Блог «Курса молодого мудреца»

Образовательное сотрудничество в рамках ЕАЭС

17 июня 2024
Распечатать

Автор: Кара-Сал Аюш Омакович, Дипломатическая академия МИД России

3 курс факультета Международные отношения

 1588549146_0_0_1620_911_1920x0_80_0_0_bd43a131755d70610abcc9848829a61e.jpg

Источник: RIA

Академическое взаимодействие остается одним из самых недооцененных направлений сотрудничества в рамках ЕАЭС. Отсутствуют массовые образовательные программы, нацеленные на покрытие стратегических потребностей развития евразийской интеграции. Если посмотреть на историю развития и опыт ЕС, то мы увидим, как европейские институты всегда придавали большое значение развитию академических обменов, и список программ исчислялся десятками (Эразмус и др.).

Несмотря на то, что лидеры стран ЕАЭС призывают создать различные форматы образовательного сотрудничества и углубления академических обменов, никаких реальных шагов до сих пор не предпринималось, разве что на уровне отдельных стран. Низкий уровень развития научно-образовательных проектов непосредственно отражается на будущем стран ЕАЭС. О каком же мы можем говорить развитии интеграции, если даже не можем взрастить новое поколение, которое увидит выгоды и огромный потенциал объединения? Вместо этого молодому поколению приходится находить стипендиальную поддержку в странах дальнего зарубежья (ЕС, США и др.).

Основным препятствием создания образовательных программ является системный дефицит финансовых средств: ни одна страна не готова взять на себя значительные расходы. Особенно остро стоит проблема после начала мировой фрагментации, вызванной геополитической напряженностью и многими другими факторами. В связи с этим необходимо создать систему многоканального финансирования и привлекать разные субъекты (семья, государство, вузы и бизнес). По подсчетам Евразийского банка развития, предположительные бюджетные расходы на 1 тыс. студентов могли бы составить порядка 3,9 млн долл. (около 360 млн российских рублей или 1,8 млрд тенге по курсу на конец 2022 г.)[1]. Получается финансово затратно для стран-участниц интеграции, но важно понять, что государства в итоге получат через 5-8 лет высококвалифицированный человеческий капитал.

Такой способ поддержки академических обменов мог бы облегчить и нивелировать диспропорции на рынках труда стран ЕАЭС, так как пока спрос и предложение разбалансированы. Основным приоритетом образовательных программ евразийской интеграции может стать подготовка высококвалифицированных инженерно-технических кадров[2], которая поможет прорвать технологическое отставание стран ЕАЭС.

Также необходимо к этим всем процессам создания и развития академических обменов привлечь бизнес и госкорпорации, которые по окончанию смогут набирать лучшие кадры, тем самым повышая конкурентоспособность компании. Подобный план действий эффективно работает в западных странах, где наблюдается высокая квалификация и способность бизнеса быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения и шоки.

Существует юридическая сложность оформления образовательного сотрудничества. Разработка и внедрение программы образовательной и академической мобильности не  является наднациональной компетенцией в  соответствии с Договором о ЕАЭС[3]. Поэтому оптимальной правовой базой такого взаимодействия стран Евразийского региона, вероятно, сможет выступить отдельное межправительственное соглашение вне рамок ЕАЭС. К нему при наличии обоюдного интереса смогут присоединиться и другие государства, что позволит значительно расширить охват стран. Такое соглашение может стать примером многоуровневого и разноскоростного сотрудничества и интеграции.

Согласно Стратегическим направлениям развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, одной из задач является создание сетевых форм взаимодействия стран ЕАЭС в сфере образования, включая формирование единой информационной системы.

В феврале 2021 года на площадке Научно-технического совета при Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) обсуждалось создание платформы для развития академической мобильности в ЕАЭС. Планировалось обратить внимание, в первую очередь, на агропромышленный комплекс и промышленность, учитывая ключевую роль этих секторов в экономиках стран Союза. Предполагалось, что данная платформа позволит студентам из ЕАЭС обучаться в ведущих университетах с сильной специализацией, а также будет способствовать популяризации самого Евразийского экономического союза.

Кроме того, ЕЭК рассматривала возможность создания Евразийского фонда академической мобильности, который мог бы оказывать финансовую поддержку, в том числе в виде грантов, студентам и преподавателям, обучающимся и работающим по наиболее перспективным и востребованным специальностям.

Несмотря на перспективность вышеуказанных инициатив, пока они не обеспечивают значительного роста реальных образовательных обменов, необходимых для удовлетворения стратегических потребностей ЕАЭС в подготовке передовых кадров для дальнейшего развития евразийской интеграции. Отсутствие серьезных шагов по развитию программ снижает привлекательность своей страны, молодое поколение, как показывает практика, остается в стране получения образования. Также важно изучить опыт и практику ведущих стран (ЕС, США и КНР), предоставляющих варианты академической поддержки.

Удельная роль Российской Федерации в продвижении образовательного сотрудничества между странами ЕАЭС остается высокой, несмотря на наличие системных проблем. В тоже время Россия сохраняет привлекательность страны с хорошим уровнем высшего образования, и выделяет значительные квоты абитуриентов из стран ЕАЭС. Однако, образовательное сотрудничество на двустороннем уровне является малоэффективным, страны должны задуматься над углублением интеграции в данном направлении посредством создания единых и универсальных стандартов обучения.

Таким образом, руководству стран стоит серьезно рассмотреть варианты создания и дальнейшего развития программ академического обмена в рамках ЕАЭС. Ключевыми проблемами остаются финансовые затраты, отсутствие прямой связи между университетами и бизнесом, юридические особенности, технические проблемы и другие. Многоканальная система финансирования является самым оптимальным вариантом выхода из этого сложного положения в условиях жесткой экономии средств. В этой связи необходимо рассмотреть и принять во внимание опыт и практику других стран, которые успешно реализуют образовательные программы. Необходимо взрастить новое евразийское поколение, которое будет разделять общие ценности и принципы необходимости развития экономической интеграции.

 


 

[1] Винокуров, Е., Перебоев, В. Программа развития академической мобильности // Доклады и рабочие документы. Алматы: Евразийский банк развития. №1. 2024. С. 6.

[2] Там же.

[3] Винокуров, Е., Перебоев, В. Программа развития академической мобильности // Доклады и рабочие документы. Алматы: Евразийский банк развития. №1. 2024. С. 24.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся