Блог «Курса молодого мудреца»

Стратегическая стабильность в контексте трансформации миропорядка

22 декабря 2023
Распечатать

Автор: Мамедов Нурлан Табиб оглы, магистрант 2 курса Дипломатической академии МИД России

Устойчивой характеристикой современного состояния системы международных отношений (СМО) на протяжении ряда лет остается растущая напряженность и неопределенность в целом ряде ее важнейших сегментов. По этой причине крайне актуальны и важны системный подход, теоретическое осмысление и ясное понимание того, что система международных отношений — это совокупность субъектов международных отношений и взаимосвязей между ними.

scale_2400.jpg

Источник: Sputnik

Одной из ключевых характеристик СМО, позволяющей определить этап жизненного цикла системы, является стратегическая стабильность.

Стратегическая стабильность в первую очередь предполагает определенное состояние взаимодействия России и США в стратегической ядерной сфере с учетом фактора стратегической противоракетной обороны и стратегического неядерного оружия, а также нестратегического (тактического) ядерного оружия (НСЯО).

Понятие «стратегическая стабильность» применимо и к взаимодействию сторон в силах и средствах общего назначения (обычных вооружений). Стратегическую стабильность можно рассматривать как обеспечение политико-военных, оперативно-стратегических и военно-­технических условий, минимизирующих вероятность возникновения конфликтных и кризисных ситуаций, которые могли бы поставить вопрос о начале военных действий с применением ядерного оружия.

Как укрепить стратегическую стабильность: вчера и сегодня.

Стратегическая стабильность — многомерная междисциплинарная тема, требующая разработки специалистами по политико-дипломатическим, политико-психологическим, военно-стратегическим, военно-техническим и другим проблемам.

С учетом новой политико-военной обстановки, развития технологий и систем вооружений важно сосредоточить внимание на упомянутой в начале главы узкой трактовке понятия «стратегическая стабильность», которая в первую очередь предполагает определенное состояние взаимодействия России и США в стратегической ядерной сфере (с учетом фактора стратегической ПРО и стратегического неядерного оружия, а также нестратегического (тактического) ядерного оружия (НСЯО) и даже обычных вооружений).

Проблемы стратегической стабильности до распада СССР рассматривались прежде всего применительно к отношениям между Организацией Варшавского договора (ОВД) и НАТО в Европе, когда масштабы непосредственного военного противостояния между Востоком и Западом многократно превосходили нынешние. Утверждая мандат переговоров по обычным вооружениям и вооруженным силам в Европе, представители 23 государств-членов НАТО и ОВД определили, что их цель — «укрепление стабильности и безопасности в Европе путем установления стабильного и безопасного баланса обычных вооруженных сил, которые включают обычные вооружения и технику, на более низких уровнях; ликвидации неравенств, наносящих ущерб стабильности и безопасности; и ликвидации, в порядке приоритета, потенциала для осуществления внезапного нападения и для начала крупномасштабных наступательных действий».

Оборонительная военная доктрина СССР предусматривала, что «в случае агрессии против нас» (НАТО во главе с США) нападение на ОВД будет отражаться в течение определенного времени «только оборонительными операциями», что сочеталось бы с политическими усилиями по ликвидации конфликта.

На Западе (особенно в ФРГ и Нидерландах) разрабатывались концепции «ненаступательной обороны» и «оборонительной обороны». Они, в частности, предполагали оснащение сил НАТО техническими средствами, которые усиливали бы их оборонительные возможности перед лицом мощной группировки ОВД в Центральной Европе без применения тактического ядерного оружия. Такие концепции предназначались для регламентации применения тактического ядерного оружия США и НАТО на ранней стадии военных действий в случае успешного наступления сил ОВД на центральном участке противостояния НАТО и ОВД (в Германии) — особенно в районе так называемого Фульдского прохода, или Фульдского коридора.

Со стороны СССР разрабатывались формулы контрнаступательной обороны, в том числе на основе «модели Курской битвы» 1943 г. Предполагалось, что неспособность обеих сторон к проведению широкомасштабных наступательных операций на уровне сил общего назначения обеспечивала бы высокий уровень стратегической стабильности в Европе.

В 1980-е годы речь шла исключительно об Атлантическом регионе, о взаимодействии ОВД и НАТО. Сейчас, на перспективу пять-десять и более лет, речь снова идет об этом регионе, а также о некоторых сегментах гигантского Индо-Тихоокеанского региона, прежде всего о зонах, прилегающих к территории Китая. Рассматривать тему стратегической стабильности применительно к некоторым районам этого мегарегиона надо предметно — с учетом фактора ПРО на ТВД и потенциальных американских средств «неядерного быстрого глобального удара» (НБГУ) для поражения позиций баллистических ракет КНР в неядерном снаряжении, аэродромов, баз ВМС, наращивания собственных возможностей НОАК по обеспечению «победы в локальной информационной войне» и др.

Если предметно говорить о более широкой интерпретации стратегической стабильности, рассматривающей положение дел в системе мировой политики, то для Москвы стратегическая стабильность предполагает надежность, убедительность обеспечения стратегического ядерного и неядерного сдерживания с должным политико-психологическим воздействием на «оппонента».

Ядром убедительного ядерного сдерживания была и остается демонстрация способности при любых, самых неблагоприятных условиях нанести ответный удар возмездия с катастрофическими последствиями для агрессора. Возможности России по реализации ядерного и неядерного сдерживания в последние годы — в отличие от тяжелейших для страны 1990-х годов — значительно возросли. Введены в строй компоненты СЯС наземного, морского и воздушного базирования. Повышается боевая устойчивость (неуязвимость) ракетных войск стратегического назначения (РВСН) и морских стратегических ядерных сил, способность межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) к преодолению перспективных систем ПРО вероятного противника.

Крупные результаты достигнуты в развитии системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), системы контроля космического пространства (СККП), системы боевого управления (СБУ) СЯС. Россия развивает компоненты стратегической ПРО, а также ПВО, обладающие противоракетными возможностями, совершенствуют средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), повышающие боевую устойчивость российских СЯС.

Россия демонстрирует многие достижения таким образом, чтобы они фиксировались другой стороной. Политико-психологический эффект ядерного сдерживания обеспечивается с помощью учебных пусков МБР «Тополь» и «Тополь-М», «Ярс», БРПЛ «Синева» и «Булава», учений РВСН, полетов бомбардировщиков стратегической авиации, испытательных пусков тяжелой МБР «Сармат» и др.

Стратегическая стабильность предполагает полную подконтрольность средств поражения высшему государственному руководству и военному командованию в целях предотвращения случайного и несанкционированного использования ядерного оружия (начиная с тактического). Это предусматривает и надежную защиту от кибератак противника (или какой- либо третьей стороны) систем боевого управления, сохранение в руках высшего руководства всей полноты власти.

Решения по ответным действиям принимаются на основе объективных, надежных данных системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), которая состоит из двух эшелонов — космического и наземного, причем каждый одинаково важен.

Литература:

1. Мировой порядок - время перемен: Сборник статей / Под ред. А.И. Соловьева, О.В. Гаман-Голутвиной. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2019. 375 с. С.8-29.

2. Современная политическая наука: Методология. Научное издание / Отв. ред. О.В. Гаман-Голутвина, А.И. Никитин. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2019. 776 с. С.592-609

3. Алексей Арбатов: Стратегическая стабильность - оружие и дипломатия.

4. Противоспутниковое оружие и стратегическая стабильность (м) Веселов.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся