Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Российский совет по международным делам (РСМД) в партнерстве с Венецианским международным университетом (VIU) приступил к реализации совместного российско-итальянского проекта «Глобализация 2.0: Новые подходы в исследованиях, преподавании и обучении». Проект направлен на обмен опытом между российскими и итальянскими университетами в поиске новых подходов к изучению и преподаванию феномена глобализации на основе существующего международного, российского и итальянского опыта. Проект реализуется Российским советом по международным делам совместно с Венецианским международным университетом и российскими университетами - корпоративными членами РСМД.

Российский совет по международным делам (РСМД) в партнерстве с Венецианским международным университетом (VIU) приступил к реализации совместного российско-итальянского проекта «Глобализация 2.0: Новые подходы в исследованиях, преподавании и обучении».

Проект направлен на обмен опытом между российскими и итальянскими университетами в поиске новых подходов к изучению и преподаванию феномена глобализации на основе существующего международного, российского и итальянского опыта. Проект реализуется Российским советом по международным делам совместно с Венецианским международным университетом и российскими университетами - корпоративными членами РСМД.

Проект получил поддержку Министерства иностранных дел Российской Федерации. В письме-поддержке от 2 декабря 2014 г. министр иностранных дел С.В. Лавров пожелал успехов в осуществлении проекта и выразил убежденность в том, что проект «будет способствовать укреплению взаимополезных российско-итальянских связей в области международных исследований».

С 1 по 3 декабря 2014 г. в Венецианском международном университете прошел первый семинар по обмену опытом между российскими и итальянскими экспертами по проблемам глобализации в обучении и проведении исследований.

С российской стороны в семинаре приняли участие представители восьми федеральных и национальных исследовательских университетов: Уральского федерального университета имени первого Президента Б.Н. Ельцина; Российского государственного гуманитарного университета; Сибирского федерального университета; Санкт-Петербургского государственного университета; Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова; МГИМО — Университета МИД России; Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта; Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского.

Рабочим языком семинара был английский.

С приветственным словом на открытии семинара выступили президент Венецианского международного университета Умберто Ваттани (Umberto Vattani) и генеральный директор РСМД Андрей Кортунов. А.В. Кортунов  выделил одну из задач семинара в обмене представлениями о феномене глобализации, в обмене опытом преподавания с целью улучшения качества преподавания и исследования этой проблематики, а также лучшего понимания мифов о глобализации и антиглобализме. Говоря о развитии совместных российско-итальянских образовательных и исследовательских проектов, он указал на необходимость институциональной поддержки исследований российскими и итальянскими университетами. «Ничто не может начаться без индивидуальных усилий, но для успешного завершения необходимы институты», — отметил А.В. Кортунов, подчеркнув важность вовлечения университетов как институтов в реализацию проектов.

Программа семинара  была разбита на сессии и состояла из российской и итальянской частей. В российской части программы представители российских университетов выступили с презентациями образовательных программ и курсов, а также исследовательских проектов по глобализации в различных областях знаний.

В российских университетах  существуют бакалаврские и магистерские программы по глобализации по направлениям международные отношения, мировая политика, мировая экономика. В рамках этих направлений существуют специальные курсы для магистрантов, а также программы повышения квалификации. Однако указывалось, что преподавание глобализации в основном касается изучения экономической и политической составляющих этого процесса и в некоторых университетах отсутствует преподавание глобализации с точки зрения цивилизационной, культурологической.

Среди потребностей российских университетов в области глобализации были названы следующие:

  • совместная разработка и совершенствование лекционных курсов, учебно-методических комплексов, ридеров, соответствующих международному уровню;
  • разработка совместных образовательных магистерских программ и программ двойных дипломов;
  • совместная разработка программ спецкурсов, курсов повышения квалификации и современных PhD программ;
  • совместные публикации в научных журналах;
  • проведение совместных российско-итальянских исследовательских проектов.

Второй и третий день семинара занимала итальянская часть программы.

Декан VIU Агар Бруджавини (Agar Brugiavini) рассказала об основных принципах построения Программы «Глобализация», которая существует в VIU уже 20 лет, отметив мультидисциплинарность как основной подход при формировании образовательных курсов программы.

Перед российскими участниками и итальянскими коллегами выступил руководитель школы экономики Римского университета Тор Вергата (Rome University of Tor Vergata) профессор Густаво Пига (Gustavo Piga) с презентацией «Глобализация: реальности и концепты». Он поделился опытом создания в своем университете междисциплинарной программы по разнообразным проблемам глобализации. «Глобальному миру нужны универсальные решения», — заметил профессор Пига. Профессор указал на трудности межкультурной коммуникации, с которыми он столкнулся при формировании профессорско-преподавательского состава для программы по глобализации. Российские участники отметили, что им также приходится сталкиваться с подобными проблемами в своей ежедневной практике.

Профессор Венецианского международного университета Игназио Мусу представил курс для магистрантов «Глобальные вызовы и проблемы, стоящие перед окружающей средой». Также российские участники имели возможность разделить опыт итальянского эксперта Филиппо Гранди (Filippo Grandi), относительно его тридцатилетней деятельности в гуманитарных миссиях ООН по урегулированию международных конфликтов.

Второй день семинара завершился выступлением программного менеджера РСМД Екатерины Чимирис и программного координатора РСМД Анны Кузнецовой с докладом на тему: «Продвижение университетов в международном Интернете».

Российские и итальянские участники семинара активно участвовали в обсуждениях презентаций итальянских коллег и отметили перспективные варианты сотрудничества российских и итальянских университетов. В частности, высказывались предложения по обмену студентами с обеих сторон и по развитию программ повышения квалификации в области глобализации.

В третий день семинара  российские участники имели возможность ознакомиться с системой набора студентов в VIU, принципами отбора студентов и преподавателей для проведения исследовательских проектов, методологией построения учебных куров, технологиями подготовки студентов к обучению и технологиями обучения в интернациональной среде. Также была представлена система отбора преподавателей Эти вопросы были освящены в презентации профессора система оценки преподавателей Венецианского международного университета Луки Песа (Luca Pes). Российских участников интересовали вопросы признания образовательных кредитов, полученных в VIU «родными» университетами; система адаптации иностранных студентов в VIU; какие исследовательские проекты поддерживает VIU.

Презентация «Глобальная экономика» профессоров Венецианского университета Ка Фоскари (Ca’ Foscari University of Venice) Джанкарло Коро (Giancarlo Coro) и Марио Волпе (Mario Volpe) была посвящена анализу современного состояния итальяно-российских отношений в области торговли. Профессор отметил, что в современной социально-политической ситуации крайне важно продолжать укреплять и развивать торговые отношения между двумя странами. Вместе с тем он подчеркнул, что «олигархический капитализм» как экономическая модель России и отсутствие в России внутренних политических и экономических институтов препятствует экономическому развитию страны.

Заключительная сессия семинара была посвящена подведению итогов работы семинара и согласованию дальнейших шагов развития проекта. От лица итальянских участников семинара выступила декан VIU Агар Бруджавини (Agar Brugiavini). Она выразила признательность российским участникам за презентации университетских программ по глобализации, за вопросы и плодотворные дискуссии. Декан VIU предложила несколько форм сотрудничества для продолжения проекта.

В области образования:

  • проведение курсов повышения квалификации для преподавателей российских университетов по включению в европейские грантовые программы;  
  • организация стажировок и гостевых лекций для российских преподавателей;
  • участие российских студентов в летних школах, организованных VIU.

В области проведения исследований Агар Бруджавини предложила начать региональные исследования, которые, с ее точки зрения, не нуждаются в поддержке административным ресурсом.

Российские участники поблагодарили итальянских коллег за хорошую организацию и проведение семинара и высказали пожелание продолжить обсуждение проблематики глобализации по тематическим блокам, которые не вошли в программу семинара. Балтийский федеральный университет имени Эммануила Канта предложил площадку своего университета для поведения ответного российско-итальянского семинара по обмену опытом в преподавании проблематики глобализации и проведения исследований в этой области.

РСМД предложилроссийским участникам разместить их презентации на сайте РСМД в отдельном разделе, посвященном проекту «Глобализация 2.0: Новые подходы в исследованиях, преподавании и обучении», и продолжить дискуссию, обменявшись предложениями по дальнейшему развитию проекта, исходя из потребностей университетов в области глобализации.

Предложения по развитию проекта были представлены координатором проекта со стороны РСМД Татьяной Богдасаровой.

В области образования:

  • организация и проведение тренингов для российских преподавателей по проблемам глобализации;
  • создание базы кейсов по глобализации с дальнейшей публикацией;
  • создание базы магистерских и бакалаврских курсов по глобализации с методическим обеспечением для последующей публикации.

В области проведения исследований:

  • Создание «словаря» глобализации, в который бы вошли обсужденные и согласованные определения, касающиеся проблематики глобализация;
  • Разработка хрестоматий по глобализации с условными названиями «Глобализация сегодня» и «Антиглобализм» с последующей публикацией;
  • Участие в проекте РСМД «Мир через сто лет» через предоставление РСМД материалов по развитию Российско-итальянского сотрудничества через 100 лет.
  • Обсуждение следующих тематических направлений по глобализации для последующего их включения в программу второго семинара по обмену опытом: глобализация образования и глобализация высшего образования в частности; глобальные угрозы современности; глобализация и культура; глобализация и религия; влияние глобальных процессов на региональное развитие.

Проведение первого российско-итальянского семинара по обмену опытом в области глобализации способствовало изучению европейских методов и техник обучения в области глобализации и международных отношений и укреплению двусторонних отношений между российскими и итальянскими университетами как в исследовательской, так и в образовательной областях.

Семинар «Глобализация 2.0: Новые подходы в исследованиях, преподавании и обучении»

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся