Нефть, пираты и «Шеврон»: как Ангола защищает экономические интересы в Гвинейском заливе
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Митина Дарья, студентка Дипломатической академии МИД РФ
То, что происходит у берегов Анголы, может показаться далеким и экзотическим — но на самом деле это часть большой игры, от которой зависят мировые рынки, глобальная безопасность и даже цена топлива на заправке у вашего дома. Судьбы мира решаются и здесь, на краю Атлантики.
Пираты захватывают танкеры, рыбаки воруют нефть, а транснациональные компании под шумок качают миллионы из берегов Африки. Это не сюжет голливудского боевика — это обычные будни в Гвинейском заливе. Под и над водой идет борьба за ресурсы и власть. Расположенный на пересечении ключевых морских путей, соединяющих Африку, Европу и Америку, Гвинейский залив является важным географическим и экономическим объектом на карте мира. Его стратегическое расположение оказывает значительное влияние на мировую политику и экономику, обеспечивая важные торговые маршруты и играя ключевую роль в обеспечении энергоснабжения.
Для Анголы, где нефть — основа экономики, сохранение контроля над морем стало вопросом национального приоритета, соответственно, обеспечение стабильности в регионе Гвинейского залива — не просто вопрос безопасности, а вопрос выживания национальной экономики. Какое место занимает Ангола в большой геополитической игре на побережье Атлантики и как защищает свои ресурсы — читайте далее.
Фото U.S. MARINE CORPS FORCES AFRICA
Роль моря для Анголы
В первую очередь, обозначим, какую именно роль безопасность морских территорий играет в экономике Анголы. Коротко — ключевую.
Экономика Анголы в значительной степени зависит от добычи нефти, на долю которой приходится более 90% ее экспорта и значительная часть государственных доходов [1]. Большинство нефтяных месторождений Анголы расположены именно на шельфе в водах Атлантики. Такие компании, как TotalEnergies, Chevron и BP ведут свою деятельность в водах Анголы, инвестируют миллиарды в экономику страны за счет выплат налогов на добычу нефти и непосредственно самой добычи, а также вклада в развитие инфраструктуры.
Помимо нефти Исключительная экономическая зона Анголы (ИЭЗ), которая простирается на 200 морских миль от ее береговой линии, богата морскими биоресурсами и рыбными запасами. Рыболовство играет ключевую роль в обеспечении местной продовольственной безопасности и занятости [2]. Однако эти секторы экономики уязвимы перед различными морскими угрозами.
Угрозы в Гвинейском заливе
Каждый баррель нефти, добытый Chevron или другой иностранной компании, должен «проплыть» через пиратов, контрабандистов и нелегальных рыболовецких судов. Каждая тонна сырья, каждое судно — потенциальная мишень.
Гвинейский залив стал одним из самых опасных морских регионов в мире. По данным Международного морского бюро [3], в 2020 и 2021 годах на этот регион приходилось почти все похищения членов экипажа с целью получения выкупа в мире (IMB, 2021).
Еще одной серьезной проблемой является НРП-промысел (незаконным и нерегулируемым рыболовством). Иностранные суда, часто из Азии или Европы, незаконно действуют в водах Анголы, истощая рыбные запасы, подрывая деятельность местного рыболовства. Во многих случаях эти суда уклоняются от уплаты налогов, нарушают квотный режим и наносят ущерб морским экосистемам [4]. Эти действия не только наносят ущерб экономике Анголы, но и усугубляют социальные и экологические проблемы всего региона.
Экологические риски, связанные с инцидентами утечки нефти и изменением климата, усугубляют ситуацию.
Стратегия Анголы по обеспечению безопасности на море
В ответ на эти вызовы Ангола приступила к модернизации и повышению профессионализма своего аппарата обеспечения безопасности на море. Военно-морской флот Анголы, хотя и является относительно небольшим, наращивает береговое патрулирование, приобретая новые суда, радиолокационные системы и оборудование для мониторинга [5]. В подготовке военно-морского персонала и повышении оперативной готовности правительство Анголы сотрудничает с такими странами, как Португалия и Бразилия.
Ангола также инвестировала в системы повышения осведомленности о морских владениях (Maritime domain awareness), чтобы более эффективно отслеживать активность судов в своих водах. Совершенствуя процесс сбора и анализа данных в режиме реального времени, Ангола может более эффективно реагировать на подозрительную активность, будь то несанкционированный промысел или пиратская активность [6].
Кроме того, в Анголе развиваются соответствующие правовые институты. Создание Национального морского управления (Autoridade Marítima Nacional) и принятие законов о безопасности на море отражают инициативы по централизации командования и контроля, более эффективного соблюдения нормативных требований и координации действий заинтересованных сторон [7].
Региональное и международное сотрудничество
Проблемы безопасности Анголы не ограничиваются ее национальными водами и, следовательно, требуют регионального подхода. Ангола является активным участником Комиссии по Гвинейскому заливу (GGC) и поддерживает внедрение Кодекса поведения Яунде (2013), главная цель которого — координация сотрудничества между прибрежными государствами Западной и Центральной Африки в борьбе с преступностью на море [8].
Совместные военно-морские учения, такие как «Обангейм Экспресс», организованные при поддержке Соединенных Штатов и других международных партнеров, повысили укрепили сотрудничество региональных военно-морских сил [9].
О проведении совместных военно-морских учений между Россией и Анголой в Гвинейском заливе подтвержденной информации на данный момент нет. Однако Россия и Ангола поддерживают активное военно-техническое сотрудничество, в частности закрепленное в 2006 г. межправительственным соглашением о военно-техническом сотрудничестве между Москвой и Луандой. Что касается регионального взаимодействия, Ангола также подписала соглашения с соседними странами, такими как Конго и Намибия, об обмене информацией и проведении совместного патрулирования.
Кроме того, участие Анголы в Комплексной морской стратегии Африканского союза для Африки на период до 2050 г. (AIMS) отражает ее более широкое видение безопасности на море как движущей силы устойчивого экономического развития [10].
Проблемы и перспективы
Несмотря на эти усилия, Ангола по-прежнему сталкивается со значительными трудностями. Ограниченные финансовые ресурсы сдерживают расширение ее военно-морского потенциала. Коррупция и бюрократическая неэффективность могут препятствовать правоприменению и транспарентности правосудия. Кроме того, решение проблемы безопасности на море требует комплексного подхода, который включает в себя охрану окружающей среды, управление рыболовством, правоприменительную деятельность и судебную реформу.
Для эффективной защиты своих экономических интересов Ангола должна продолжать инвестировать в наращивание военного и экономического потенциала, одновременно углубляя международное и региональное партнерство. Укрепление прибрежных сообществ, создание правовых рамок для устойчивого управления морскими ресурсами и повышение прозрачности в нефтяном и рыболовном секторах также будут иметь важное значение для долгосрочной устойчивости.
Таким образом, экономическое будущее Анголы неразрывно связано с безопасностью ее морских владений. Поскольку нефть, газ и рыболовство по-прежнему являются движущей силой развития страны, охрана этих ресурсов стала стратегическим императивом. Несмотря на то, что Ангола добилась прогресса в обеспечении безопасности на море и поспособствовала развитию региональных программ, непостоянство этих инициатив подрывает их эффективность.
Пока нефть копают все глубже, а опасности подплывают все ближе, Ангола, с огромным потенциалом и амбициями, имеет все шансы на то, чтобы ее борьба за баррели и безопасность стала не угрозой, а возможностью.
1. Angola Economic Update // World Bank. URL: https://worldbank.org (дата обращения: 13.04.2025).
2. Fishery and Aquaculture Country Profiles: Angola // Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO). URL: https://www.fao.org (дата обращения: 1.04.2025).
3. Piracy and Armed Robbery Report – Annual 2021 // International Maritime Bureau (IMB). URL: https://icc-ccs.org/imb (дата обращения: 30.04.2025).
4. Illegal fishing and human rights abuses in West Africa // Environmental Justice Foundation. URL: https://ejfoundation.org (дата обращения: 1.04.2025).
5. Angola enhances naval capability to counter Gulf threats // Jane’s Defence Weekly. (2022).
6. Support to maritime security in the Gulf of Guinea // United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC). URL: https://unodc.org (дата обращения: 10.04.2025).
7. Maritime Strategy of Angola 2025 // Republic of Angola. Government of Angola. (2016).
8. Yaoundé Code of Conduct: Implementation Report // Interregional Coordination Centre. URL: https://icc-gog.org (дата обращения: 5.04.2025).
9. Obangame Express Naval Exercises Enhance Cooperation // U.S. Africa Command. URL: https://africom.mil (дата обращения: 1.04.2025).
10. 2050 Africa's Integrated Maritime Strategy (AIMS) // African Union. URL: https://au.int (дата обращения: 30.03.2025).
Курс молодого мудреца — образовательный проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, направленный на развитие и закрепление основополагающих для аналитика навыков и приемов работы с информацией, а также передачу м
Блог: Блог «Курса молодого мудреца»
Рейтинг: 0