Read in English
Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
 (7 голосов)
Поделиться статьей

15 апреля 2024 г. в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол, посвященный вызовам, стоящим сегодня перед внешней политикой Сербии в свете ее отношений с восточными партнерами, такими как Москва и Пекин, и западными — Брюсселем и Вашингтоном.

15 апреля 2024 г. в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол, посвященный вызовам, стоящим сегодня перед внешней политикой Сербии в свете ее отношений с восточными партнерами, такими как Москва и Пекин, и западными — Брюсселем и Вашингтоном.

Эксперты рассмотрели такие проблемные сюжеты для нынешнего сербского руководства, как предстоящее голосование на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы о членстве самопровозглашенной республики Косово в Совете Европы, попытки отдельных стран признать события в Сребренице в 1995 году геноцидом в рамках ООН, постоянно растущее давление на Белград со стороны Запада, а также ряд других вопросов.

Участники:

  • Екатерина Энтина, директор Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ, руководитель отдела Черноморско-Средиземноморских исследований Института Европы РАН;

  • Полина Соколова, научный сотрудник Сектора региональных проблем и конфликтов ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН;

  • Яков Смирнов, младший научный сотрудник отдела современной истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения РАН.

Тезисы

Екатерина Энтина:

  • Сюрпризов при формировании нового правительства в Сербии ожидать не стоит. Вероятно, оно будет сформировано таким же образом, как и в предыдущие годы и будет представлено как пророссийскими, так и прозападными фигурами.

  • Политика Франции на Балканах и в Европе сводится не к снижению американского влияния, а к повышению своего собственного. Парижу важно отыграть те имиджевые уроны, которые Россия нанесла ему на Ближнем Востоке и в Африке.

  • Перспектива членства самопровозглашенного Косова в Совете Европы с большой долей вероятности вопрос решенный. Во-первых, согласно Брюссельскому соглашению между Белградом и Приштиной от 2013 г., Белград обязывается не препятствовать членству Косова в региональных организациях. Во-вторых, есть франко-германский план марта 2023 года, в котором это обязательство дублируется. Согласно этим договоренностям, с точки зрения Запада, имеющего рычаги влияния на Белград, членство Косова в Совете Европы вполне закономерно.

  • Резолюция ООН по Сребренице и геноциду — то, что представляет критический внешнеполитический интерес для Белграда. Сербия сотрудничает со всеми странами для предотвращения принятия этой резолюции даже в обмен на членство самопровозглашенного Косова в Совете Европы.

  • Для Сербии идея евроинтеграции связана не только с попаданием в более модернизированную социально-экономическую среду, и с привлечением большего финансирования в национальную экономику, но и с размытием национальной идентичности, что болезненно воспринимается в обществе.

  • Технически правительство страны должно быть сформировано в мае 2024 г., что предусмотрено законодательством. Оппозиция оспаривает новые выборы в парламент Белграда 2 июня и просит перенести их на осень, поэтому президенту Вучичу необходимо сформировать кабинет, показать устойчивость и внешнеполитические успехи. Выборы в столице важны, так как показывают отношение горожан к той политике, которая ведется на республиканском уровне.

Полина Соколова

  • Франция всегда играла активную роль на Балканах. Президент Э. Макрон пытался выдвигать себя как переговорную фигуру в рамках косовской проблемы. В последнее время новый импульс приобрело военное сотрудничество между странами, также Франция является давним партнером Сербии в сфере экономики и социальных проектов. В области атомной энергетики Россия является конкурентом Франции и стремится сохранить свои позиции в Сербии.

  • Партнерство с западными странами для Сербии не является чем-то новым. Однако важно понимать, что по всем стратегическим документам Белград стремится сохранить многовекторность своей внешней политики и видит себя участником многосторонних миротворческих операций под эгидой ООН и ЕС, сохраняя при этом отношения с Россией, Китаем, странами Персидского залива и другими восточными партнерами.

  • Самой важной дилеммой для нового правительства Сербии остается вопрос введения или не введения санкций в отношении России и вопрос переговоров с Приштиной.

  • Россия критически важна для Сербии в вопросе Косова, это основной наряду с Китаем союзник в Совете Безопасности ООН. По вопросу событий в Сребренице в 1995 г. Сербия активно пытается повлиять на настроения внутри ООН.

  • Согласно резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, Сербия сохраняет свое влияние на косовский вопрос. Второй переговорный трек — переговоры о нормализации отношений между Белградом и Приштиной, которые проходят под патронажем Брюсселя и движутся в русле того, что Белград должен подписать обязывающие соглашения о признании независимости края. Это является необходимым условием для вступления Сербии в ЕС.

  • После начала СВО России на Украине страны Запада пошли по ускоренному строительству суверенитета Косово и особенно усилили работу по включению сербских анклавов в административную структуру, которой руководит Приштина. В этом сейчас состоит нерв косовского урегулирования.

  • В актуальных международных условиях ставка Белграда изначально была на то, что Косово будет формироваться как мультинациональное государство. Однако на сегодняшний день такой сценарий едва ли возможен, правительство в Приштине рассматривает сербов как меньшинство. Белград, в свою очередь, не может принять построение моноэтнического Косова.

  • Администрация Дж. Байдена является апологетом агрессии НАТО против Югославии в 1999 году и той политики, которая привела к провозглашению независимости Косова в 2008 году. Сербия рассчитывает, что диалог с Д. Трампом, в случае его победы на выборах президента США, будет носить более рациональный характер и строиться на уважении и признании уже достигнутых договоренностей.

Яков Смирнов

  • В случае с прошедшей накануне в Париже встречей А. Вучича и Э. Макрона можно наблюдать интересный кейс, когда президент Сербии стремится найти в одном из западных лидеров поддержку и помощь в противостоянии давлению Брюсселя, Берлина и Вашингтона по вопросу Косова и Сребреницы. Конечно, доверять Макрону в этом случае не приходится, поэтому президент Вучич пытается задействовать все возможные карты и сыграть на внутренних противоречиях европейского лагеря.

  • Вместе с тем, А. Вучич вряд ли получит от этого политические дивиденды и будет обращаться к России и Китаю, а также искать точки опоры внутри европейского лагеря.

  • Говоря о формировании нового правительства, можно сказать, что Милош Вучевич — компромиссная фигура, которая контролируется А. Вучичем и будет устраивать всех ключевых игроков. В качестве «морковки» для Запада Вучич скорее всего назначит Марко Джурича на пост министра иностранных дел. Будучи бывшим послом Сербии в США и имея связи в Вашингтоне, он мог бы «умерить аппетиты» западных правительств.

  • На сегодняшний день у Белграда практически нет возможности решить косовский вопрос в свою пользу. Это, наверное, можно было сделать в 1990-х годах путем раздела края, но если смотреть на сегодняшнюю ситуацию, когда больше 96% населения Косова составляют косовские албанцы, и есть разрозненные, находящиеся в небольших анклавах сербские поселения, рассчитывать на то, что можно вернуть этот регион в состав Сербии, невозможно.

  • Косовская проблема касается не только Белграда и Приштины, она затрагивает целый ряд направлений внешней политики ЕС и США, у которых там присутствуют военные контингенты. Косово представляет собой один из рычагов воздействия на Сербию, в том числе и в вопросе введения антироссийских санкций. Сохранение напряженности находится в интересах Вашингтона и Брюсселя, которым важно держать Белград в «тонусе».

Видео

(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
 (7 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся