Блог «Курса молодого мудреца»

Как создается дезинформация?

21 декабря 2023
Распечатать

Автор: Быстрицкая Ксения, магистрант Дипломатической академии МИД России

В эпоху ведущей роли социальных сетей, системы телекоммуникаций, радио и телевидения информация становится и товаром, и щитом, и оружием. Информация создает психологический фон, который в свою очередь диктует условия восприятия окружающей нас действительности. В зависимости от качества информации меняются и выводы, которые мы делаем на основе тех или иных новостей. Создание ложных информационных сообщений, некорректно-трактованных событий создает возможность манипулировать не только выводами, которые делает целевая аудитория, но и ее настроением, состоянием, мироощущением. Применение дезинформации как оружия стало возможным благодаря широкому спектру технологических возможностей и стремительному росту постоянно поступающей и обновляющейся информации.

aleksandar-velickovic-AG2ujwcYHGE-unsplash.jpg

Источник: Unsplash    

Чем больше информации циркулирует на фоне, тем сложнее подвергнуть ее качественной и всеобъемлющей проверке. В основу ложного информирования, как правило, берется вполне реальная ситуация, частично-правдивая. Затем такой информации придается ложный угол, под которым данную ситуацию или факт можно было бы рассмотреть. Для целостности субъективного изложения добавляются факты, которые вполне можно проверить, и которые как-то можно отнести к дезинформирующему сообщению. При реализации такой информационно-психологической операции используются разные способы. Одним из самых распространенных считается манипулятивные механизмы, которые использует противник для воздействия на массы. В ходе сообщения применяют различные приемы и технологии информационно-психологической борьбы. К самому распространенному можно отнести социальную манипуляцию. С помощью такого приема в ходе ложного информ-сообщения создается иллюзия, что, если читатель образован, информирован, он обязан поверить предложенным тезисам, «как умный, мыслящий человек». Как правило, помимо дезинформирующего тезиса также предлагается неактуальная, выборочная или фрагментарная статистика, аффилиация с известными, желательно зарубежными научными институтами, исследовательскими центрами. При более глубоком анализе ложного, дезинформирующего сообщения выясняется, что действительно правдивой, фактически подтвержденной информации в нем меньше половины, а сам тезис, который хотели донести полностью искусственный, без доказательной базы. Еще одним способом распространения и эффективности дезинформации можно считать эффект фрейминга. Фрейминг - когнитивное искажение при котором форма подачи информации влияет на ее восприятие. Один и тот же факт в зависимости от формулировки, контекста и смысловых акцентов может быть воспринят как в негативном, так и в позитивном ключе. С развитием телеграмм-каналов этот эффект стал отражаться более наглядно. В условии, когда автор, например, новостного канала публикует исключительно позитивные новости о Западе, и только негативные сообщения о происшествиях в России, у читателя будут формироваться соответствующие выводы, однако, данные тезисы соответствовать действительности не будут, потому что для реализации информации создавался негативный контекст, намеренно расставлялись определенные смысловые акценты. Даже очередность новостных сообщений в ходе вещания меняет восприятие того, о чем повествует источник. Эффект фрейминга в действии.

Дезинформация очень удобный и эффективный инструмент ведения информационной войны, потому что даже не смотря на определенную подготовленность и меры противодействия подобным атакам, информационно-психологическая операция так или иначе достигает своей цели, потому что создает панику, хаос, деструктивный общий информационный фон. Дезинформацию распространяют большее количество людей, как сенсацию, опровержение же идет следом с опозданием. Ложное изложение выводит целевую аудиторию на эмоции, после чего любые реальные аргументы и опровергающие факты воспринимаются сложно или безосновательно считаются неверными. Подобные информационно-психологические атаки эффективно реализуются в случае если информацию в принципе сложно проверить, нет никаких реальных источников, в сферах где требуются специфические экспертные знания для оценки качества такой информации.

По мере развития информационных технологий и усовершенствования методик ведения информационной войны появляются все новые методы создания ложных суждений, внедрения их в сознание масс и реализации информации под необходимым углом восприятия. Важно сохранять критическое мышление, проверять информацию в разных источниках, доверять объективной статистике и не попадать в информационный вакуум, формируя свое информационное поле лишь только из источников информации, придерживающихся одной точки зрения.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся