Представляемый читателю отчет – результат нового этапа исследования англоязычных интернет-ресурсов российских университетов. Он является продолжением
базового доклада Российского совета по международным делам (РСМД) «Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов», который был выпущен в 2015 г.
В течение 2016 и начала 2017 гг. исследовательская группа РСМД продолжала мониторинг англоязычного контента ведущих российских университетов. По результатам этой работы была обновлена база данных и рассчитан «Индекс электронной интернационализации» за 2016–2017 гг. Новый массив данных позволяет оценить динамику развития интернет-ресурсов российских университетов. Методология исследования не менялась. В выборку вошло 47 российских университетов (на один университет больше по сравнению с 2015 г.). В их числе – федеральные университеты, научно-исследовательские университеты, университеты с сильной подготовкой по иностранным языкам или ориентированные на зарубежные аудитории.
Цель нашей работы состоит в том, чтобы показать сильные и слабые стороны развития англоязычного контента на электронных ресурсах российских университетов. На этой основе мы дали ряд рекомендаций, которые могут использоваться нашими партнерами в вузах. Мы также продолжили развитие образовательных программ и тренингов для университетов, которые ставят перед собой задачу интернационализации и выхода на зарубежные рынки образовательных услуг. В современных условиях решение этой задачи без активного присутствия в англоязычном сегменте Интернета представляется затруднительным: английский превратился в язык глобального общения и даже успешное продвижение русскоязычных образовательных программ требует англоязычного маркетинга для успешной борьбы с зарубежными конкурентами.
Мы исходили из гипотезы о том, что эффект «низкой базы» даст возможность заметно улучшить результаты вузов, которые в 2015 г. получили низкие оценки. Однако проведенный анализ опроверг эту гипотезу. В рейтинге поднимаются как раз университеты из первой группы – в течение года они приложили существенные усилия по развитию англоязычных интернет-ресурсов. Конкуренция внутри этой группы заметно возросла. И наоборот, подавляющее большинство отстающих оставили англоязычный контент без существенных изменений. Иными словами, лидеры рейтинга стали заметно сильнее, а слабые не приложили усилий для роста. Примечательно также, что российские лидеры сумели сократить отставание от целого ряда университетов из первой сотни популярного рейтинга QS.
Индекс электронной интернационализации российских вузов, как любая модель, имеет свои ограничения. Он дает представление об ограниченном наборе параметров и должен выступать лишь одним из критериев в оценке международной деятельности российских университетов. Сама эта модель остается открытой для дальнейшей критики со стороны исследователей и практиков как в России, так и за рубежом.