Блог «Курса молодого мудреца»

Использование потенциала БРИКС в интересах технологического развития Российской Федерации

27 сентября 2024
Распечатать

Автор: Нестеров Георгий Александрович, студент 3 курса магистратуры Дипломатической академии МИД РФ

Современное состояние мировой экономики претерпевает существенные изменения, связанные с ростом влияния развивающихся стран, развития новых рынков (в частности африканских, и Юго-Восточной Азии), трендами зеленой экономики, локальными кризисами, и глобальной цифровизацией. Как показывает практика последних лет, наиболее успешными можно назвать страны, которые имеют потенциал адаптироваться под новые реалии. Поскольку прежняя система международного разделения труда становится все менее актуальной и претерпевает существенные трансформации, особое внимание следует уделять внутренним рынкам и особенностям интенсивного развития национальной экономики.

1737420509_0_321_3072_2048_1920x0_80_0_0_93a4b5516c304f50e4f0de6620190d11.jpg

Источник: Reuters

Распоряжение Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 г. только подтверждает актуальность данного вопроса[1]. В данной концепции определяются ключевые вызовы экономики РФ, такие как быстрое создание и распространение новых технологий, особенно цифровых, сложности при создании наукоемкой продукции, влияние изменения климата, дисбаланс на товарных рынках и изменение уровня жизни требуют развития компетенций в области НИОКР и коммерциализации разработок, а также поисков новых путей сотрудничества в данных сферах.

В целом, проблемы технологического развития в Российской Федерации включают адаптацию к глобальным тенденциям, отставание в инновационном росте, утечку мозгов и сбои в работе производств из-за санкционных ограничений, подрывающих экономический потенциал экономических акторов в рамках международного разделения труда. Однако существуют возможности для локализации, использования научных резервов, привлечения квалифицированных кадров и расширения рыночных возможностей для отечественных компаний. Для решения этих проблем и использования возможностей потребуются принципиально новые решения по адаптации российской экономики к новым реалиям. Для развития международной нормативной базы Российская Федерация стремится обеспечить доступ разработчиков программного обеспечения к глобальным хранилищам открытых исходных кодов, создать договорную и правовую базу для международного сотрудничества, разработать стандарты и правила, а также поддержать отечественные технологические компании в защите прав интеллектуальной собственности.

К задачам, упомянутым в концепции относится формирование научно-производственных кластеров -  Субъекты Российской Федерации создают кластеры вокруг ведущих инженерных вузов для развития сотрудничества между научными, промышленными и исследовательскими организациями. Эти кластеры должны способствовать созданию инноваций, обмену знаниями и передаче технологий [2].

Отдельным пунктом стоит развертывание необходимой инфраструктуры: Субъекты Российской Федерации отвечают за развитие инфраструктуры, такой как индустриальные парки, полигоны, центры трансфера технологий и инженерные службы. Эти объекты предоставляют необходимые физические площади и ресурсы для проведения исследований, разработок и технологической деятельности. Однако для повышения конкурентоспособности производств необходимо расширять инфраструктуру до уровня международной, а также использовать все возможности по масштабированию проектов, что является необходимым условием для выхода на лидирующие экономические позиции

Чтобы влиять на развитие инновационной среды и улучшать экономику внутренними ресурсами, проводя политику импортозамещения, государство должно создавать условия для развития. Для достижения этой цели необходимо создать технологически высокоёмкие отрасли с большим потенциалом, а также добиться значительного повышения экономической эффективности и уровня ресурсосбережения.

Касательно России, использование инновационного потенциала серьезно зависит от направления общей экономической политики страны. Согласно указу президента о стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, необходимо противодействовать однополярности мира[3]. Следовательно, необходимо поддерживать высокий уровень конкуренции российских товаров и услуг, особенно инновационных, а также налаживать международные сотрудничества, в частности, в научной сфере.

Международное научно-техническое сотрудничество играет важнейшую роль в технологическом развитии Российской Федерации. Основной целью международного сотрудничества для Российской Федерации является укрепление многосторонних устойчивых отношений.  Несмотря на ограничения, наложенные санкциями, страна стремится укреплять свои международные партнерства и адаптировать свои приоритеты и направления в научно-техническом сотрудничестве. Российская Федерация стремится к укреплению сотрудничества с дружественными странами в совместном создании и развитии новых технологий и рынков высокотехнологичной продукции. Это предполагает укрепление долгосрочных партнерских отношений и расширение сотрудничества в научно-технической сфере.

Наиболее интересным в данном контексте является объединение БРИКС. Группа стран БРИКС интересна как минимум с двух направлений - в первую очередь, именно эти страны наиболее заинтересованы в инновационном скачке, что можно наблюдать через статистику по вложениям в НИОКР, где данные страны в совокупности тратят более восьмисот миллиардов долларов на исследования и разработки[4]. Однако для успешной реализации научно-исследовательских проектов в рамках БРИКС необходимо активизировать деятельность НКИ БРИКС при поддержке МИД РФ и РАН, поскольку условия сотрудничества стран-участниц не должны противоречить национальным интересам страны. Кроме того, страны БРИКС становятся все более привлекательными и перспективными с точки зрения привлечения иностранных инвестиций (рис.1).

Рис.1. Динамика ПИИ в страны БРИКС (Источник – UNCTAD)

 11.png

Кроме того, темпы роста экономик стран БРИКС существенно превосходят темпы роста стран из других объединений, в частности G-7 (рис.2).

Рис.2. Темпы экономического роста (в %) стран G-7 и БРИКС. Источник – Bloomberg [5]

 222.png

На фоне упрочнения БРИКС как организации с претензией на одну из ведущих сил мира, расширение организации с 1 января 2024 года является сильным сигналом о том, что мировое сообщество готово к дальнейшему сотрудничеству как в политических, так и в экономических сферах, что должно быть позитивно отображено в последующем поступательном росте инновационной сферы в России.

 

                                                                               
Библиографический список:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р - Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 г.
  2. А.М. Батьковский, М.А. Батьковский, П.В. Кравчук – Инструментарий управления деятельностью инновационно-активных пердприятий в условиях диверсификации. – монорафия – Москва -2019. – 267 с.
  3. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 “О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года”
  4. Статистика ОЭСР по расходам на НИОКР https://data.oecd.org/rd/gross-domestic-spending-on-r-d.htm
  5. Китай станет главным источником мирового экономического роста в ближайшие пять лет https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-04-17/china-to-be-top-world-growth-source-in-next-five-years-imf-says

 

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся