Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

16 марта 2023 г. в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол «Итоги “двух сессий”: возможности и ограничения для российско-китайского сотрудничества», посвященный итогам заседаний Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК) и Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Мероприятие было организовано Российским советом по международным делам (РСМД).

В круглом столе приняли участие профессор Института международных исследований Фуданьского университета Чжао Хуашэн, старший научный сотрудник Центра евроазиатских исследований ИМИ МГИМО МИД России Иван Зуенко, заведующий сектором экономики и политики Китая Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Сергей Луконин и заведующий отделом науки и инноваций ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Иван Данилин.

В ходе открытой дискуссии участники подвели итоги заседаний высших законодательного и консультативного органов КНР, которые прошли в Пекине с 4 по 13 марта 2023 г., обсудили влияние кадровых перестановок на возможные изменения во внутренней и внешней политике КНР в краткосрочной перспективе, проанализировали административную реформу Китая, в том числе в финансовом и технологическом секторах, оценили ее влияние на российско-китайское взаимодействие в экономической и технологической сферах, а также на отношения Китая с другими державами.

16 марта 2023 г. в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол «Итоги “двух сессий”: возможности и ограничения для российско-китайского сотрудничества», посвященный итогам заседаний Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК) и Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Мероприятие было организовано Российским советом по международным делам (РСМД).

В круглом столе приняли участие профессор Института международных исследований Фуданьского университета Чжао Хуашэн, старший научный сотрудник Центра евроазиатских исследований ИМИ МГИМО МИД России Иван Зуенко, заведующий сектором экономики и политики Китая Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Сергей Луконин и заведующий отделом науки и инноваций ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Иван Данилин.

В ходе открытой дискуссии участники подвели итоги заседаний высших законодательного и консультативного органов КНР, которые прошли в Пекине с 4 по 13 марта 2023 г., обсудили влияние кадровых перестановок на возможные изменения во внутренней и внешней политике КНР в краткосрочной перспективе, проанализировали административную реформу Китая, в том числе в финансовом и технологическом секторах, оценили ее влияние на российско-китайское взаимодействие в экономической и технологической сферах, а также на отношения Китая с другими державами.

Тезисы

Чжао Хуашэн

  • Сессии ВК НПКСК и ВСНП носили скорее «технический» характер, так как основные направления внутренней и внешней политики КНР были определены ранее. Серьезных изменений ожидать не стоит. Главный итог «двух сессий» — это кадровые перестановки и формирование нового правительства.

  • «Две сессии» не окажут серьезного влияния на состояние российско-китайских отношений. Политика КНР на российском направлении стабильна и последовательна. Кадровые перестановки в правительстве КНР могут сказаться на работе российско-китайских межправительственных комитетов, т.к. потребуется время, чтобы установить новые контакты. На стратегическом уровне формула отношений между двумя странами уже определена — менять ее не надо.

  • Ситуация в мире претерпевает серьезные изменения, Россия и Китай сталкиваются с новыми трудностями и проблемами. Необходимо адаптироваться и активизировать существующие двусторонние механизмы сотрудничества, работа которых была затруднена из-за пандемии COVID-19. Что касается новых инициатив, которые могли бы поспособствовать развитию двусторонних отношений, конкретные решения могут приниматься, исходя из текущих практических соображений.

Иван Зуенко

  • Решения первых «двух сессий» нового пятилетнего политического цикла об административной реформе оказались менее масштабными, чем ожидалось — из 26 глав министерств 24 сохранили свои места, новых ведомств на министерском уровне не создано. Это свидетельствует о высокой оценке высшим руководством страны работы правительства, а также говорит о нежелании устраивать дополнительных «встрясок» для административного аппарата.

  • Ожидалось, что в Конституцию КНР могут быть внесены поправки по Тайваньскому вопросу, однако, вопреки прогнозам, изменений внесено не было, что создает некоторые расхождения с Уставом КПК.

  • Политика КНР в отношении России сохранит преемственность прошлых лет, серьезных изменений в российско-китайских отношениях ждать не стоит. Для России это можно расценивать как обнадеживающий момент. Двусторонние отношения по-прежнему высоко оцениваются руководством КНР. Китайское понимание сути российско-китайских отношений можно описать цитатой нового министра иностранных дел КНР: «Чем сложнее ситуация в мире, тем крепче должна быть российско-китайская связка».

  • Можно ожидать постепенное насыщение российского рынка китайскими товарами и увеличение присутствия производителей из КНР, особенно в отрасли производства автомобилей. Китайские автоконцерны будут стремиться локализовать свое производство на территории РФ и занять те площадки, которые остались после ухода южнокорейских, японских и западных производителей.

Сергей Луконин

  • Новую административную реформу, принятую в ходе «двух сессий», нужно рассматривать в контексте мировой геополитики, прежде всего с точки зрения стратегического соперничества США и КНР, а также исходя из существующих внутриэкономических проблем Китая. Реформа направлена на достижение паритета с США в стратегическом противостоянии и обеспечение технологического суверенитета КНР.

  • Начались работы по созданию Комиссии по научно-техническому развитию Китая, в подчинении у которой окажется Министерство науки и технологий КНР, что можно рассматривать как ответ на американо-китайскую технологическую войну. Главная задача, стоящая перед Китаем сегодня, это достижение независимости в высокотехнологических отраслях, прежде всего в сфере производства полупроводников.

  • Ожидается формирование суперведомства — мегарегулятора финансовой сферы, основной задачей которого станет обеспечение финансовой стабильности всего государства.

  • Другим важным ведомством станет организация, которая будет заниматься регулированием и созданием инфраструктуры для оборота персональных данных внутри Китая, а также контролем за их оборотом за его пределами. Китайское правительство рассматривает персональные данные как рыночный фактор, которыми можно торговать и получать от этого прибыль, а также как разведывательные данные, на основании анализа которых могут быть сделаны далекоидущие выводы.

  • Принятые в ходе «двух сессий» решения не являются революционными, но призваны решить проблемы, с которыми сталкивается китайская экономика.

  • У повышения присутствия юаня в российской экономике есть свои позитивные и негативные стороны. С одной стороны, расчеты в юанях позволяют снизить зависимость от доллара и евро, с другой — фактически это привязка к китайской экономике и субсидирование китайского производителя.

Иван Данилин

  • В ходе «двух сессий» был сделан акцент на развитие фундаментальной науки КНР для достижения технологического суверенитета, а также на создание конкурентноспособного цифрового бизнеса. Планируется увеличение бюджета на государственную науку и технологии на 2%, а на фундаментальную науку — на 6–8%.

  • Ожидается, что вырастет роль Национального фонда естественных наук КНР, который является ключевым звеном в реализации создания конкурентноспособного научно-технического комплекса.

  • Непрофильные функции выведены за рамки Министерства науки и технологий — теперь оно занимается исключительно усилением научно-технологического потенциала Китая. Это должно повысить качество управления.

  • Происходит систематизация регулирования цифровых рынков, направленная на создание конкурентных позиций, которые бы не вредили крупным компаниям в технологической сфере, но и создали бы больше возможностей для появления новых так называемых «маленьких гигантов» и продвигали задачи Китая в этой сфере.

  • Технологическая кооперация между КНР и РФ сталкивается с большим количеством трудностей из-за проблем России в сфере регулирования рынков, отсутствия достаточного опыта кооперации на международном уровне и низких темпов роста расходов на науку и технологии.

  • СВО немного ограничила интерес корпоративного сектора КНР к России, но создала задел для роста российско-китайской кооперации в сфере научно-технологического сотрудничества. Так, например, Huawei сократила поставки в Россию, но не ушла с российского рынка. Конкретные возможности появятся в течении ближайших лет, когда стороны приспособятся к новой нормальности, оценят риски и ограничения, а также отработают новые механизмы взаимодействия, которые пока находятся в зачаточном состоянии.

В подготовке тезисов приняли участие стажеры РСМД Алексей Васильченко и Чжа Сяои.

Видео

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся