О перспективах развития ситуации в Украине после парижской встречи глав МИД «нормандской четвёрки»
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Состоявшаяся в Париже 3 марта встреча «нормандской четвёрки» [1] на уровне министров иностранных дел не принесла прорывных результатов. Глава МИД Франции Жан-Марк Эро, говоря о выборах в неподконтрольных Киеву частях Донецкой и Луганской областей, – а именно в этом вопросе со сдержанным оптимизмом ожидали подвижек, – использовал наиболее обтекаемое словосочетание «выражать желание», чтобы отразить позицию переговорщиков относительно необходимости провести выборы в первом полугодии 2016 г. По словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, именно позиция представителя украинской стороны, главы МИД Павла Климкина не позволяет говорить о консенсусе. Следует уточнить, что Киев здесь продолжает удерживать оборону: сначала безопасность и граница, а только затем выборы.
Наиболее же интересным стало высказывание министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, выразившего своё недовольство тем, как Киев и Москва вели переговоры [2]. Здесь невольно вспоминаются слова, приписываемые бывшему специальному представителю ОБСЕ в трёхсторонней контактной группе Хайди Тальявини об «абсолютной недоговороспособности» сторон. Речь тогда шла о переговорщиках из Киева и Донецка с Луганском, однако вырисовывается конкретный тренд – значимых уступок ожидать не стоит. Наибольшими достижениями в Минске за последнее время стали документы, касающиеся разминирования и запрета на проведение учений в 30 км от линии разграничения. При несомненной значимости этих решений нельзя говорить, что подобные, зачастую требующие длительного согласования достижения реально приближают конфликт к урегулированию или облегчают жизнь населения, страдающего от боевых действий и гуманитарного кризиса.
И здесь мы вновь приходим к вопросу о перспективах развития ситуации. С точностью прогнозировать их практически нереально. Простым и быстрым решением могли бы стать внешний, по отношению к Украине, договор как о ситуации в регионе, так и в целом о будущем архитектуры безопасности на европейском континенте; или масштабная операция по «принуждению к миру», неважно какой из сторон проведённая. Тем не менее, ситуация «на месте» (заявление «председателя Народного совета ДНР» Дениса Пушилина о проведении выборов 20 апреля; неподтверждённая информация в СМИ о практике признания со стороны РФ «республиканских» паспортов и автомобильных номеров; занятая Москвой позиция относительно санкций и конфликта, говорящая о готовности выжидать) указывает на дальнейший путь по долгосрочной заморозке конфликта. Однако заморозке специфической, при которой продолжает говорить артиллерия, а возможность локальных операций не исключается.
В такой ситуации наиболее вероятными достижениями в сфере дипломатического урегулирования в ближайшие 6-12 месяцев могут стать, разве что, решения узких вопросов прикладного характера в рамках контактной группы (но никак не масштабов восстановления соцвыплат или снятия транспортной блокады) и, возможно, принятия закона о выборах в украинском парламенте (без решения вопросов внесения изменений в украинскую Конституцию, закона об особом статусе и амнистии); какого-либо «примирения» или «гражданского диалога» ждать тоже не стоит. Однако учитывая большую степень неопределённости, нельзя исключать, – хоть на данный момент это и представляется маловероятным, – что какой-либо из сторон будет принято решение о начале боевых действий, если они сами и их последствия будут оценены как допустимые и необходимые сопутствующие издержки.
[1] – для дополнительной информации о т.н. «нормандском формате» см., например, «История переговоров в "нормандском формате"», http://ria.ru/spravka/20160211/1371934359.html
[2] – Normandy format meeting on Ukraine in Paris: Toddling little steps aren’t enough any more, http://www.auswaertiges-amt.de/EN/Aussenpolitik/Laender/Aktuelle_Artikel/Ukraine/160303_Normandietreffen.html