Образовательное сотрудничество в рамках ЕАЭС
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Кара-Сал Аюш Омакович, Дипломатическая академия МИД России
3 курс факультета Международные отношения
Источник: RIA
Академическое взаимодействие остается одним из самых недооцененных направлений сотрудничества в рамках ЕАЭС. Отсутствуют массовые образовательные программы, нацеленные на покрытие стратегических потребностей развития евразийской интеграции. Если посмотреть на историю развития и опыт ЕС, то мы увидим, как европейские институты всегда придавали большое значение развитию академических обменов, и список программ исчислялся десятками (Эразмус и др.).
Несмотря на то, что лидеры стран ЕАЭС призывают создать различные форматы образовательного сотрудничества и углубления академических обменов, никаких реальных шагов до сих пор не предпринималось, разве что на уровне отдельных стран. Низкий уровень развития научно-образовательных проектов непосредственно отражается на будущем стран ЕАЭС. О каком же мы можем говорить развитии интеграции, если даже не можем взрастить новое поколение, которое увидит выгоды и огромный потенциал объединения? Вместо этого молодому поколению приходится находить стипендиальную поддержку в странах дальнего зарубежья (ЕС, США и др.).
Основным препятствием создания образовательных программ является системный дефицит финансовых средств: ни одна страна не готова взять на себя значительные расходы. Особенно остро стоит проблема после начала мировой фрагментации, вызванной геополитической напряженностью и многими другими факторами. В связи с этим необходимо создать систему многоканального финансирования и привлекать разные субъекты (семья, государство, вузы и бизнес). По подсчетам Евразийского банка развития, предположительные бюджетные расходы на 1 тыс. студентов могли бы составить порядка 3,9 млн долл. (около 360 млн российских рублей или 1,8 млрд тенге по курсу на конец 2022 г.)[1]. Получается финансово затратно для стран-участниц интеграции, но важно понять, что государства в итоге получат через 5-8 лет высококвалифицированный человеческий капитал.
Такой способ поддержки академических обменов мог бы облегчить и нивелировать диспропорции на рынках труда стран ЕАЭС, так как пока спрос и предложение разбалансированы. Основным приоритетом образовательных программ евразийской интеграции может стать подготовка высококвалифицированных инженерно-технических кадров[2], которая поможет прорвать технологическое отставание стран ЕАЭС.
Также необходимо к этим всем процессам создания и развития академических обменов привлечь бизнес и госкорпорации, которые по окончанию смогут набирать лучшие кадры, тем самым повышая конкурентоспособность компании. Подобный план действий эффективно работает в западных странах, где наблюдается высокая квалификация и способность бизнеса быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения и шоки.
Существует юридическая сложность оформления образовательного сотрудничества. Разработка и внедрение программы образовательной и академической мобильности не является наднациональной компетенцией в соответствии с Договором о ЕАЭС[3]. Поэтому оптимальной правовой базой такого взаимодействия стран Евразийского региона, вероятно, сможет выступить отдельное межправительственное соглашение вне рамок ЕАЭС. К нему при наличии обоюдного интереса смогут присоединиться и другие государства, что позволит значительно расширить охват стран. Такое соглашение может стать примером многоуровневого и разноскоростного сотрудничества и интеграции.
Согласно Стратегическим направлениям развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, одной из задач является создание сетевых форм взаимодействия стран ЕАЭС в сфере образования, включая формирование единой информационной системы.
В феврале 2021 года на площадке Научно-технического совета при Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) обсуждалось создание платформы для развития академической мобильности в ЕАЭС. Планировалось обратить внимание, в первую очередь, на агропромышленный комплекс и промышленность, учитывая ключевую роль этих секторов в экономиках стран Союза. Предполагалось, что данная платформа позволит студентам из ЕАЭС обучаться в ведущих университетах с сильной специализацией, а также будет способствовать популяризации самого Евразийского экономического союза.
Кроме того, ЕЭК рассматривала возможность создания Евразийского фонда академической мобильности, который мог бы оказывать финансовую поддержку, в том числе в виде грантов, студентам и преподавателям, обучающимся и работающим по наиболее перспективным и востребованным специальностям.
Несмотря на перспективность вышеуказанных инициатив, пока они не обеспечивают значительного роста реальных образовательных обменов, необходимых для удовлетворения стратегических потребностей ЕАЭС в подготовке передовых кадров для дальнейшего развития евразийской интеграции. Отсутствие серьезных шагов по развитию программ снижает привлекательность своей страны, молодое поколение, как показывает практика, остается в стране получения образования. Также важно изучить опыт и практику ведущих стран (ЕС, США и КНР), предоставляющих варианты академической поддержки.
Удельная роль Российской Федерации в продвижении образовательного сотрудничества между странами ЕАЭС остается высокой, несмотря на наличие системных проблем. В тоже время Россия сохраняет привлекательность страны с хорошим уровнем высшего образования, и выделяет значительные квоты абитуриентов из стран ЕАЭС. Однако, образовательное сотрудничество на двустороннем уровне является малоэффективным, страны должны задуматься над углублением интеграции в данном направлении посредством создания единых и универсальных стандартов обучения.
Таким образом, руководству стран стоит серьезно рассмотреть варианты создания и дальнейшего развития программ академического обмена в рамках ЕАЭС. Ключевыми проблемами остаются финансовые затраты, отсутствие прямой связи между университетами и бизнесом, юридические особенности, технические проблемы и другие. Многоканальная система финансирования является самым оптимальным вариантом выхода из этого сложного положения в условиях жесткой экономии средств. В этой связи необходимо рассмотреть и принять во внимание опыт и практику других стран, которые успешно реализуют образовательные программы. Необходимо взрастить новое евразийское поколение, которое будет разделять общие ценности и принципы необходимости развития экономической интеграции.
[1] Винокуров, Е., Перебоев, В. Программа развития академической мобильности // Доклады и рабочие документы. Алматы: Евразийский банк развития. №1. 2024. С. 6.
[2] Там же.
[3] Винокуров, Е., Перебоев, В. Программа развития академической мобильности // Доклады и рабочие документы. Алматы: Евразийский банк развития. №1. 2024. С. 24.
Курс молодого мудреца — образовательный проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, направленный на развитие и закрепление основополагающих для аналитика навыков и приемов работы с информацией, а также передачу м
Блог: Блог «Курса молодого мудреца»
Рейтинг: 0