Как создается дезинформация?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Быстрицкая Ксения, магистрант Дипломатической академии МИД России
В эпоху ведущей роли социальных сетей, системы телекоммуникаций, радио и телевидения информация становится и товаром, и щитом, и оружием. Информация создает психологический фон, который в свою очередь диктует условия восприятия окружающей нас действительности. В зависимости от качества информации меняются и выводы, которые мы делаем на основе тех или иных новостей. Создание ложных информационных сообщений, некорректно-трактованных событий создает возможность манипулировать не только выводами, которые делает целевая аудитория, но и ее настроением, состоянием, мироощущением. Применение дезинформации как оружия стало возможным благодаря широкому спектру технологических возможностей и стремительному росту постоянно поступающей и обновляющейся информации.
Источник: Unsplash
Чем больше информации циркулирует на фоне, тем сложнее подвергнуть ее качественной и всеобъемлющей проверке. В основу ложного информирования, как правило, берется вполне реальная ситуация, частично-правдивая. Затем такой информации придается ложный угол, под которым данную ситуацию или факт можно было бы рассмотреть. Для целостности субъективного изложения добавляются факты, которые вполне можно проверить, и которые как-то можно отнести к дезинформирующему сообщению. При реализации такой информационно-психологической операции используются разные способы. Одним из самых распространенных считается манипулятивные механизмы, которые использует противник для воздействия на массы. В ходе сообщения применяют различные приемы и технологии информационно-психологической борьбы. К самому распространенному можно отнести социальную манипуляцию. С помощью такого приема в ходе ложного информ-сообщения создается иллюзия, что, если читатель образован, информирован, он обязан поверить предложенным тезисам, «как умный, мыслящий человек». Как правило, помимо дезинформирующего тезиса также предлагается неактуальная, выборочная или фрагментарная статистика, аффилиация с известными, желательно зарубежными научными институтами, исследовательскими центрами. При более глубоком анализе ложного, дезинформирующего сообщения выясняется, что действительно правдивой, фактически подтвержденной информации в нем меньше половины, а сам тезис, который хотели донести полностью искусственный, без доказательной базы. Еще одним способом распространения и эффективности дезинформации можно считать эффект фрейминга. Фрейминг - когнитивное искажение при котором форма подачи информации влияет на ее восприятие. Один и тот же факт в зависимости от формулировки, контекста и смысловых акцентов может быть воспринят как в негативном, так и в позитивном ключе. С развитием телеграмм-каналов этот эффект стал отражаться более наглядно. В условии, когда автор, например, новостного канала публикует исключительно позитивные новости о Западе, и только негативные сообщения о происшествиях в России, у читателя будут формироваться соответствующие выводы, однако, данные тезисы соответствовать действительности не будут, потому что для реализации информации создавался негативный контекст, намеренно расставлялись определенные смысловые акценты. Даже очередность новостных сообщений в ходе вещания меняет восприятие того, о чем повествует источник. Эффект фрейминга в действии.
Дезинформация очень удобный и эффективный инструмент ведения информационной войны, потому что даже не смотря на определенную подготовленность и меры противодействия подобным атакам, информационно-психологическая операция так или иначе достигает своей цели, потому что создает панику, хаос, деструктивный общий информационный фон. Дезинформацию распространяют большее количество людей, как сенсацию, опровержение же идет следом с опозданием. Ложное изложение выводит целевую аудиторию на эмоции, после чего любые реальные аргументы и опровергающие факты воспринимаются сложно или безосновательно считаются неверными. Подобные информационно-психологические атаки эффективно реализуются в случае если информацию в принципе сложно проверить, нет никаких реальных источников, в сферах где требуются специфические экспертные знания для оценки качества такой информации.
По мере развития информационных технологий и усовершенствования методик ведения информационной войны появляются все новые методы создания ложных суждений, внедрения их в сознание масс и реализации информации под необходимым углом восприятия. Важно сохранять критическое мышление, проверять информацию в разных источниках, доверять объективной статистике и не попадать в информационный вакуум, формируя свое информационное поле лишь только из источников информации, придерживающихся одной точки зрения.
Курс молодого мудреца — образовательный проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, направленный на развитие и закрепление основополагающих для аналитика навыков и приемов работы с информацией, а также передачу м
Блог: Блог «Курса молодого мудреца»
Рейтинг: 0