Блог «Курса молодого мудреца»

Договор СНВ-1: От кризиса к сотрудничеству

24 апреля 2025
Распечатать

Автор: Саложина Арина Евгеньевна, студентка Дипломатической академии МИД России.

В свете последних дискуссий о потенциальных путях урегулирования конфликта на Украине и наметившихся признаках потепления в отношениях между Россией и США, все чаще возникает вопрос о том, как будет выглядеть архитектура глобальной безопасности в будущем. Очевидно, что любые устойчивые гарантии мира потребуют согласованных действий и, возможно, новых договоренностей между ключевыми мировыми державами, в первую очередь — между РФ и США.

В этой связи представляется особенно актуальным обратиться к истории успешного сотрудничества между нашими странами в сфере контроля над вооружениями. Договор СНВ-1, заключенный в эпоху окончания холодной войны, является ярким примером того, как даже в периоды глубоких разногласий возможно достижение консенсуса в вопросах, касающихся общей безопасности и выживания человечества. Изучение опыта СНВ-1, его принципов и механизмов может быть полезным для поиска решений и формирования новых подходов к построению системы международной безопасности после завершения текущего кризиса.

Начало 1980-х гг. ознаменовалось глубоким кризисом в процессе сокращения ядерных вооружений. Администрация нового президента Соединенных Штатов Р. Рейгана пришла к власти с убеждением, что спешить с переговорами не следует. Для начала необходимо модернизировать и нарастить ядерные вооружения, а после этого уже вести переговоры. Однако под давлением американской общественности и стран — участниц Североатлантического альянса переговоры пришлось возобновить.

Весной 1982 г. начались переговоры, получившие название ОССВ (ограничение и сокращение стратегических вооружений), в последствии СНВ (стратегические наступательные вооружения), соответственно ставший их результатом договор получил название СНВ-1. Однако в конце 1983 г. переговоры были прерваны, когда Советский союз отказался назначить дату нового раунда переговоров в знак протеста против начавшегося в Западной Европе развёртывания американских средств средней дальности, также негативное воздействие на положение дел имело выдвижение Рейганом программы СОИ. Переговоры возобновились только в марте 1985 г. Они проходили в формате трех взаимосвязанных групп — по космическим вооружениям, стратегическим наступательным вооружениям и по оружию средней дальности.

George_Bush_and_Mikhail_Gorbachev_sign_the_START_1991.jpg

Договор СНВ-1 был подписан 31 июля 1991 г. в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша и вступил в силу только 5 декабря 1994 г., так как после распада СССР первостепенной задачей было урегулирование вопроса о неядерном статусе Украины, Белоруссии и Казахстана. Срок действия Договора заканчивается 5 декабря 2009 г.. При согласии сторон срок может продлеваться по истечении 15 лет на последующие 5 лет. Главной целью договора было обеспечение паритета между стратегическими ядерными силами двух сторон на уровнях, которые предусматривались примерно на 30 процентов ниже уровней изначально развернутых сил.

Отличительной чертой Договора СНВ-1 стало ограничение количества ядерных боезарядов, которые могли бы быть использованы в одном пуске, а не ракет. Их количество было ограничено уровнем 6000 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми МБР, развернутыми БРПЛ и развернутыми тяжелыми бомбардировщиками. Из них не более 4900 единиц могло быть развернуто на баллистических ракетах; а из них не более 1100 на мобильных МБР и не более 1540 на тяжелых МБР.[1] Число стратегических носителей ограничивалось уровнем 1600, хотя при ограничении количества боезарядов ограничивать носители не требуется.

Правила засчета в основном следовали той же самой системе допущений, что и в 1970-е гг. Каждая пусковая установка определенного типа считалась содержащей ракету определенного типа, а за каждым определенным типом ракеты засчитывалось определенное количество боеголовок. Таким образом, узнать общее количество боеголовок на баллистических ракетах можно было после подсчета пусковых установок. В то же время с тяжелыми бомбардировщиками дело обстояло сложнее, ведь за каждым засчитывается не максимальное количество боезарядов, а условное. Основанием этого утверждения послужило заявление США о том, что обычно ТБ не несут полную нагрузку. После длительных сомнений Советский Союз согласился, оговорив для себя приемлемые параметры максимальной и засчетной загрузки ТБ.

Еще одним принципиально новым элементом СНВ-1 стала мощная система контроля. Договор предусматривал всесторонний обмен данными, которые постоянно обновляются и позволяют точно знать, где и сколько находится ракет и ТБ каждого типа. В свою очередь технические характеристики ракет контролируются за счет обязательной передачи нешифрованной телеметрической информации в ходе летных испытаний. Также проводилось 13 видов инспекций, и на постоянной основе контролировались заводы по производству ракет.

Подписание 31 июля 1991 г. Договора СНВ-1 стало знаковым достижением на пути ядерного разоружения двух тогдашних сверхдержав — СССР и США. СНВ-1 является выдающимся международным договором по широте охвата проблематики контроля над стратегическими ядерными вооружениями и глубине проработки технических деталей, достигнутых за годы интенсивной работы, участникам Договора удалось согласовать целый ряд сложнейших документов, которые и составляют данное международное соглашение.

Договор СНВ-1 разрабатывался как двустороннее советско-американское соглашение, но в связи с распадом СССР приобрел многосторонний характер: к Договору, ставшем российско-американским, присоединились Белоруссия, Казахстан и Украина, взявшие на себя обязательства о ликвидации ядерного оружия на своей территории и о присоединении к ДНЯО в формате «неядерных» государств.

В определенной мере ключевое достижение Договора в том, что все последующие соглашения вели ко все более значительным сокращениям стратегических ядерных вооружений, а не исключительно установлением контроля за ними. При этом всеобъемлющая система контроля, выработанная в рамках СНВ-1, обеспечила достаточный уровень взаимной уверенности в соблюдении Договора, и стала основой в том числе и для последующих соглашений, в первую очередь СНВ-2.

По данным на 6 декабря 2001 г., ядерные потенциалы США и России за время действия договора были сокращены у России с 2338 носителей и 9416 боезарядов на них до 1136 носителей и 5518 боезарядов, у США: с 1672 носителей и 8210 боеголовок на них до 1237 носителей и 5948 зарядов.[2]

Договор СНВ-1 сумел переломить негативные тенденции в отношениях двух стран, которые нарастали с конца 1970-х гг.: с началом переговоров 1985 г. ситуация в советско-американских отношениях стала меняться, и к моменту его подписания эти отношения вполне могли характеризоваться как «партнерские», хотя, конечно, сближению двух стран способствовал не только прогресс на переговорах по разоружению. Подписание СНВ-1 стало одним из ярчайших символов улучшения двусторонних отношений и их перехода на новый этап.

Разумеется, повторение успеха СНВ-1 в современных условиях потребует значительных усилий и политической воли. Однако понимание принципов и механизмов этого договора может стать важным шагом на пути к построению более стабильной и предсказуемой системы международной безопасности.

Список источников и литературы

1. Юров Роман Валерианович Договора по стратегическим наступательным вооружениям между Россией (СССР) и США: исторический обзор // Наука. Общество. Оборона. 2014. №1 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dogovora-po-strategicheskim-nastupatelnym-vooruzheniyam-mezhdu-ros...

2. СНВ-1: как Москва и Вашингтон учились доверять друг другу — ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/349799

3. Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).


[1]Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. (СНВ-1)

[2] СНВ-1: как Москва и Вашингтон учились доверять друг другу – ТАСС. 2016 (URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/349799)


Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся