13 февраля 2025 г. в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол «Климатическая политика новых участников БРИКС: вызовы и возможности», в рамках которого эксперты обсудили актуальную климатическую повестку и роль стран БРИКС в ее формировании.
В ходе мероприятия была представлена аналитическая записка Российского совета по международным делам «Климатическая политика новых участников БРИКС: вызовы и возможности».
Участники:
-
Никита Липунов, младший научный сотрудник Института международных исследований (ИМИ) МГИМО МИД России;
-
Игорь Макаров, руководитель департамента мировой экономики, заведующий Лабораторией экономики изменения климата НИУ ВШЭ;
-
Екатерина Близнецкая, преподаватель Кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО МИД России, эксперт Информационного центра ФАО;
-
Елена Маслова, доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО МИД России, старший научный сотрудник Института Европы РАН.
13 февраля 2025 г. в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол «Климатическая политика новых участников БРИКС: вызовы и возможности», в рамках которого эксперты обсудили актуальную климатическую повестку и роль стран БРИКС в ее формировании.
В ходе мероприятия была представлена аналитическая записка Российского совета по международным делам «Климатическая политика новых участников БРИКС: вызовы и возможности».
Участники:
-
Никита Липунов, младший научный сотрудник Института международных исследований (ИМИ) МГИМО МИД России;
-
Игорь Макаров, руководитель департамента мировой экономики, заведующий Лабораторией экономики изменения климата НИУ ВШЭ;
-
Екатерина Близнецкая, преподаватель Кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО МИД России, эксперт Информационного центра ФАО;
-
Елена Маслова, доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО МИД России, старший научный сотрудник Института Европы РАН.
Тезисы
Никита Липунов
-
Цель подготовки аналитической записки состояла в том, чтобы посмотреть, какой вклад новые члены могут внести в общую климатическую политику объединения, что БРИКС может из этого извлечь и какие вызовы представляет собой расширение объединения.
-
Расширение БРИКС формирует не только возможности для всего объединения, но и вызовы, поскольку на страны БРИКС совокупно приходится более 45% населения Земли и совокупный ВВП данных развивающихся экономик составляет 27%. При таком рассмотрении роль стран БРИКС в мировой климатической политике чрезвычайно велика. Именно от усилий стран БРИКС по изменению климата зависит успех всего этого предприятия.
-
Мы видим, что для всех стран климатическая политика — определенный политико-экономический вызов. 4 из 5 новых членов — нефтегазодобывающие страны. Вопрос для них — как найти золотую середину между экономическим развитием и глобальным трендом на декарбонизацию.
-
России есть, что предложить новым участникам для борьбы с изменением климата — это традиционно сильные российские отрасли: мирный атом, продовольственную безопасность. В то же время новые участники БРИКС могут поделиться с Россией достижениями в климатической сфере: в области улавливания и хранения углерода и иных низкоуглеводных технологий.
-
Расширение стоит рассматривать как возможность для БРИКС выйти на лидирующие позиции в мире в области борьбы с изменением климата и перехватить повестку у государств Запада. У БРИКС есть потенциал стать площадкой, где интересы глобального Юга представлены в т. ч. в части влияния на мировую климатическую повестку.
Игорь Макаров
-
Климатическая повестка в БРИКС не сложилась в полной мере, хотя в рамках российского и бразильского председательств повестка вошла в число приоритетных.
-
Для стран БРИКС изменение климата важно, потому что они являются уязвимыми к последствиям климата в гораздо большей степени, чем страны Европы. Для них это долгосрочный вопрос, который будет с этими странами весь XXI век.
-
Для новых стран БРИКС климатическая повестка важна, потому что они ее рассматривают как возможность перехода к новому технологическому укладу и возможности опережающего развития, не повторяя индустриализацию многих стран через огромное количество загрязнений природы и выбросов парниковых газов.
-
Странам БРИКС важно сформулировать общие принципы климатической политики, синхронизировать климатическую политику и борьбу с изменениями климата. В ее основу может выходить принцип технологической нейтральности; недопущение протекционизма под предлогом климатической политики; диалог с экспортерами ископаемого топлива и экспортерами-импортерами углеродоемкой продукции. Понятно, что для многих стран эти призывы неприемлемы. Никакого поля для диалога нет, а диалог между экспортерами и импортерами ископаемого топлива и углеродоемкой продукции — необходимость для того, чтобы найти пути к сокращению выбросов парниковых газов в глобальном масштабе.
-
Странам БРИКС необходимо развивать информационно-экспертное партнерство. На сегодняшний день все ключевые сценарии сокращения выбросов и развития энергоперехода осуществляются институтами, находящимися на Западе (МЭА и др.). Страны БРИКС нуждаются в своих экспертных центрах и центрах компетенций, которые будут делать нечто подобное с учетом реалий БРИКС, потому что они важнее из-за того, что страны БРИКС крупнее и осуществляют больше выбросов.
-
В рамках БРИКС нужно начать использовать и продвигать подсчеты выбросов по потреблению, а не по производству. Сейчас выбросы считаются по территориальному принципу производства товара, но не учитывается место его потребления. Если считать выбросы по потреблению по сравнению с выбросами по производству, то российские выбросы сократятся на 20%, китайские на 10%, а южноафриканские на 30%. Такой принцип подсчета позволяет рассматривать фактор потребления как не менее важный фактор роста выбросов, чем само производство. Страны БРИКС в этом заинтересованы, потому что являются ключевыми производителями углеродоемкой продукции, которая расходится по всему миру и потребляется также в США и странах Западной Европы.
-
В БРИКС можно работать над созданием инфраструктуры для зеленого финансирования и создания совместных углеродных рынков. Углеродные рынки – механизм направления капитала в дешевые проекты по сокращению парниковых газов. Углеродных рынков в глобальном масштабе нет, поэтому страны БРИКС заинтересованы в том, чтобы выстроить общую инфраструктуру углеродных рынков, чтобы создавались потоки финансирования зеленых проектов, что пойдет на пользу всем странам объединения.
Екатерина Близнецкая
-
Сейчас на полях БРИКС происходит разностороннее развитие климатической повестки и энергетической политики, но они не пересекаются. Нужно объединить эти повестки.
-
Страны БРИКС объединяет необходимость обеспечить энергетическую безопасность. Она по-разному понимается странами экспортерами и импортерами энергоносителей, однако это дает возможность для диалога и сотрудничества. Китай, ЮАР и Индия заинтересованы в том, чтобы не завесить от внешних поставок энергетического сырья, что является стратегическим приоритетом для них. Страны — экспортеры ископаемого топлива понимают этот глобальный стратегический ориентир. Сейчас есть немного времени, чтобы успеть продать свое ископаемое топливо, пока процесс декарбонизации и инвестиций в ВИЭ не стали приводить к закономерному снижению потребления энергоносителей.
-
Любые международные объединения и их функции развиваются только тогда, когда согласована общая деятельность. Россия настаивает на развитии углеродных рынков. Для всех стран БРИКС ключевыми торговыми партнерами являются страны ЕС как высокомаржинальные рынки, что вынуждает их учитывать климатическую политику ЕС и США. Они будут ориентироваться на создание у себя механизмов регулирования, которые позволяют снизить углеродный след продукции. Именно той продукции, которая идет на экспорт. Это для стран БРИКС является общим не только в нефтегазовом секторе экономики. В итоге, диалог между странами БРИКС может идти в ключе поиска направления взаимопомощи и развития совместных углеродных рынков, учете опыта в регулировании выбросов парниковых газов, использования ценовых инструментов для выбросов парниковых газов.
-
Сегодня для России один из ключевых торговых партнеров — Китай, в котором активно развивается внутренний углеродный рынок. Диалог по развитию углеродного рынка между Россией и Китаем будет полезен для отечественных компаний, которые ориентируются на формирование этих рынков и переориентацию своих поставок в Китай. Пока что они находятся в тумане и не понимают, что будет делать Китай и как он будет развивать углеродный рынок.
Елена Маслова
-
ЕС — главный проводник «зеленой» повестки, для которого она является нечто большим, чем физическое преломление чего-либо. Это компас, который ЕС избрал в качестве главной цели, которая ведет весь интеграционный проект.
-
США в очередной раз вышли из Парижского соглашения. Интересно будет наблюдать за действиями ЕС с учетом недавнего заявления, что он не будет иметь торговых отношений со странами, которые не ратифицировали и не поддерживают Соглашение. В данной связи интересно, как будет вести себя ЕС и какую риторику выберет в отношении США в связи с их выходом из Соглашения, учитывая общий фон потенциальных торговых войн ЕС и США, к которым Брюссель готовится.
-
Не стоит забывать, что общее — не синоним единому. Когда мы говорим «общая климатическая повестка», то имеется в виду, что существует глобальный консенсус, что изменение климата — это плохо, и надо с ним бороться. Некоторые страны избрали себе цель — достижение углеродной нейтральности к 2050 г. или к 2060 г., но это общая цель. При этом, нет единого пути достижения этой цели. Общая цель не едина в путях ее достижения. Нельзя говорить, что есть путь БРИКС и путь Запада. Есть путь стран, которые избрали «зеленый» переход за счет ВИЭ и путь стран, избравших путь зеленого перехода за счет технологии улавливания и переработки СО2.
-
Существует запрос на трансформацию «зеленой» повестки БРИКС, поскольку БРИКС — объединение стран, которые не согласны с правилами текущего мирового развития. Однако существует вопрос: насколько БРИКС сможет выработать скоординированную позицию в отношении правил, если не будет нового Соглашения по климату или будет какое-то региональное климатическое соглашение в рамках БРИКС?
-
Страны БРИКС, несмотря на свою разность на глобальном уровне, являются конкурентами. БРИКС — клуб друзей, но в рамках экономики и торговли они являются глобальными конкурентами на мировых рынках.
Видео