12 декабря 2024 г. в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол «Сирийский кризис: причины обострения ситуации и возможные последствия». Эксперты обсудили причины столь стремительной смены режима в Сирии и траектории дальнейшего развития ситуации, а также последствия произошедших событий для России.
Участники
- научный руководитель РСМД Андрей Кортунов;
- ведущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Николай Сухов;
- научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Григорий Лукьянов;
- старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Амур Гаджиев;
- старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин.
12 декабря 2024 г. в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол «Сирийский кризис: причины обострения ситуации и возможные последствия». Эксперты обсудили причины столь стремительной смены режима в Сирии и траектории дальнейшего развития ситуации, а также последствия произошедших событий для России.
Участники
- научный руководитель РСМД Андрей Кортунов;
- ведущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Николай Сухов;
- научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Григорий Лукьянов;
- старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Амур Гаджиев;
- старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин.
Тезисы
Андрей Кортунов
-
Проблемы в Сирии носили долговременный и устойчивый характер. Тем не менее произошедшие 7 декабря 2024 г. события оказались неожиданностью как для региональных, так и внешних игроков.
-
В сложившейся ситуации у участников региональных процессов есть общие задачи: предотвратить распад Сирии, избежать гуманитарной катастрофы и многомиллионных миграционных потоков в другие страны, не допустить возобновления разработки химического оружия и распространения оружия по соседним странам, а также помочь Сирии вновь стать частью арабского мира.
-
Сирийская проблема носит характер международной, так как за каждой влиятельной группировкой в этой стране стоят внешние силы.
-
Политика ближайших соседей Сирии в отношении сложившейся ситуации будет определяться соображениями ситуативного оппортунизма, так как никто из соседей не располагает достаточными ресурсами для того, чтобы взять на себя ответственность за будущее сирийской государственности в долгосрочной перспективе.
-
Наиболее благоприятный сценарий для Сирии — развитие по примеру Афганистана, то есть установление централизованной власти в Дамаске и ее постепенная легитимизация в мировом и региональном измерениях.
-
Отношения между Москвой и Дамаском никогда не ограничивались межличностными отношениями лидеров. Россия остается одним из ключевых экономических партнеров Сирии, стороны имеют прочные гуманитарные связи, сохраняется присутствие российского военного контингента в регионе.
-
Для Москвы предпочтителен многосторонний формат урегулирования.
-
Подход Китая к сирийской проблематике схож с их политикой в отношении Афганистана: Пекин не торопится признавать новое правительство, но воздерживается от действий, которые могут быть расценены как враждебные. Китай традиционно призывает к мирному урегулированию политическими средствами и настроен участвовать в постконфликтном восстановлении Сирии, которая остается частью проекта «Один пояс — один путь».
Николай Сухов
-
Главная задача пришедшей к власти в стране группировки — создать альтернативу действовавшей ранее государственной системе. Недавно сформированное переходное правительство должно быть ориентировано на обеспечение функционирования основных государственных органов и удовлетворение базовых потребностей населения, которое пребывает в шоковом состоянии.
-
Самым оптимистичным сценарием будет тот, при котором правительство начнет восстановление страны, в первую очередь сферы производства и торговли. При самом негативном сценарии развития событий во властных кругах Сирии могут возобладать радикальные группировки с террористическим прошлым, а пришедшее к власти правительство не сможет их контролировать.
-
Возможное восстановление существенно осложняется действиями Израиля, который нанес сокрушительный удар по военной мощи Сирии и ее техническому потенциалу.
-
Самый заинтересованный в сирийском урегулировании игрок — Турция, однако не стоит слишком полагаться на ее помощь, так как турецкая экономика и сама находится в довольно уязвимом положении. Россия тоже может участвовать в восстановлении страны, так как сохраняет в Сирии огромный человеческий потенциал.
Владимир Сажин
-
События 7 октября 2023 г. и последовавшие наземные операции Израиля стали одной из причин столь стремительной смены власти в Сирии. В результате действий Израиля Иран и «Хезболла» оказались существенно ослаблены и неспособны поддержать правительство Башара Асада.
-
Иран — одна из главных проигравших сторон в сложившейся ситуации не только с точки зрения потери одного из главных союзников в регионе, но и на философско-идеологическом уровне. Смена власти в Дамаске подорвала позиции Ирана в регионе, так как лишила его возможности оказывать необходимую поддержку «Хезболле» и поставила под вопрос существование «Оси сопротивления».
-
Сирия играла важнейшую роль в борьбе Ирана с сионистским режимом и присутствием американских войск на Ближнем Востоке. На сирийской территории Иран создал систему военных баз, складов, перевалочных пунктов и предприятий, а также значительно участвовал в экономической и социальной жизни Сирии для увеличения своего влияния и распространения идей Исламской революции в регионе.
-
Положение Ирана относительно произошедших событий бесперспективно, особенно в условиях социальных и экономических проблем внутри страны. Исламская республика находится в самом уязвимом положении за 45 лет своего существования.
Григорий Лукьянов
-
Урегулирование конфликтов на Ближнем Востоке возможно исключительно при участии региональных акторов, включая негосударственные вооруженные формирования, которые оказывают значительное влияние на обстановку и создают значительные угрозы безопасности.
-
Израиль занимает ведущую позицию в уничтожении военного потенциала в Сирии, не встречая значительного сопротивления. Однако в стране остается большое количество оружия, что представляет угрозу безопасности всего региона.
-
Все региональные игроки заинтересованы в стабилизации и урегулировании ситуации в Сирии, что открывает возможности для укрепления и легитимизации власти «Хайят Тахрир аш-Шам»* на региональном уровне. В случае даже частичной реализации реформ, на которые было неспособно предыдущее правительство, движение может приобрести вес как возможное национальное правительство.
-
Арабские страны будут готовы признать легитимной любую политическую силу, способную контролировать границы государства и создать условия для возвращения беженцев, которые оказывают давление на экономику региональных игроков. Цель стран Персидского залива — снизить частоту использования военных средств в решении межгосударственных вопросов.
-
Одна из наиболее серьезных проблем в сложившейся ситуации — нехватка платформ для переговоров и кооперации в регионе. Астанинский формат исчерпал себя, однако его наследие может быть трансформировано при участии в процессе урегулирования всех региональных государств.
Амур Гаджиев
-
Группировка «Хайят Тахрир аш-Шам»* изначально развивались благодаря поддержке Турции, однако по мере продвижения к Дамаску их отношения с Анкарой стали более сложными, сейчас движение действует более независимо.
-
Позиция Турции в сирийском вопросе состоит в сохранении целостности Сирии при условии принятия новой конституции, учитывающей ее этноконфессиональный состав. Анкара заинтересована в обеспечении безопасности своих южных границ и возвращении находящихся в Турции сирийских беженцев, поэтому готова способствовать стабилизации обстановки и восстановлению социально-экономической ситуации в стране.
-
Смена власти в Сирии создает для Турции как возможности, так и риски. Среди возможностей можно выделить потенциальное повышение роли Турции на международной арене, а рисков — рост автономии курдов и угрозу экспансии Израиля в Сирии.
* Организация, деятельность которой запрещена в России.
Видео