Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей

23 мая 2024 г. в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол РСМД «Будущее армяно-азербайджанского процесса о нормализации отношений».

В рамках мероприятия эксперты обсудили события, происходящие в республиках Южного Кавказа в целом: протесты в Грузии в связи с принятием закона об иноагентах, митинги в Армении, спровоцированные началом процесса делимитации и демаркации государственной границы с Азербайджаном, вопросы региональной безопасности, ход процесса нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном, его перспективы и имеющиеся препятствия для скорого заключения мирного соглашения между Ереваном и Баку, а также отношения России со странами региона.

23 мая 2024 г. в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол РСМД «Будущее армяно-азербайджанского процесса о нормализации отношений».

В рамках мероприятия эксперты обсудили события, происходящие в республиках Южного Кавказа в целом: протесты в Грузии в связи с принятием закона об иноагентах, митинги в Армении, спровоцированные началом процесса делимитации и демаркации государственной границы с Азербайджаном, вопросы региональной безопасности, ход процесса нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном, его перспективы и имеющиеся препятствия для скорого заключения мирного соглашения между Ереваном и Баку, а также отношения России со странами региона.

Участники

  • Сергей Маркедонов, ведущий научный сотрудник МГИМО МИД России, главный редактор журнала «Международная аналитика»,

  • Станислав Притчин, заведующий Сектором Центральной Азии Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН,

  • Андрей Арешев, политический обозреватель, эксперт Фонда стратегической культуры,

  • Алексей Наумов, журналист, политолог.

Тезисы

Сергей Маркедонов

  • Армяно-азербайджанский конфликт не завершен, поскольку мирный договор еще не подписан, и не урегулированы такие важные вопросы, как демаркация, делимитация границ, открытие или закрытие транспортных коммуникаций, установление дипломатических отношений. Можно сказать, что закрыта только «Карабахская глава» конфликта.

  • Протестные выступления в Армении и Грузии характеризуются как общими чертами, так и своей уникальностью. Общий фундамент — решение вопроса определения национальной идентичности и в Армении, и в Грузии. В то же время, Армения поднимает вопрос: «Должна ли она быть в границах Армянской ССР или нет?». В свою очередь Грузия задумывается, «быть ли «пронатовской» страной и принимать советы от Запада, или все-таки нет?». При всей разности протестных настроений, общие черты все же наблюдаются.

  • Процессы, происходящие на Южном Кавказе, вытеснены «на обочину» украинской повесткой и событиями на Ближнем Востоке. Однако с точки зрения реконфигурации регион все же остается важным. Многие союзы и отношения, которые до недавнего времени казались незыблемыми, сейчас активно трансформируются, и это можно наблюдать на примере меняющейся динамики отношений России и Армении, России и Азербайджана, вектора грузинской политики по таким направлениям, как НАТО и Запад, Россия и Китай, также можно выделить грузино-иранские отношения. Сейчас происходит переосмысление, и иногда оно не в пользу России.

  • Сегодня растет востребованность Китая, и проект «Один пояс, один путь» невозможен без включения Южного Кавказа. Индия также старается рассматривать регион как перспективный вектор собственной рабочей силы, не ограничиваясь пространством военно-технического сотрудничества.

  • Регион становится сложнее, и для российской политики все усложняется. Россия хоть и уходила, но всегда возвращалась в регион, поскольку сама является кавказской страной. Многие проблемы, происходящие на Южном Кавказе, имеют продолжение на Северном Кавказе. Сейчас перед Россией ставится вопрос: «В каких форматах будет российское присутствие?». На ближайшую перспективу будет востребована концепция не «глубинного союзничества», а концепция «попутчика».

Станислав Притчин

  • В армяно-азербайджанском конфликте Карабахский вопрос действительно закрыт, но двусторонние отношения все же требуют еще долгой совместной работы по таким вопросам, как, например, решение о возвращении четырех приграничных сел, последствия для внутренней политики Армении, окончание делимитации границ.

  • У России был совершенно иной подход к урегулированию армяно-азербайджанских отношений, который заключался в построении, в первую очередь, экономической базы, открытии транспортных коридоров, разблокировании границ для создания социально-экономической основы для определения фундамента взаимодействия. И затем уже предполагался переход на решение более чувствительных отношений, например, пограничных и статуса Карабаха. Однако был выбран иной формат с выдвижением принципиальных вопросов на первый план с последующим переходом на тактические вопросы.

  • В любом случае, уже проделанная работа с участием России в трехстороннем формате в будущем потребует привлечения российских специалистов, поскольку необходимо выстраивать комплексное взаимодействие. Без России это невозможно решить, экономика потребует подключения российских подсчетов. Она остается как экономический партнер и технический модератор, в то время как ее военная составляющая снижается.

  • В нынешней конфигурации российский уход приносит больше плюсов в виде, например, более последовательного подхода Азербайджана по отношению к России. Помимо военного присутствия у России остается целый ряд направлений взаимодействия, где она продолжает быть важным партнером.

Андрей Арешев

  • Важной составляющей процессов, происходящих на Кавказе, является переформатирование и встраивание Армении в азербайджано-турецкие коммуникационные проекты. Недавно, например, заместитель министра транспорта Турции упомянул о том, что в Грузии шли неформальные дискуссии, в ходе которых армянская сторона не высказывала возражений в отношении Зангезурского коридора. Таким образом, сейчас явно видно, что подобного рода дискуссии активно ведутся.

  • Технические вопросы, касающиеся, например, восстановления технической инфраструктуры, в общем можно считать решенными. В свою очередь ставится вопрос о политическом решении, включая возможности включения других игроков.

  • Необходимо конкретизировать сферу проектов и присутствия России в регионе. Де-факто значение российской военной базы в Гюмри будет снижаться в случае нормализации армяно-турецких отношений. С другой стороны, у нас наблюдается сложная договорно-правовая база, препятствующая быстрому отходу.

  • Армения дальше будет лавировать между европейским и евразийским вектором; остается актуальным вопрос результативности многовекторной политики.

  • Российские компании заинтересованы в сотрудничестве с Арменией, в том числе в условиях санкционного давления. Взаимодействие России и Армении можно охарактеризовать как «ситуативное партнерство», говоря об усложняющейся экономической и политической географии.

  • Говоря о ситуации в Грузии, следует отметить, что принятие закона об иноагентах является не более чем поводом к смене действующей власти по образцу киевских событий. Действующая грузинская власть выстраивает как прозападный вектор, так и пророссийский, и прокитайский, чего сейчас может быть недостаточно, вследствие чего шансы на дестабилизацию будут возрастать.

Алексей Наумов

  • Армения и Грузия сейчас ищут свою национальную идентичность, и в какой-то степени в этом направлении работает и Азербайджан. Однако не менее важным моментом является поиск Россией своего «я», которая сейчас довольно гибко пересматривает свое отношение к Южному Кавказу. Досрочный вывод российского миротворческого контингента по большей степени показывает, как Россия пересматривает эту роль. После распада СССР она воспринималась как эксклюзивный провайдер безопасности и медиатор всех конфликтов, но сейчас она сбрасывает с себя эту консервативную роль.

  • Союзником России является естественное желание стран Южного Кавказа выстраивать независимую суверенную политику. Желание властей Азербайджана и Грузии исключить внешнее влияние на регион является естественным союзником российских интересов. В этом случае экономическая мощь России и ее географическое расположение приводит к прагматичной и пророссийской политике этих стран, что и отличает ее от других блоков.

  • Мы приходим в эпоху, когда традиционные союзы ослабляются и постепенно теряют свое значение. Это видно на примере российско-иранского взаимодействия, например. Россия не является союзником Ирана с точки зрения противостояния с суннитскими государствами.

  • Россия приходит на Южный Кавказ в новой роли. Перспективное направление — выстраивание блока противодействия внешнему влиянию, что естественным образом приведет к ее закреплению в регионе на довольно выгодной позиции на основе географического расположения, экономического взаимодействия и большого исторического груза. В условиях равноправных отношений и опоры на региональные блоки эта тактика может сыграть России хорошую службу.

Видео

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся