Россия в XXI веке. Объединение как форма выживания
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Постсоветское пространство – зона стратегических интересов России, залог дееспособного существования нашей страны в эпоху экономической, политической и культурной глобализации. Реинтеграция территорий бывшего СССР, на долю которых приходится более 20% мировых сырьевых ресурсов, превратит нашу страну в глобальный экономический полюс, влияющий на судьбы не только стран Северной Евразии, но и всего мира. Сама история российской государственности диктует нам эту необходимость: широта мышления русского человека; его экстравертность; отсутствие пространственных ограничений, неприемлемых для кочевников степи, позволят ему вновь объединить под своим знаменем братские народы Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии.
В отличие от времен, когда различные регионы существовали автономно друг от друга, комплексная взаимозависимость XXI столетия, движимая преимущественно экономическими интересами, вынуждает государства строить большие имперские образования, концентрировать материальные и нематериальные факторы силы. Россия не должна стать исключением из правил: объединение двухсотмиллионного постсоветского пространства под эгидой Москвы позволит обезопасить наши народы от турбулентности глобальной экономики; отечественные предприятия сумеют реализовывать свою продукцию в рамках единого интегрированного рынка, минимизировав транспортные издержки. Если для Китая, в котором более 900 миллионов людей живут за чертой бедности, эта задача практически нереализуема, то для России - вполне возможна. Интеграционные объединения Северной Америки, Европы и Юго-Восточной Азии уже сделали ставку на стимулирование внутреннего спроса путём масштабной денежной эмиссии, что во многом продиктовано реалиями мирового финансово-экономического кризиса (2008 г.), деформировавшего спрос на продукцию экспортно-ориентированных стран; невзирая на повсеместное признание идей «свободной торговли», они стремятся минимизировать зависимость от внешних рынков путём увеличения внутреннего потребления, что в долгосрочной перспективе позволит им укрепить суверенность экономических и политических систем.
Впервые за свою историю, Россия занимает срединное положение между двумя геоэкономическими полюсами - Объединённой Европой и Китаем, географически соприкасаясь с ними на западном и восточном периметрах границ. Мы имеем уникальный шанс стать независимым арбитром между этими гигантами, коммуникационной артерией, связующей Запад и Восток, Север и Юг. Реализация этих возможностей напрямую зависит от успешности объединительных процессов на постсоветском пространстве; в противном случае, Россия станет не субъектом мировой политики, а её объектом, как это имело место в 1917 и 1991 годах. Россия М.В. Ломоносова и И.И. Ползунова, А.С.Пушкина и Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, С.П.Королёва и Ю. А. Гагарина имеет собственный путь, если хотите – миссию, которая не может замыкаться только на Европе или только на Азии. Когда нас пытаются умышленно вовлечь в Евросоюз на условиях подчинения, предварительно заявляя о нашей немощи и недостатках, необходимо уверенно ответить: не Солнце крутится вокруг Земли, но Земля вокруг Солнца, не большое должно объединяться в малое, но малое в большое.
Можно по-разному интерпретировать происходящие в мире события, но объективная реальность говорит о следующем: человечество стоит на пороге создания нового миропорядка, задавать тон в котором будет «глобальный триумвират» - Америка, Россия и Евросоюз. Как показала «арабская весна», Белый дом уже не может в одиночку достигать поставленных целей в Северной Африке и на Ближнем Востоке: он вынужден активно привлекать своих европейских союзников. В Центральной Азии американцы всё чаще обращают свои взоры на русских, с помощью которых надеются обезопасить свои транспортные коридоры на случай большой войны с арабо-мусульманским миром. Глобализация и информатизация планеты привела к тому, что интересы США, России и ЕС по обеспечению безопасности своих владений во многом совпадают, что было немыслимо в XVIII или XIX веках. Несмотря на взаимное недоверие, руководство этих стран признает неизбежность кооперации. В лице Фонда Карнеги, академическая Америка (при сотрудничестве с экспертами из России под руководством И.С. Иванова) уже высказала свою позицию в т.н. «Евроатлантической инициативе в области безопасности» (EASI), призывающей трансформировать и демилитаризовать стратегические отношения между США/НАТО и Россией, выстроить стабильное лидерство США, России и Евросоюза в новом миропорядке. Слово остаётся за отечественными политиками, которые вынуждены действовать в условиях дефицита времени. В сравнении с двумя участниками триумвирата (Америка проецирует свою экономическую мощь через НАФТА, а Евросоюз сам по себе выступает в качестве экономического полиса), наша страна все еще находится в начале длительного и тернистого пути по созданию самостоятельного интеграционного блока, без которого невозможно уверенное плавание по просторам мировой политики.