«Просите мира Иерусалиму»: поиск новых путей в решении ближневосточного кризиса
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!
Да будет мир в стенах твоих, благоденствие — в чертогах твоих!
Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!»
Пс 121:6−8
Иерусалим считается «Святой землей» для трех авраамических религий. Библия называет Иерусалим городом мира, но ни один город на земле не прошел столько войн, сколько прошел Иерусалим. За свою долгую историю Иерусалим был атакован 52 раза, захвачен 44 раза, осажден 23 раза и дважды уничтожался.
Источник: Unsplash
С образованием Государства Израиль баланс сил в регионе Ближнего Востока изменился, началась череда арабо-израильских войн, которые обострили национальные проблемы и усилили конфронтацию региональных держав.
В апреле 2023 г., накануне очередной военной операции Израиля «Щит и стрела» против палестинской радикальной исламисткой группировки «Исламский джихад»*, Иерусалимский институт стратегии и безопасности опубликовал предупреждение о скорой войне в Израиле, которая может быть неизбежна. По мнению экспертов, «Израиль видится извне как разобщенное сообщество, постепенно теряющее способность функционировать… у Государства Израиль есть внутренние проблемы, которые могут подорвать его военный потенциал... В связи с изменением регионального и глобального баланса стратегическое окружение Израиля становится более проблематичным и опасным… Государство Израиль должно принять новую парадигму, которая ставит потребности в области безопасности выше других законных потребностей».
В последние годы наблюдается спад интереса к палестино-израильскому конфликту как со стороны мировых держав, так и со стороны арабских государств. Среди причин можно назвать смену приоритетов внешнеполитического курса США в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона и усиление альянсов в Европе. Кроме того, региональных лидеров Ближнего Востока стали больше интересовать вопросы экономического сотрудничества, нежели вопросы региональной безопасности. Конфронтации трансформируются в кооперации. Соседние арабские государства убедились, что им выгоднее поддерживать отношения друг с другом и с еврейским государством в экономической и технологической сферах.
В результате Израиль постепенно теряет поддержку со стороны мирового сообщества и остается один на один перед лицом внешних и внутренних угроз безопасности: как противостоять иранской ядерной угрозе и как бороться с террористическими организациями на палестинских территориях. По мнению Мунира Зугайра, палестинского эксперта, председателя Северного округа Иерусалима, представляющего интересы палестинских семей, чьи родственники находятся в израильских тюрьмах, палестинский народ также чувствует свою незащищенность, так как сотни обещаний ООН по решению конфликта остались на столах переговоров. «В нынешней ситуации палестинцы живут под оккупацией, которая ограничивает их права, предусмотренные в 4 пункте Женевских соглашениях от 1949 г. по защите гражданского населения во время войны. В нынешних условиях это сказывается на жизни обычных палестинских граждан» [1]. Эксперт считает, что лидеры некоторых арабских стран оказались под влиянием США и пошли на компромисс: заключили мир с Израилем взамен на свою безопасность. Тем не менее все мусульманское население Ближнего Востока и стран Магриба по-прежнему поддерживает палестинский народ в их борьбе за свои права.
На фоне сложившейся ситуации сближение Ирана и Саудовской Аравии стало резонансным для Израиля и еще сильнее усугубило внутренние противоречия в правительстве страны. Иран становится частью мирового политического процесса, что может повлиять не только на развитие его ядерного потенциала, но и на усиление его позиций в соседних странах региона. Тем не менее МИД Израиля стремится к нормализации отношений с аравийской монархией и считает эту задачу приоритетной. При этом Израиль не исключает военного конфликта с Ираном и готов отразить любую угрозу со стороны Исламской Республики. Как бы то ни было, укрепление исламского центра силы в регионе может сказаться на развитии палестино-израильского конфликта.
По мнению израильского эксперта по иерусалимскому политическому конфликту, профессора политологии Еврейского университета в Иерусалиме Моше Амирава [2], ключом к политической стабильности и безопасности Израиля в регионе служит решение палестино-израильского конфликта. «Иранская угроза для Израиля — основная на протяжении последних 20 лет, и израильская армия готова ее отразить. Но сейчас этот вопрос используется больше как борьба за влияние. Иран не будет пробовать атаковать Израиль. До тех пор, пока палестинская проблема не будет решена подписанием соглашений, мира на Ближнем Востоке не будет» [3].
Нельзя отрицать, что региональные лидеры Ближнего Востока ведут борьбу за ведущие экономические позиции в регионе. Благодаря тесным партнерским отношениям с США Израиль обеспечивал себе лидирующее положение, а после подписания «Соглашений Авраама» с арабскими странами укрепил лидерство в регионе. Несмотря на это, опасения действующего израильского правительства небезосновательны. Иран продолжает оказывать поддержку палестинскому народу в его борьбе за независимость.
«Иран является «старшим братом» для палестинского народа. Наши народы имеют одни и те же духовные ценности. Для палестинцев Иран — стратегический партнер, как США для Израиля. Палестинские силы безопасности покупают оружие, технологии, информацию у Ирана» [4].
Отсутствие политической воли и готовности к диалогу в израильском и палестинском правительствах влияет на эскалацию израильско-палестинского вопроса. Повышаются риски в сфере безопасности внутри страны. Нерешенные внутриполитические проблемы двух сторон порождают радикальные настроения как в израильском, так и в палестинском обществах.
«Мир с палестинцами практически невозможен по причине ослабления их правительства и радикально настроенного израильского правительства. Проблема находится внутри страны, а другие факторы на Ближнем Востоке имеют второстепенное значение. Палестинская и израильская молодежь разочарованы в своих правительствах, поэтому они пессимистичны в отношении справедливости. Страна сейчас разделена» [3].
Последствия Шестидневной войны
По итогам Шестидневной войны в 1967 г. политики наивно полагали, что мусульманский мир удовлетворится религиозной автономией и не будет выдвигать политических требований в отношении святых мест (Храмовая гора). Спустя годы это место стало объединяющим фактором для оппозиции всего мусульманского мира. Храмовая гора стала пороховой бочкой ближневосточного конфликта [5]. Первая палестинская интифада в 1987 г., кажется, окончательно похоронила идею сосуществования двух государств и положила основу кровопролитной борьбе. С появлением движения ХАМАС [6] начался раскол в палестинском обществе, а израильские политики наивно полагали, что благодаря политическому соперничеству ХАМАС с Организацией освобождения Палестины (ООП) им удастся отодвинуть на второй план решение израильско-палестинской проблемы. Но по мере нарастания конфликта между ООП и ХАМАС идеи радикального ислама стали стремительно распространяться. «ХАМАС не был просто организацией, в обычном понимании людей, с руководством и иерархией. Он был идеей, которую нельзя уничтожить. Для Израиля националисты из ООП были проблемой, требующей политического решения. ХАМАС исламизировал палестинский вопрос, превратив его в религиозную проблему. И сейчас этот вопрос требует решения на религиозном уровне. Таким образом, для ХАМАС главной проблемой была не политика Израиля, а само существование национального государства Израиль» [7].
В настоящее время ХАМАС остается ключевым игроком в палестинской политике, хотя и претерпевает трансформацию в связи с геополитическими изменениями на Ближнем Востоке. Движение стремится развивать двусторонние отношения со странами региона, но частые разногласия между внутренним и внешним руководством не дают возможности для выработки единой политики. На этом фоне появляется новое поколение боевиков, которые вне рамок организации объединяются и совершают теракты. Их сложно выследить: у них отсутствуют организационные структуры. Одна из причин слабого правительства, не способного контролировать подобную тенденцию, — отсутствие преданности национальной идее у лидеров и преобладание личных мотивов. У Ясира Арафата эта идея была, поэтому у него получилось сформировать палестинский народ как единую нацию. По мнению Моше Амирава, Абу Мазен очень прагматичен и не думает о том, каким его запомнят в истории, в отличие от Ясира Арафата, который говорил, что самое важное для него — как будет вспоминать о нем палестинский народ после смерти.
Храмовая гора. Возвращение к религиозной парадигме
Израильско-палестинский конфликт продолжает оставаться источником политической напряженности как внутри страны, так и за ее пределами. Все многолетние попытки его урегулирования не достигли существенного прогресса. Возможно, при решении этого вопроса мировому сообществу стоит обратить внимание на религиозную составляющую проблемы, нежели искать политические пути урегулирования. Необходимо вернуться к истокам арабо-израильского противостояния, которые находятся в сердце Иерусалима, на Храмовой горе.
По мнению Моше Амирава, ошибки, допущенные по итогам Шестидневной войны в отношении статуса Храмовой горы, играют ключевую роль в конфликте. «Эхуд Барак, Ясир Арафат и Билл Клинтон были близки к миру на переговорах в Кемп-Девиде в 2000 г. Храмовая гора — ключ к миру на всем Ближнем Востоке. Все лидеры мусульманских стран, с которыми я встречался, считают, что, если мы найдем решение по Храмовой горе, будет легче решать другие аспекты этой проблемы» [3].
Харам аль-Шариф (Храмовая гора) — святое место для евреев и мусульман. Евреи считают, что именно там был создан мир и там он закончится. Мусульмане полагают, что именно отсюда пророк Мухаммед вознесся на небеса. Евреи и мусульмане считают, что пророк Авраам стоял здесь, готовый пожертвовать своим сыном, чтобы доказать свою любовь перед Богом. Палестинцы, как и весь мусульманский мир, по религиозным причинам считают, что Храмовая гора не может быть разделена. Поэтому все предложения по сохранению суверенитета Израиля над частью ее территорий неприемлемы [4].
Иерусалим имеет решающее значение для любой мирной инициативы из-за его религиозного и политического значения. По мнению Мунира Зугайра, до тех пор, пока существует оккупация палестинских территорий, мир в Иерусалиме невозможен. «В настоящее время присутствует дискриминация палестинцев на разных уровнях, например, в предоставлении бытовых услуг населению. Палестинский народ хочет иметь одинаковые права и мирно сосуществовать с евреями» [1].
Несмотря на кризис в правительствах, внешние вызовы и угрозы безопасности, обе стороны хотят мира. «Сегодня Израиль все еще близок к миру с палестинцами. Вопрос в том, что Израиль готов отдать взамен на мир и что получит в ответ? Можно найти благодатное для всех сторон решение по Иерусалиму. Израиль должен пойти навстречу палестинцам, потому что Израиль сильнее. Израиль должен взять на себя эту ответственность и найти путь к миру» [3]. Решение палестинской проблемы — ключ к стабильности и безопасности Израиля в регионе. По мнению Моше Амирава, возобновление отношений Ирана и Израиля возможно, если будет решена палестинская проблема и найден общий интерес в сфере экономического или даже военного сотрудничества.
***
На протяжении многих веков потомки двух сыновей Авраама, Исаака и Измаила, прошли непростой путь борьбы за право первородства и обладания духовным наследием. Тем не менее общая историческая память двух народов во многом определяет их настоящее и будущее. Проблема в том, что еврейский народ сейчас ощущает себя частью западной цивилизации, нежели восточной, считает раввин Элиягу Бен-Ашер. «Израильтянам нужно смириться и принять культурную составляющую региона, в котором они находятся». По его мнению, возрождение иудаизма в Израиле может стать ключом в решении ближневосточного конфликта. Необходимо вести переговоры с мусульманским миром на религиозном языке. Этот факт имеет критическое значение в геополитическом плане. «Светский Израиль воспринимается арабским миром как крестоносцы и атеистический Запад. Если бы Израиль утверждал прямо и просто, что Храмовая гора имеет для еврейского народа ключевое религиозное значение, было бы намного проще политически справляться с проблемами Храмовой горы по отношению к мусульманскому миру. И это не выглядело бы как оккупация, а как легитимный религиозный спор».
Возможно, именно в наследии авраамического монотеизма нужно искать ключ к решению многих проблем в регионе. Иерусалим должен стать городом, где люди будут жить вместе, а не умирать вместе.
В соглашении о нормализации отношений между Израилем и ОАЭ говорится: «Признавая, что арабский и еврейский народы являются потомками общего предка, Авраама, и намереваясь способствовать развитию на Ближнем Востоке реальности, в которой мусульмане, евреи, христиане и люди всех вероисповеданий, конфессий, верований и национальностей живут в духе сосуществования, взаимопонимания и взаимного уважения и привержены ему» [8]. Остается верить, что придет время, и эти слова станут реальностью не только за столом переговоров, и мир в Иерусалиме, о котором писал царь Давид [9] в своих псалмах, наступит.
Решения по урегулированию конфликта в отношении статуса Храмовой горы
Принципы Договоров об охране святых мест, которые были согласованы Моше Амиравом и Фейсалом Хусейни [10]:
1. «Божественный суверенитет»
Особая святость Храмовой горы должна выражаться исключительно «божественным суверенитетом» над этим местом. В связи с тем, что данное место является особым местом поклонения для представителей всех религий, необходимо, чтобы все государства — члены Организации Объединенных Наций взяли под защиту Храмовую гору и обеспечили свободный доступ всем верующим, разрешили посещения, причастия и молитвы в соответствии с их вероисповеданием.
2. Международная опека
ООН как организация, представляющая все народы мира, формулирует международную хартию для управления территорией содружеством одиннадцати государств, а именно:
‑ Представители пяти постоянных членов Совета Безопасности (США, Китай, Россия, Франция и Великобритания).
‑ Представители четырех государств, представляющих Лигу арабских государств (Египет, Иордания, Марокко и Саудовская Аравия).
‑ Представители двух государств, разделяющих Иерусалим (Палестина и Израиль).
3. Договоренности по охране святых мест:
Договоренности и администрирование территорией должны быть установлены международной хартией на основе следующих принципов:
‑ Каждое государство имеет право вето в отношении любых договоренностей.
‑ Принцип свободы доступа, посещения, причастия и молитвы для верующих является основополагающим и обязательным.
‑ Организация Исламская конференция определит, кто будет играть роль хранителя мест в Иерусалиме, святых для ислама.
‑ Представители иудаизма должны определить порядок молитвы для евреев на Храмовой горе.
‑ Археологические раскопки на Храмовой горе должны быть единогласно одобрены содружеством стран ООН.
*Организация признана террористической и запрещена в России.
1. Из интервью автора с Муниром Зугайром от 11 апреля 2023 г.
2. Моше Амирав состоял в партии «Ликуд», был советником премьер-министра Эхуда Барака, участвовал в переговорах в Кемп-Девиде в 2000 г. Участвовал в битве за Иерусалим в 1967 г.
3. Из интервью автора с Моше Амиравом от 10 мая 2023 г.
4. Из интервью автора с Муниром Зугайром от 29 мая 2023 г.
5. M. Amirav, Jerusalen Syndrome. The Palestinian-Israeli battle for the Holy City. Great Britain: Sussex Academic Press 2009. 230 p.
6. ХАМАС признан террористической организацией Израилем, Канадой, США, Японией, Европейским союзом, Организацией американских государств, а также в ряде других стран. Запрещен в Иордании и Египте.
7. Mosab Hassan Yousef, Son of HAMAS. USA: Saltriver. 2010. 284 p.
8. Соглашение о нормализации отношений между Израилем и Объединенными Арабскими Эмиратами от 15 сентября 2020 г.
9. Второй царь народа Израиля. По традиционной еврейской хронологии даты правления около 876–836 гг. до н.э.
10. Палестинский политический деятель. Один из лидеров Организации освобождения Палестины, соавтор Декларации независимости Палестины, руководитель палестинской делегации на Мадридской мирной конференции, министр по делам Иерусалима в правительстве Палестинской национальной администрации. Его отцом был Абд аль-Кадир аль-Хусейни, командующий палестинским ополчением 1948 г. Его дедом со стороны отца был муфтий Иерусалима Хадж Амин аль-Хусейни.
Студентка магистратуры Дипломатической академии МИД России, стажер РСМД
Блог: Блог Юлии Вернигор
Рейтинг: 0