16 марта 2023 г. в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол «Итоги “двух сессий”: возможности и ограничения для российско-китайского сотрудничества», посвященный итогам заседаний Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК) и Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Мероприятие было организовано Российским советом по международным делам (РСМД).
В круглом столе приняли участие профессор Института международных исследований Фуданьского университета Чжао Хуашэн, старший научный сотрудник Центра евроазиатских исследований ИМИ МГИМО МИД России Иван Зуенко, заведующий сектором экономики и политики Китая Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Сергей Луконин и заведующий отделом науки и инноваций ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Иван Данилин.
В ходе открытой дискуссии участники подвели итоги заседаний высших законодательного и консультативного органов КНР, которые прошли в Пекине с 4 по 13 марта 2023 г., обсудили влияние кадровых перестановок на возможные изменения во внутренней и внешней политике КНР в краткосрочной перспективе, проанализировали административную реформу Китая, в том числе в финансовом и технологическом секторах, оценили ее влияние на российско-китайское взаимодействие в экономической и технологической сферах, а также на отношения Китая с другими державами.
16 марта 2023 г. в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол «Итоги “двух сессий”: возможности и ограничения для российско-китайского сотрудничества», посвященный итогам заседаний Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК) и Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Мероприятие было организовано Российским советом по международным делам (РСМД).
В круглом столе приняли участие профессор Института международных исследований Фуданьского университета Чжао Хуашэн, старший научный сотрудник Центра евроазиатских исследований ИМИ МГИМО МИД России Иван Зуенко, заведующий сектором экономики и политики Китая Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Сергей Луконин и заведующий отделом науки и инноваций ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Иван Данилин.
В ходе открытой дискуссии участники подвели итоги заседаний высших законодательного и консультативного органов КНР, которые прошли в Пекине с 4 по 13 марта 2023 г., обсудили влияние кадровых перестановок на возможные изменения во внутренней и внешней политике КНР в краткосрочной перспективе, проанализировали административную реформу Китая, в том числе в финансовом и технологическом секторах, оценили ее влияние на российско-китайское взаимодействие в экономической и технологической сферах, а также на отношения Китая с другими державами.
Тезисы
Чжао Хуашэн
Сессии ВК НПКСК и ВСНП носили скорее «технический» характер, так как основные направления внутренней и внешней политики КНР были определены ранее. Серьезных изменений ожидать не стоит. Главный итог «двух сессий» — это кадровые перестановки и формирование нового правительства.
«Две сессии» не окажут серьезного влияния на состояние российско-китайских отношений. Политика КНР на российском направлении стабильна и последовательна. Кадровые перестановки в правительстве КНР могут сказаться на работе российско-китайских межправительственных комитетов, т.к. потребуется время, чтобы установить новые контакты. На стратегическом уровне формула отношений между двумя странами уже определена — менять ее не надо.
Ситуация в мире претерпевает серьезные изменения, Россия и Китай сталкиваются с новыми трудностями и проблемами. Необходимо адаптироваться и активизировать существующие двусторонние механизмы сотрудничества, работа которых была затруднена из-за пандемии COVID-19. Что касается новых инициатив, которые могли бы поспособствовать развитию двусторонних отношений, конкретные решения могут приниматься, исходя из текущих практических соображений.
Иван Зуенко
Решения первых «двух сессий» нового пятилетнего политического цикла об административной реформе оказались менее масштабными, чем ожидалось — из 26 глав министерств 24 сохранили свои места, новых ведомств на министерском уровне не создано. Это свидетельствует о высокой оценке высшим руководством страны работы правительства, а также говорит о нежелании устраивать дополнительных «встрясок» для административного аппарата.
Ожидалось, что в Конституцию КНР могут быть внесены поправки по Тайваньскому вопросу, однако, вопреки прогнозам, изменений внесено не было, что создает некоторые расхождения с Уставом КПК.
Политика КНР в отношении России сохранит преемственность прошлых лет, серьезных изменений в российско-китайских отношениях ждать не стоит. Для России это можно расценивать как обнадеживающий момент. Двусторонние отношения по-прежнему высоко оцениваются руководством КНР. Китайское понимание сути российско-китайских отношений можно описать цитатой нового министра иностранных дел КНР: «Чем сложнее ситуация в мире, тем крепче должна быть российско-китайская связка».
Можно ожидать постепенное насыщение российского рынка китайскими товарами и увеличение присутствия производителей из КНР, особенно в отрасли производства автомобилей. Китайские автоконцерны будут стремиться локализовать свое производство на территории РФ и занять те площадки, которые остались после ухода южнокорейских, японских и западных производителей.
Сергей Луконин
Новую административную реформу, принятую в ходе «двух сессий», нужно рассматривать в контексте мировой геополитики, прежде всего с точки зрения стратегического соперничества США и КНР, а также исходя из существующих внутриэкономических проблем Китая. Реформа направлена на достижение паритета с США в стратегическом противостоянии и обеспечение технологического суверенитета КНР.
Начались работы по созданию Комиссии по научно-техническому развитию Китая, в подчинении у которой окажется Министерство науки и технологий КНР, что можно рассматривать как ответ на американо-китайскую технологическую войну. Главная задача, стоящая перед Китаем сегодня, это достижение независимости в высокотехнологических отраслях, прежде всего в сфере производства полупроводников.
Ожидается формирование суперведомства — мегарегулятора финансовой сферы, основной задачей которого станет обеспечение финансовой стабильности всего государства.
Другим важным ведомством станет организация, которая будет заниматься регулированием и созданием инфраструктуры для оборота персональных данных внутри Китая, а также контролем за их оборотом за его пределами. Китайское правительство рассматривает персональные данные как рыночный фактор, которыми можно торговать и получать от этого прибыль, а также как разведывательные данные, на основании анализа которых могут быть сделаны далекоидущие выводы.
Принятые в ходе «двух сессий» решения не являются революционными, но призваны решить проблемы, с которыми сталкивается китайская экономика.
У повышения присутствия юаня в российской экономике есть свои позитивные и негативные стороны. С одной стороны, расчеты в юанях позволяют снизить зависимость от доллара и евро, с другой — фактически это привязка к китайской экономике и субсидирование китайского производителя.
Иван Данилин
В ходе «двух сессий» был сделан акцент на развитие фундаментальной науки КНР для достижения технологического суверенитета, а также на создание конкурентноспособного цифрового бизнеса. Планируется увеличение бюджета на государственную науку и технологии на 2%, а на фундаментальную науку — на 6–8%.
Ожидается, что вырастет роль Национального фонда естественных наук КНР, который является ключевым звеном в реализации создания конкурентноспособного научно-технического комплекса.
Непрофильные функции выведены за рамки Министерства науки и технологий — теперь оно занимается исключительно усилением научно-технологического потенциала Китая. Это должно повысить качество управления.
Происходит систематизация регулирования цифровых рынков, направленная на создание конкурентных позиций, которые бы не вредили крупным компаниям в технологической сфере, но и создали бы больше возможностей для появления новых так называемых «маленьких гигантов» и продвигали задачи Китая в этой сфере.
Технологическая кооперация между КНР и РФ сталкивается с большим количеством трудностей из-за проблем России в сфере регулирования рынков, отсутствия достаточного опыта кооперации на международном уровне и низких темпов роста расходов на науку и технологии.
СВО немного ограничила интерес корпоративного сектора КНР к России, но создала задел для роста российско-китайской кооперации в сфере научно-технологического сотрудничества. Так, например, Huawei сократила поставки в Россию, но не ушла с российского рынка. Конкретные возможности появятся в течении ближайших лет, когда стороны приспособятся к новой нормальности, оценят риски и ограничения, а также отработают новые механизмы взаимодействия, которые пока находятся в зачаточном состоянии.
В подготовке тезисов приняли участие стажеры РСМД Алексей Васильченко и Чжа Сяои.