная внешняя политика и цели.
В мае в нескольких районах Казахстана проходили акции протеста против продажи и передачи в аренду иностранцам земельных участков. Комментарий директора Центра актуальных исследований «Альтернатива» (Казахстан) Андрея Чеботарёва приводится в публикации Анны Калашниковой Андрей Чеботарёв: За нагнетанием ситуации стоят определённые элитные группы.
Политолог приводит три основные версии организации митингов. Во-первых, по его мнению, за нагнетанием ситуации могут стоять определенные элитные группы, заинтересованные в оказании воздействия на Астану. Во-вторых, эксперт отмечает наличие в западных регионах страны проблем с социальной ответственностью, соблюдением трудового и экологического законодательства в компаниях с иностранным участием, так что «обиды» на иностранцев и потакающих им чиновников вполне могли наложиться на страх, что еще и земля может перейти в руки иностранцев. Третья версия не исключает след зарубежных сил, заинтересованных в «раскачивании» ситуации в Казахстане.
ШОС
В статье Ашока Саджанхара из Института оборонных исследований и Анализа (Institute for Defence Studies and Analyses, Индия) «Индия и ШОС — перспективы сотрудничества» автор рассматривает вызовы и проблемы, связанные с вхождением Индии в ШОС. Эксперт отмечает, что у ШОС недостаточно четко определены цели и задачи, однако нельзя недооценивать территорию, геополитический и экономический вес стран-членов. С вхождением Индии и Пакистана ШОС может изменить акцент с центральноазиатского направления на южную Азию. При этом прогнозируемого многими вовлечения Организации в урегулирование Индо-пакистанского конфликта не произойдет, так как Индия четко дает понять, что ей не нужен посредник. Вхождение Индии принесет выгоду всем, если «участники… будут ответственно себя вести».
Итогам заседания клуба региональных экспертов Кыргызстана «Пикир» посвящен материал Союзбека Аскарова (Аналитический ресурс «Регион. kg», Кыргызстан) Какие задачи решает ШОС?
На заседании обсуждались итоги ташкентского саммита ШОС. Эксперты пришли к выводу, что ШОС сегодня может стать не только площадкой укрепления региональной безопасности, но и содействовать реализации экономических и интеграционных проектов в регионе.
ЕС
В статье Жана Тишо из европейского подразделения фонда Карнеги (Carnegie Europe, Бельгия) «Новая Европейская стратегия: полезная или бесцельная» подчеркивается высокая ценность доклада, подготовленного главой европейской дипломатии Федерикой Могерини «Глобальная стратегия ЕС во внешней политике и безопасность». Его преимуществом является понимание того, что европейские ценности нельзя навязать против желания, даже если это приграничное государство. Если Молдова или Белоруссия не готовы меняться, то Европейская политика соседства им не требуется. Но при этом эксперт указывает на необходимость более самостоятельной внешней политики, ее координации. «США на много лет вперед останутся дверью в мир для ЕС» и доклад Могерини не отвечает на вопрос о путях выхода из этой ситуации.
Южная Корея
В Королевском институте международных отношений (Chatham House, Лондон, Великобритания) был опубликован доклад Сунг-ми Ким «Южнокорейская политика “средней державы”: изменения и вызовы».
Автор характеризует такую политику как попытку «определения места страны в мире и способ проведения более активного внешнеполитического курса». При этом разные администрации использовали разные трактовки концепции «средней державы», проблемой всегда было как определение стратегических задач, так и способов их достижения. Еще одной причиной непостоянности внешней политики является отсутствие преемственности внешнеполитического курса при смене власти, а президент Южной Кореи может находится у власти только в течение одного 5-летнего срока.
Сунг-ми Ким подчеркивает, что «существует альтернативы концепции «средней державы», которые больше подходят Южной Корее с учётом ситуации в регионе, стратегических целей и задач страны». Например, более активное использование политики мягкой силы (а у Сеула есть большой потенциал в этой сфере).