28 февраля 2023 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак Российского совета по международным делам (РСМД), посвященный председательству России в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в 2023 г. В мероприятии приняли участие заместитель директора Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Елена Данилова, директор Института развития интеграционных процессов Всероссийской академии внешней торговли Андрей Точин, директор Лаборатории анализа международных проблем ИМИ МГИМО МИД России Ирина Болгова.
Модератором мероприятия выступила программный менеджер РСМД Юлия Мельникова.
28 февраля 2023 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак Российского совета по международным делам (РСМД), посвященный председательству России в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в 2023 г. В мероприятии приняли участие заместитель директора Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Елена Данилова, директор Института развития интеграционных процессов Всероссийской академии внешней торговли Андрей Точин, директор Лаборатории анализа международных проблем ИМИ МГИМО МИД России Ирина Болгова.
Модератором мероприятия выступила программный менеджер РСМД Юлия Мельникова.
В российском экспертном дискурсе интеграция всегда рассматривалась в качестве ресурса экономического развития. Однако государства — члены ЕАЭС для России — это не только рынки сбыта, но естественные партнеры по производственной кооперации, расширению научно-технического потенциала и транзитных возможностей. Также ЕАЭС — это возможность для России укрепить свое влияние на международное экономическое пространство.
В условиях санкционного давления, нарастающей инфляции в мире, подрыва доверия к основанной на долларе валютно-финансовой системе, а также общей геополитической напряженности для России особую важность приобретает выстраивание двусторонних и многосторонних альянсов как «центров сборки» потенциального полюса силы в условиях многополярности, а также для решения конкретных задач.
ЕАЭС, интеграционным ядром которого является Союзное государство России и Республики Беларусь, также выступает в качестве одного из «центров сборки» нового мирохозяйственного уклада, что нашло отражение в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2023 г. В соответствии с приоритетами председательства России в ЕАЭС, предполагается использование всех возможностей объединения для реализации этой задачи, подготовка новых документов, определяющих вектор интеграционного развития на период до 2030–2045 гг.
В рамках председательства выбран курс на укрепление интеграции на всех направлениях, включая экономическое, промышленное, финансовое, технологическое. Развитие технологического потенциала государств-членов, достижение независимости в этой области за счет внедрения научно-технологических решений в транспортном машиностроении, авиастроении, судостроении, фармацевтике, цифровые экосистемах, сельскохозяйственном машиностроении, семеноводстве – одна из приоритетных задач на ближайшую перспективу.
Создание общих энергетических рынков, внедрение передовых технологий в использовании атомной энергии в мирных целях для ускорения энергоперехода также относятся к основным задачам российского председательства в ЕАЭС.
Россия выступила с рядом институциональных инициатив для ускорения интеграции. Выработке единых принципов и решений, а также укреплению доверия между игроками будет способствовать Интегрированная информационная система ЕАЭС, благодаря которой с помощью национальных систем мониторинга обращения продукции государства смогут отслеживать перемещение товаров внутри союза, обеспечить прозрачность таможенных и иных механизмов, повысить уровень взаимного доверия, а также устранить внутренние барьеры. В сфере финансов планируется создание собственного Рейтингового агентства для гармонизации финансовых рынков стран и системы госзакупок.
Отдельными задачами являются дальнейшее привлечение национальных платежных систем для осуществления сотрудничества в рамках ЕАЭС, а также распространение расчетов в национальных валютах. Это, в том числе, позволит создать благоприятные условия для циркуляции капитала в экономиках государств-членов и развития интеграционного объединения. Российская Федерация предлагает партнерам подключиться к Системе передачи финансовых сообщений Банка России.
На повестке дня стоит расширение компетенций ЕАЭС из экономической и политической в гуманитарную, спортивную и культурную сферы.
Оперативное решение поставленных задач предполагает активное участие наднациональных механизмов ЕАЭС в их реализации, в первую очередь, Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). ЕЭК традиционно «подставляет плечо» государствам-членам, укрепление ее компетенций может пойти на пользу интеграции.
Отдельного внимания заслуживает и внешний контур интеграции — построение взаимовыгодных и равноправных партнерств с третьими странами и объединениями, в частности, продолжение переговоров о заключении соглашений о создании зон свободной торговли с Индией, Ираном, Египтом, Индонезией, ОАЭ. На широкой основе развивать контакты с государствами АТР, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки. Для этого, в том числе, дополнительного внимания требует формирование новой бесшовной транспортно-энергетической инфраструктуры.
Андрей Точин
Экономики стран ЕАЭС показали большую устойчивость и к экономическому кризису 2020–2021 гг., вызванному пандемией COVID-19, и к геополитическим потрясениям 2022 г., чем другие регионы мира. Так, по прогнозам МВФ, в 2022 г. в условиях санкционного давления на Россию и Беларусь ожидалось значительное падение совокупного ВВП ЕАЭС (на 2,7%). Однако прогноз по глубине сокращения ВВП не подтвердился. Ежегодный дополнительный вклад интеграции в экономический рост (ВВП в постоянных ценах) оценивается в 0,12% для совокупного ВВП ЕАЭС.
Однако страны ЕАЭС демонстрируют постоянное отставание от темпов общемирового экономического роста, позиции в мировой экономике постепенно снижаются. В 2022 г. больше всего от санкций пострадали Россия и Беларусь, в то время как в рамках ЕАЭС падение было частично скомпенсировано эффектом «экспорта роста»: экономики Казахстана, Киргизии и Армении выросли из-за притока капитала и специалистов. Существенно вырос объем внутренней торговли. Наилучшие показатели демонстрирует Армения, чьи показатели выросли в три раза.
К 2023 г. ЕАЭС прошел значительный путь по созданию единого рынка товаров и трудовых ресурсов. На рынке товаров с 2016 г. страны ЕАЭС устранили 77 препятствий, 57 из 69 квалифицированных барьеров. Устранение оставшихся препятствий обеспечит дополнительный прирост совокупного ВВП ЕАЭС в 1,1 п.п. на ежегодной основе. Наибольшая либерализация законодательства по сравнению с другими общими рынками достигнута в формировании единого рынка труда.
Невысокими остаются темпы роста взаимных инвестиций в ЕАЭС, хотя этот показатель является во многом инерционным. В нынешних макроэкономических условиях возникают риски возвращения изъятий на общий рынок товаров. Отрицательно на интеграции сказываются, например, постановления российского правительства № 311, 312, 313, ограничивающие перемещение товаров иностранного происхождения по территории государств-членов ЕАЭС, что вызвало недовольство, в частности, Казахстана.
В настоящее время ведется работа по развитию интеграции в области свободного движения услуг и капиталов. В настоящее время общий рынок услуг охватывает порядка 60% производимых в рамках ЕАЭС услуг. Существенного прогресса удалось добиться в части принятия общих техрегламентов, но такие сферы как финансы, транспорт и строительство — сферы, которые имеют наиболее высокий трансграничный потенциал, охвачены общим рынком услуг в наименьшей степени.
В части развития контактов с третьими странами наибольший оптимизм вызывают переговоры с Индонезией, где есть внутренний политический импульс. Достаточно конструктивно развивается торговля с Вьетнамом, где выравниваются внутренние диспропорции, однако нельзя сделать однозначный вывод, что это следствие Соглашения о ЗСТ.
Согласно данным исследования, падает количество людей, которые позитивно относятся к участию их стран в ЕАЭС и увеличивается число респондентов, которые выражают неуверенность и не имеют определенного ответа по поводу участия их государств в интеграционных структурах, в первую очередь эта тенденция заметна в Армении и Беларуси.
Для движения вперед необходимо проанализировать возможности ЕАЭС, а также непосредственные ограничения его развития, потери от санкций, определить место ЕАЭС в мире и пути, как эти ограничения можно преодолеть. Не менее важно поставить четкие задачи. Россия является центральной страной ЕАЭС, и дальнейшее развитие интеграционного объединения зависит также от выстраивания ее политической линии, от перестройки всех внутренних механизмов поддержки интеграции в соответствии с новыми условиями. Основными секторами, куда следует направить приоритетное внимание, являются транспорт, промышленная кооперация и «зеленая» энергетика.
Ирина Болгова
Существуют два ключевых фактора, способствующих развитию интеграционных процессов и приращению политических и экономических ресурсов их участниками. Во-первых, это необходимость проведения модернизации и стимулирования роста национальных экономик. Во-вторых, это защита от неблагоприятных условий внешней среды. Задачи по модернизации требуют скоординированного понимания направления развития и инструментов его достижения. Для обеспечения защиты необходимо формирование общего единого восприятия у государств-членов иерархии общих вызовов и модели противодействия им.
Для ЕАЭС эти факторы также были актуальны. Россия исторически стремилась к укреплению своего международного положения и приращению ресурсов за счет укрепления региональной интеграции в Евразии, укреплению своего статуса «великой державы» за счет создания живого интеграционного проекта. Для других участников интеграция была необходимой с точки зрения экономической выгоды, но также с точки зрения ограничения влияния России за счет создания высокоинтегрированных наднациональных институтов.
Соответственно, на начальном этапе развития интеграции в ЕАЭС присутствовали оба фундаментальных фактора ее привлекательности. Евразийская интеграция служила защитным механизмом от глобализационных процессов, а также позволяла постсоветским государствам сохранить свою социально-политическую структуру. Консенсус по поводу экономического роста, модернизации и иерархии вызовов, а также защитных инструментов обеспечивал стабильность ЕАЭС, в том числе, после событий 2014 г.
С 2022 г. соотношение начало меняться. Экономическая многовекторность участников ЕАЭС, например, стремление к взаимодействию с ЕС, нашедшее отражение в Стратегических направлениях развития интеграции, выпущенных в декабре 2022 г., накладывается на противостояние России и Запада. В таких условиях ЕАЭС необходима новая концептуализация, понимание, как сочетать сосредоточенность России на собственной внутренней повестке и многовекторность ее партнеров по интеграции, присутствие в государствах – членах ЕС западных регуляторных институтов.
Ранее ЕАЭС использовал интеграционный опыт ЕС, однако сегодня он перестает быть актуальным, поскольку ЕС не сталкивался с существованием в условиях санкций против его лидеров. Для преодоления текущих вызовов ЕАЭС придется придумывать собственные решения.
России самой необходимо определить, где находится развитие интеграции в иерархии внешнеполитических приоритетов. Если ЕАЭС сохраняет свое приоритетное положение, то российская экономика, как локомотив интеграции, должна повысить собственную конкурентоспособность и привлекательность.
В подготовке тезисов приняли участие стажеры РСМД Михаил Кокурин и Алексей Васильченко.