Использование потенциала БРИКС в интересах технологического развития Российской Федерации
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Нестеров Георгий Александрович, студент 3 курса магистратуры Дипломатической академии МИД РФ
Современное состояние мировой экономики претерпевает существенные изменения, связанные с ростом влияния развивающихся стран, развития новых рынков (в частности африканских, и Юго-Восточной Азии), трендами зеленой экономики, локальными кризисами, и глобальной цифровизацией. Как показывает практика последних лет, наиболее успешными можно назвать страны, которые имеют потенциал адаптироваться под новые реалии. Поскольку прежняя система международного разделения труда становится все менее актуальной и претерпевает существенные трансформации, особое внимание следует уделять внутренним рынкам и особенностям интенсивного развития национальной экономики.
Источник: Reuters
Распоряжение Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 г. только подтверждает актуальность данного вопроса[1]. В данной концепции определяются ключевые вызовы экономики РФ, такие как быстрое создание и распространение новых технологий, особенно цифровых, сложности при создании наукоемкой продукции, влияние изменения климата, дисбаланс на товарных рынках и изменение уровня жизни требуют развития компетенций в области НИОКР и коммерциализации разработок, а также поисков новых путей сотрудничества в данных сферах.
В целом, проблемы технологического развития в Российской Федерации включают адаптацию к глобальным тенденциям, отставание в инновационном росте, утечку мозгов и сбои в работе производств из-за санкционных ограничений, подрывающих экономический потенциал экономических акторов в рамках международного разделения труда. Однако существуют возможности для локализации, использования научных резервов, привлечения квалифицированных кадров и расширения рыночных возможностей для отечественных компаний. Для решения этих проблем и использования возможностей потребуются принципиально новые решения по адаптации российской экономики к новым реалиям. Для развития международной нормативной базы Российская Федерация стремится обеспечить доступ разработчиков программного обеспечения к глобальным хранилищам открытых исходных кодов, создать договорную и правовую базу для международного сотрудничества, разработать стандарты и правила, а также поддержать отечественные технологические компании в защите прав интеллектуальной собственности.
К задачам, упомянутым в концепции относится формирование научно-производственных кластеров - Субъекты Российской Федерации создают кластеры вокруг ведущих инженерных вузов для развития сотрудничества между научными, промышленными и исследовательскими организациями. Эти кластеры должны способствовать созданию инноваций, обмену знаниями и передаче технологий [2].
Отдельным пунктом стоит развертывание необходимой инфраструктуры: Субъекты Российской Федерации отвечают за развитие инфраструктуры, такой как индустриальные парки, полигоны, центры трансфера технологий и инженерные службы. Эти объекты предоставляют необходимые физические площади и ресурсы для проведения исследований, разработок и технологической деятельности. Однако для повышения конкурентоспособности производств необходимо расширять инфраструктуру до уровня международной, а также использовать все возможности по масштабированию проектов, что является необходимым условием для выхода на лидирующие экономические позиции
Чтобы влиять на развитие инновационной среды и улучшать экономику внутренними ресурсами, проводя политику импортозамещения, государство должно создавать условия для развития. Для достижения этой цели необходимо создать технологически высокоёмкие отрасли с большим потенциалом, а также добиться значительного повышения экономической эффективности и уровня ресурсосбережения.
Касательно России, использование инновационного потенциала серьезно зависит от направления общей экономической политики страны. Согласно указу президента о стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, необходимо противодействовать однополярности мира[3]. Следовательно, необходимо поддерживать высокий уровень конкуренции российских товаров и услуг, особенно инновационных, а также налаживать международные сотрудничества, в частности, в научной сфере.
Международное научно-техническое сотрудничество играет важнейшую роль в технологическом развитии Российской Федерации. Основной целью международного сотрудничества для Российской Федерации является укрепление многосторонних устойчивых отношений. Несмотря на ограничения, наложенные санкциями, страна стремится укреплять свои международные партнерства и адаптировать свои приоритеты и направления в научно-техническом сотрудничестве. Российская Федерация стремится к укреплению сотрудничества с дружественными странами в совместном создании и развитии новых технологий и рынков высокотехнологичной продукции. Это предполагает укрепление долгосрочных партнерских отношений и расширение сотрудничества в научно-технической сфере.
Наиболее интересным в данном контексте является объединение БРИКС. Группа стран БРИКС интересна как минимум с двух направлений - в первую очередь, именно эти страны наиболее заинтересованы в инновационном скачке, что можно наблюдать через статистику по вложениям в НИОКР, где данные страны в совокупности тратят более восьмисот миллиардов долларов на исследования и разработки[4]. Однако для успешной реализации научно-исследовательских проектов в рамках БРИКС необходимо активизировать деятельность НКИ БРИКС при поддержке МИД РФ и РАН, поскольку условия сотрудничества стран-участниц не должны противоречить национальным интересам страны. Кроме того, страны БРИКС становятся все более привлекательными и перспективными с точки зрения привлечения иностранных инвестиций (рис.1).
Рис.1. Динамика ПИИ в страны БРИКС (Источник – UNCTAD)
Кроме того, темпы роста экономик стран БРИКС существенно превосходят темпы роста стран из других объединений, в частности G-7 (рис.2).
Рис.2. Темпы экономического роста (в %) стран G-7 и БРИКС. Источник – Bloomberg [5]
На фоне упрочнения БРИКС как организации с претензией на одну из ведущих сил мира, расширение организации с 1 января 2024 года является сильным сигналом о том, что мировое сообщество готово к дальнейшему сотрудничеству как в политических, так и в экономических сферах, что должно быть позитивно отображено в последующем поступательном росте инновационной сферы в России.
Библиографический список:
- Распоряжение Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р - Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 г.
- А.М. Батьковский, М.А. Батьковский, П.В. Кравчук – Инструментарий управления деятельностью инновационно-активных пердприятий в условиях диверсификации. – монорафия – Москва -2019. – 267 с.
- Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 “О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года”
- Статистика ОЭСР по расходам на НИОКР https://data.oecd.org/rd/gross-domestic-spending-on-r-d.htm
- Китай станет главным источником мирового экономического роста в ближайшие пять лет https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-04-17/china-to-be-top-world-growth-source-in-next-five-years-imf-says
Курс молодого мудреца — образовательный проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, направленный на развитие и закрепление основополагающих для аналитика навыков и приемов работы с информацией, а также передачу м
Блог: Блог «Курса молодого мудреца»
Рейтинг: 0