29 марта 2023 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД, на котором команда социологов из МГИМО МИД России и Финансового университета презентовала доклад «Социология образа будущего — 2033: нарисованная собой Россия», подготовленный в рамках полуторагодичного исследовательского проекта.
В мероприятии приняли участие Алексей Токарев, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, и Иван Кравчук, магистрант Финансового университета, один из разработчиков дизайна и методологии исследования, соавтор аналитического доклада.
Модератором мероприятия выступил программный координатор РСМД Лев Панин.
Эксперты рассказали о результатах исследования и поделились выводами о том, какой жители России видят ее сегодня и через 10 лет.
29 марта 2023 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД, на котором команда социологов из МГИМО МИД России и Финансового университета презентовала доклад «Социология образа будущего — 2033: нарисованная собой Россия», подготовленный в рамках полуторагодичного исследовательского проекта.
В мероприятии приняли участие Алексей Токарев, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, и Иван Кравчук, магистрант Финансового университета, один из разработчиков дизайна и методологии исследования, соавтор аналитического доклада.
Модератором мероприятия выступил программный координатор РСМД Лев Панин.
Эксперты рассказали о результатах исследования и поделились выводами о том, какой жители России видят ее сегодня и через 10 лет.
Тезисы
Алексей Токарев
Исследование проводилось на 48 фокус-группах в городах и селах по всей России. Цель заключалась не в том, чтобы сформировать прогноз будущего. Мы хотели рассказать о том, какой россияне видят идеальную страну через 10 лет.
Исследование позволило сделать вывод, что оппозиция не воспринимается массовым сознанием как реальная сила и альтернатива власти. В видении будущего нет такого субъекта как оппозиция, но всегда присутствуют отношения народа и власти. Власть всегда изображается «сверху», а народ «снизу». В «идеальном будущем» власть и народ сравнялись по размеру, оказались на одном уровне и работают вместе.
Респонденты в возрасте от 18 до 35 лет больше всего пострадали от санкций. «Конец истории брендов» для молодого поколения — серьезная проблема. Это не значит, что вся молодежь мечтает о возвращении ушедших брендов. Но для значительной части молодых людей этот «конец истории брендов» означает вытеснение России на мировую обочину. Те, чья социализация пришлась на 90-е и 2000-е гг., не были так сильно встроены в цифровой мир. Для людей, чья социализация проходила в 2010-е и 2020-е гг., цифровизация — это в прямом смысле жизнь.
Важнейшая тенденция — расслоение России на Москву и регионы. Один из респондентов предложил слоган президентской кампании 2030 года: «Москва везде». Социальная мобильность более развита, чем раньше, люди приезжают в Москву, видят социальные практики, которые развиваются в Москве, отношение города к горожанам. И все эти практики люди хотят распространить на всю страну.
В международных отношениях есть линия водораздела: 24 февраля 2022. До этого международные отношения — то, на что смотрят уже после внутренних проблем. После 24 февраля происходит разворот, и респонденты начинают интересоваться международными отношениями прежде всего остального. Вне зависимости от возраста и политической ориентации у россиян присутствуют три главные ценности: «мы велики географией, историей и культурой». И это не означает запрос на завоевание новых территорий. Абсолютное большинство видят Россию мирной, но при этом сверхдержавой, которая вместе с Китаем и США определяет образ будущего. Самая маргинальная позиция — Россия должна уйти из внешней политики. В образе «идеального будущего» наша политика должна быть по-прежнему глобальной.
«Никто кроме него» — это про государство. Мы видим несколько расколов в российском обществе. Первый касается легитимности. У президента — суперлегитимность, и он обеспечивает легитимность всей системы власти. Но легитимность власти по стране варьируется и ни в одном из случаев не может сравниться с легитимностью президента. Наблюдается дисбаланс: внимание к внешней политике является основным, и внутренним проблемам уделяется меньше внимания. Однако в обществе присутствует запрос не только на «великую политику», но и на «великую экономику», высокий уровень жизни. Также существует разрыв между медиаповесткой и тем, что люди видят в реальной жизни.
В массовом сознании есть запрос на сильную власть и «перемены сверху». Это отражает массовое отношение к изменениям и реформам: «мы хотим, чтобы было лучше, но не хотим ничего делать для этого, пусть этим занимается власть». Это касается и борьбы с коррупцией, и зеленой экономики, и модернизации. Слоган «начни с себя» не разделяется людьми.
Огромная ответственность лежит на государстве. Государство — это стержень России, и без него очень сложно развиваться. Важно: это не требование «жесткой руки», обществу нравится свобода и интегрированность в мир. Но мы не можем отказаться от государства, патернализм — наша неотъемлемая черта.
Иван Кравчук
Если посмотреть на работы наших коллег, смежные с изучением тех или иных образов, можно заметить, что они концентрировались на анализе одного или нескольких субъектов или какой-либо агломерации. Мы охватили все федеральные округа России: самой северной географической точкой полевых исследований стала Ленинградская область, самой южной — Махачкала. Самой западной точкой была деревня Смотрова Буда в Клинцовском районе Брянской области с населением 1036 человек, самой восточной — Камчатка. Мы посещали не только крупные города и мегаполисы, но и деревни, села и поселки городского типа.
Вопрос о репрезентативности исследования подводит нас к известному вопросу противостояния представителей количественного и качественного метода в социологии. Если бы мы были «количественниками», мы бы рассказывали не о картинках, а о том, сколько их было. В рамках качественной социологии мы рассказываем о массовых трендах, которые повторяются у жителей разных городов и населённых пунктах.
Мы искали ответ на вопрос «какой видят Россию будущего?» с помощью двух инструментов: фокус-групп, то есть проведения интервью с респондентами, и психографического метода — рисунков. Психографический метод — способ избежать самоцензуры и социально одобряемых ответов.
Фраза «государство нам должно» чаще всего звучит от молодых. Молодые люди — ярко выраженные патерналисты. Молодое поколение ругает государство, но при этом надеется на него. Перемен хотят, но чужими руками. Молодежь считает справедливым следующий общественный договор: «Дайте нам свободу, денег, возможности и результаты, а дальше — мы сами».