В начале апреля 2018 г. действующий президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о проведении в июне досрочных президентских и парламентских выборов.
В чем причина подобного решения? После референдума 2017 г. в Турции изменилась форма правления, она стала президентской республикой. В то же время в стране пока действует старый состав парламента. Цель Р.Т. Эрдогана — закрепить свои позиции и усилить президентскую власть, несмотря мощную деятельность серьезных оппозиционных движений. Кроме того, по оценке экономистов, на данный момент страна находится в состоянии так называемого отложенного экономического кризиса, преодоление которого неизбежно ведет к непопулярным мерам. Очевидно, что подобные решения лучше принимать после выборов. Удастся ли Эрдогану осуществить свои планы? Как изменится политический режим в Турции после выборов? Что досрочные выборы в Турции принесут России? Какое место для российско-турецких отношений занимает сирийское урегулирование и «курдский вопрос»?
Эти и другие вопросы обсудили эксперты РСМД в ходе городского завтрака Úrbi et órbi 24 мая 2018 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского.
В начале апреля 2018 г. действующий президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о проведении в июне досрочных президентских и парламентских выборов.
В чем причина подобного решения? После референдума 2017 г. в Турции изменилась форма правления, она стала президентской республикой. В то же время в стране пока действует старый состав парламента. Цель Р.Т. Эрдогана — закрепить свои позиции и усилить президентскую власть, несмотря мощную деятельность серьезных оппозиционных движений. Кроме того, по оценке экономистов, на данный момент страна находится в состоянии так называемого отложенного экономического кризиса, преодоление которого неизбежно ведет к непопулярным мерам. Очевидно, что подобные решения лучше принимать после выборов. Удастся ли Эрдогану осуществить свои планы? Как изменится политический режим в Турции после выборов? Что досрочные выборы в Турции принесут России? Какое место для российско-турецких отношений занимает сирийское урегулирование и «курдский вопрос»?
Эти и другие вопросы обсудили эксперты РСМД в ходе городского завтрака Úrbi et órbi 24 мая 2018 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского.
Участники:
Павел Шлыков, к.и.н., доцент кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова, эксперт РСМД.
Керим Хас, к.полит.н., эксперт в области международных и турецко-российских отношений.
Модератором выступил программный координатор РСМД Руслан Мамедов.
Основные тезисы экспертов:
Павел Шлыков
— «Новая Турция», которую строит Эрдоган, переосмысливает наследие демократического эксперимента, плюралистической системы.
— Досрочные президентские и парламентские выборы могут стать историческими, т.к. Турция находится в переходном состоянии после референдума. Реджеп Эрдоган теперь выступает в трех ролях: как президент, как глава исполнительной власти, как лидер правящей партии. Происходит деволюция Конституции и политического режима.
— Коалиция «Партии справедливости и развития» и «Националистической партии» будет наиболее вероятной на предстоящих выборах.
— «Новая Турция» проявляется не только в новых конституционных рамках, но и в коррективах избирательного законодательства: партийная система отдает голоса в пользу более крупных партий. Это сделано, чтобы предотвратить риск непрохождения в парламент партий националистического движения. На выборы правящая партия идет в коалиции с националистическим движением. Оппозиция также решила сформировать предвыборную коалицию.
— С 2015 г. происходит курдификация турецкой политики, появилась реальная политическая борьба в районах проживания курдов и угроза правящему режиму. Эрдоган заигрывает с курдскими деятелями, чтобы оттянуть голоса курдских избирателей.
Судя по всему, Демократическая прокурдская партия преодолеет 10 % барьер.
— Чрезвычайное положение в Турции способствовало проведению досрочных выборов.
— По выборам президента меньше интриги, большинство предсказывают победу Эрдогану. Остается только предсказывать в каком туре — первом или втором? Второй тур был бы возможен только в случае, если бы оппозиция представила одного лидера, но, к радости Эрдогана, этого не произошло.
— Эрдоган в своей политической риторике ссылается на турецкую идентичность, религиозный фактор. Республиканская партия обещает обеспечить экономический рост, снижение безработицы, отказаться от авторитарных методов управления.
— В Конституции Турции заложена мина замедленного действия. С одной стороны Конституция предусматривает два президентских срока, а с другой — есть статья, которая позволяет объявить досрочные президентско-парламентские выборы, после чего происходит «обнуление» сроков, что позволяет оставаться на посту президента практически пожизненно.
— Рекомендации, которые можно дать российскому руководству по взаимодействию с Турцией сейчас и после выборов — это поиск альтернативных вариантов взаимодействия, не только с партией «справедливости и развития», но и присмотреться к новым центрам влияния и налаживать отношения с ними.
Керим Хас
— Президент в Турции — больше, чем президент. Переход на президентскую систему — результат прошлогоднего референдума, его фигура больше не носит символический характер, сейчас у президента широкие полномочия влияния на все ветви власти.
— Изменения в конституции приведут к тому, что победа любого кандидата приведет к фокусированию политической системы вокруг президента.
— Год назад, когда приняли поправки, планировалось, что новая система вступит в силу в ноябре 2019 г., но партия решила провести «супердосрочные» выборы, после которых Турция станет президентской республикой.
— После выборов Турцию ждет крупнейший экономический кризис в истории страны.
— Что касается возможных результатов выборов, возможно 4 сценария:
1. Эрдоган победит и на президентских и на парламентских выборах.
2. Эрдоган победит в президентских, но проиграет в парламентских.
3. Эрдоган проиграет президентских, но наберет большинство на парламентских выборах.
4. Эрдоган проиграет президентские и парламентские выборы (наименее вероятный).
Что ждет Турцию?
1. Экономику Турции ждет коллапс.
2. Поляризация общества, демонизация оппозиции.
3. Рост авторитаризма в стране, рост политических рисков после выборов.
4. Рост внутриполитических амбиций курдов.
Взаимоотношения России и Турции по вопросам энергетики будут зависеть от ситуации внутри Турции. Москва зависит от Анкары в сирийском урегулировании, Идлиб сейчас — это пороховая бочка. Курдский вопрос будет также волновать российско-турецкие отношения.