Онлайн-конференция РСМД и ICWA по российско-индийским отношениям
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 2, Рейтинг: 5) |
(2 голоса) |
15 июля 2020 г. состоялась онлайн-конференция «Российско-индийские отношения в контексте постпандемического глобального порядка». Мероприятие было совместно организовано Российским советом по международным делам (РСМД) и Индийским советом по международным делам (Indian Council of World Affairs — ICWA). С 2017 г. совместная конференция двух аналитических центров поочередно проводится в Москве и Нью-Дели.
На открытии конференции выступили генеральный директор РСМД Андрей Кортунов, генеральный директор ICWA Т.С.А. Рагхаван и Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индии в России Д.Б. Венкатеш Варма.
15 июля 2020 г. состоялась онлайн-конференция «Российско-индийские отношения в контексте постпандемического глобального порядка». Мероприятие было совместно организовано Российским советом по международным делам (РСМД) и Индийским советом по международным делам (Indian Council of World Affairs — ICWA). С 2017 г. совместная конференция двух аналитических центров поочередно проводится в Москве и Нью-Дели.
На открытии конференции выступили генеральный директор РСМД Андрей Кортунов, генеральный директор ICWA Т.С.А. Рагхаван и Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индии в России Д.Б. Венкатеш Варма.
В дискуссии приняли участие программный директор РСМД Иван Тимофеев, редактор по стратегическим вопросам издания «Хинду» Атул Анеджа, профессор МГИМО МИД России и НИУ ВШЭ Сергей Лунев, глава Центра региональной торговли Министерства торговли и промышленности правительства Индии Рам Упендра Дас, старший научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Алексей Куприянов и бывший директор Национального морского фонда, консультант ICWA Виджай Сахуджа. Модеровал встречу генеральный директор ICWA Т.С.А. Рагхаван.
Участники круглого стола обсудили общие тренды развития российско-индийских отношений, новые вызовы и возможности, которые появились перед двумя странами на фоне пандемии и глобального кризиса, а также возможные сценарии развития международной экономической ситуации после COVID-19. Пандемия коронавирусной инфекции стала импульсом для развития информационных технологий во многих странах, включая Россию и Индию, для которых данная сфера является приоритетом на протяжении многих лет. COVID-19 также подтолкнул государства к кооперации в сфере здравоохранения и фармацевтики, предоставив новые возможности для укрепления сотрудничества. Одновременно с этим пандемия усугубила ряд проблем, которые, как подчеркнули эксперты с российской стороны, существовали задолго до коронакризиса.
Эксперты отметили, что у России и Индии нет неразрешенных конфликтов, а их позиции по большинству международных вопросов близки или полностью совпадают, что формирует надежную базу двусторонних отношений. Москва и Нью-Дели активно сотрудничают на международных платформах, включающих ШОС, БРИКС, механизм Россия-Индия-Китай (РИК), «Группу двадцати» и ООН.
К основным проблемам российско-индийских отношений участники отнесли продолжающуюся стагнацию торгово-экономического сотрудничества, которую не удается преломить за счет положительной динамики взаимодействия в таких сферах, как военно-техническая и аэрокосмическая, а также в атомной энергетике. Индийская сторона указала на то, что потенциал двусторонней торговли ограничен нетарифными и логистическими барьерами, которые все еще не удалось полностью ликвидировать. Совместные проекты в Азии и Африке, а также взаимодействие в сфере цифровых технологий имеют достаточный потенциал для активизации экономических отношений и изменения существующего негативного тренда. Страны могут совместно создать экосистему стартапов и венчурных фондов для развития информационных технологий.
Важной темой для обсуждения в рамках круглого стола стали нетрадиционные вызовы безопасности. Пандемия COVID-19 продемонстрировала проблемы в сфере социального обеспечения, здравоохранения и продовольственной безопасности. Индийская сторона отметила, что ни одна страна в мире не смогла в одиночку разработать вакцину от коронавирусной инфекции, что показало важность кооперации и сильную взаимозависимость всех стран мира не только в экономике, но и в вопросах безопасности.
Тезисы онлайн-конференции «Российско-индийские отношения в контексте постпандемического глобального порядка»
Андрей Кортунов, директор Российского совета по международным делам:
Анализируя тему конференции, А. Кортунов отметил, что сегодняшний мировой порядок не является ни постпандемическим, ни глобальным, и это явно не порядок. К сожалению, пока не достигнут даже пик пандемии коронавируса. Более того, пандемия совпала с другими потрясениями, в частности мировой экономической рецессией, падением цен на нефть и др. Кроме того, сегодня говорят о крахе глобализации, об отходе от глобализации в сторону регионализации. И, наконец, если понимать порядок как свод международных правил, применяемых к международным акторам, то сегодня налицо ряд региональных беспорядков. Отмечаются три уровня, на которых можно рассматривать российско-индийские отношения. Во-первых, необходим обмен мнениями о происходящих в мире изменениях. В российском экспертном сообществе наблюдаются две позиции: одни специалисты верят, что после системного кризиса мир не будет прежним, другие же считают, что пандемия окажется только ускорителем существовавших и до коронавируса процессов. Во-вторых, следует рассмотреть позиции двух стран в мире после коронакризиса, в частности перспективы изменения внешнеполитических приоритетов. И в-третьих, важно проанализировать возможности и ограничения для индийско-российского сотрудничества.
Т.С.А. Рагхаван, генеральный директор Индийского совета по международным делам:
Т.С.А. Рагхаван процитировал В.И. Ленина, сравнивающего кризисные события с «молнией, которая осветила действительность ярче, чем что бы то ни было». Первый аспект, который будет влиять на международные отношения, — это экономический кризис. По мнению эксперта, говорить о конце глобализации было бы преждевременно, однако ее сущность, несомненно, изменится. Сейчас все больше преобладают протекционизм, нативизм как новые импульсы, угрожающие глобализации. Другим глобальным изменением является геополитический сдвиг, в частности притязание на доминирующее место в мире со стороны Китая.
Следует также обратить внимание на нетрадиционные вызовы безопасности, в первую очередь для международной системы здравоохранения. Такие вызовы — это новая повестка в индийско-российских отношениях.
Д.Б. Венкатеш Варма, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индии в России:
Россия и Индия сформировали доверительные взаимоотношения, позиции двух стран по многим международным проблемам совпадают. Премьер-министр Индии Н. Моди и президент России В. Путин провели два телефонных разговора за последние месяца, министр иностранных дел Индии участвовал в министерских заседаниях РИК и ШОС, индийские военнослужащие во главе с министром обороны посетили Москву для участия в Параде. Индия направила 81 тонну медикаментов в Россию в ходе пандемии. Таким образом, в это непростое время Индия и Россия доказали, что они могут поддерживать конструктивные контакты.
В 2020 г. ожидается визит В. Путина в Индию, приуроченный к 20-летию стратегического партнерства между двумя государствами. С 2014 г. премьер-министр Н. Моди и президент В. Путин встретились 22 раза, что является показателем исключительного уровня контактов. Осенью 2020 г. также должны состояться саммиты БРИКС и ШОС в России. Россия традиционно поддерживает членство Индии в Совете Безопасности ООН.
В настоящее время мир сталкиваемся с тремя кризисами: пандемия, к масштабам которой большинство стран были не готовы, экономический кризис, который оказался значительным из-за коронавируса, упадок мультилатерализма на фоне того, что пандемия бросила вызов глобализации. Наблюдается снижение уровня управляемости в международных отношениях. В новых условиях страны рассчитывают преимущественно на свои собственные ресурсы. Россия и Индия вынесли уроки о том, что устойчивость государства жизненно необходима для преодоления кризисов, однако это не означает, что государство должно закрыть двери перед внешним миром.
Возникают новые драйверы двустороннего партнерства, к которым в экономическом плане можно отнести достигнутые на саммите 2019 г. договоренности о сотрудничестве на российском Дальнем Востоке, транспортные коридоры. Россия может воспользоваться возможности инвестирования в экономику Индии в рамках программы Make in India. Перспективными представляются военно-техническая, энергетическая, технологическая и железнодорожной области. Сформулированная Н. Моди стратегия Atmanirbhar Bharat не предполагает закрытия Индии для мира.
Индия, как и Россия, не хотела бы возрождения биполярного мира, тем более такого, где две страны находились бы на разных полюсах.
Индия считает, что пришло время реформировать многие международные институты, так как статус-кво уже изжил себя.
Индия, как и Россия, выступает за стабильность в Евразии. Она призывает Россию быть вовлеченной в Индо-Тихоокеанский регион (ИТР). Между Москвой и Дели намного больше точек соприкосновения в региональных контекстах, чем разногласий.
Россия и Индия должны делать акцент на вопросах безопасности, в особенности в связи с новыми вызовами в Афганистане.
Иван Тимофеев, программный директор РСМД:
Последствия пандемии для государств, национальных и мировой экономик пока не определены даже в случае реализации позитивного сценария с успешной разработкой вакцины. Однако причины обеспокоенности экономическими последствиями у Индии и Россия различны. На российскую экономику значительно влияет падение спроса на нефть. Хотя цены на нефть выросли с начала пандемии, они все равно неустойчивы и чувствительны к дальнейшим колебаниям. В случае общемировой стагнации, которая может длиться годами, экономическое положение России ухудшится. Индийская экономика более диверсифицирована, однако экономический кризис может оказать более серьезное влияние на общество. С другой стороны, Индия разработала стратегии цифрового развития, и готова использовать технологии для борьбы с пандемией.
Несмотря на изменения в экономике и в настроениях в обществе, политические тенденции остаются прежними. COVID-19 мог укрепить солидарность, однако на практике он только ухудшил состояние международных отношений в ряде важных областей. Так, призыв Генерального секретаря ООН о временном приостановлении односторонних санкций был проигнорирован. Другой пример — ухудшение американо-китайских отношений. Коронавирус стал поводом для запуска полноценной антикитайской политики США, и эта тенденция будет долгосрочной. В условиях развития американо-китайской конфронтации возникает вопрос относительно оптимальных стратегий для России и Индии: займут ли они чью-либо сторону?
Атул Анеджа, редактор по стратегическим вопросам издания «Хинду»:
Международная архитектура, в рамках которой Россия и Индия выстраивали сотрудничество, находится под значительным влиянием коронавируса. Все большее значение приобретает фактор Китая, который оказывает воздействие и на взаимодействие между Дели и Москвой. Россия и Индия работают на пяти многосторонних площадках, в том числе в рамках ШОС, БРИКС, РИК, «Группы двадцати» и ООН.
Индия балансировала между своими партнерствами в Евразии и взаимодействием в Индо-Тихоокеанский регионе, что было возможным благодаря пониманию Индией «красных линий», предугадыванию реакции Китая и даже России. В ИТР она сотрудничает в рамках Quad, однако уровень этой площадки был сравнительно невысоким, все члены Quad не принимали участия в военно-морских учениях «Малабар». Вовлеченность Индии была также географически ограничена. Индия намеренно отказывалась от участия в патрулировании Южно-Китайского моря, возглавляемом США.
Однако Китай становится все более активным и разрушает этот хрупкий баланс, в том числе поддерживая Пакистан и передислоцируя войска к границам. В контексте пандемии началась «Большая игра» между Индией и Китаем, и она будет разворачиваться на нескольких театрах. В Южной Азии это Бангладеш из-за торгового договора с Китаем, Мьянма из-за экономического коридора, Непал и в будущем, возможно, Бутан. Две страны также будут соревноваться за доминирование в Центральной Азии, в Афганистане и на его периферии. В Западной Азии – это Иран.
В Индии все больше формируются понимание китайской политики исходя из ментальности «срединного государства».
В связи с изменением баланса сил в Восточной Европе и ухудшения положения на Ближнем Востоке для России появились импульсы для более тесного сотрудничества с Китаем. Однако в Евразии приоритетом для России выступает ЕАЭС, который в конечном счете соревнуется с китайским видением Евразии через ИПП. Кроме того, Россия разделяет опасения о нарастающем доминировании Китая в Центральной Азии, Дальнем Востоке и Западной Азии (Иран).
У России и Индии есть много общих интересов в Персидском заливе, в Центральной Азии, на российском Дальнем Востоке, в энергетической сфере. Многосторонние институты не могут быть ведущими площадками сотрудничества, пока Индия и Китай не решат свои противоречия, поэтому Москве и Дели необходимо укрепить двусторонние отношения. Пришло время для Индии стать первоочередным партнером России в развитии маршрутов ЕАЭС. России и Индии стоит расширить связи на Дальнем Востоке, так как он остается приоритетным регионом для сотрудничества. Двум странам необходимо работать вместе в Афганистане с учетом новых стратегических вызовов. Россия могла бы поспособствовать возращению индо-иранских отношений на прежнее русло.
Таким образом, в посткоронавирусный период России и Индии необходимо выработать новую парадигму отношений, запустить новые стратегические проекты с активным инвестированием. Москве и Дели следует совместно оценить возможности ИТР. Эксперт также призвал еще раз обдумать предложение Д. Трампа о формировании «Группы девяти». Наконец, важно отдавать приоритет международному праву для решения международных проблем.
Сергей Лунев, профессор МГИМО МИД России и НИУ ВШЭ:
Стратегическое партнерство — это естественный и объективный феномен Национальные интересы России и Индии совпадают или хотя бы не противоречат друг другу. В частности, у России и Индии единые взгляды на формирование полицентричного мира, на необходимость противостояния ИГ, а также на важность смягчения негативных последствий экономической глобализации, которые отражаются преимущественно на незападных государствах. За редкими исключениями, у России и Индии единое видение стратегической стабильности, международной безопасности и устойчивого развития. Россия и Индия могли бы сообща поставить вопрос о создании аналога «Хельсинского процесса» в Азии.
По мнению эксперта, несмотря на все более тесное индо-американское партнерство, на глобальном уровне постепенно формируется конфликтный потенциал в связи с различными подходами к ряду коренных вопросов.
Существует ряд негативных точек в индийско-российских отношениях:
1) Психология элит. В связи с активной миграцией из Индии в США растет число политических лидеров, стремящихся поддерживать тесные отношения исключительно с Вашингтоном, что может трансформировать коренные подходы к внешней политике. Российские элиты же остаются преимущественно прозападными (проевропейскими), и Индия нередко рассматривается ими как не приоритетный партнер.
2) Региональные проблемы. Россия отошла от традиционной безоговорочной поддержки Индии по региональным проблемам Южной Азии. С 2014 г. началось военно-политическое сотрудничество России с Пакистаном по целому ряду вопросов, что оказало негативное влияние на отношения с Индией. Однако Пакистан не сможет заменить Индию как партнера для России. Россия также потеряла всякий экономический интерес к другим государствам Южной Азии. Россия не рассматривает граничащие с Индией государства как региональную силу.
Россия могла бы поделиться с Индией своим успешным опытом делимитации границ с Китаем.
В целом цели России и Индии в АТР схожи, однако в последние годы отмечаются противоречия в связи с взаимодействием с США и Китаем. ИТР, Восточная Азия должны активно обсуждаться Москвой и Дели для реализации потенциала региональной синергии.
Сейчас отношения между Индией и Россией находятся в стагнации, но не из-за коронавируса, это началось еще десятилетие назад. Потенциал военного и энергетического сотрудничества недостаточен, чтобы укреплять связи в долгосрочной перспективе, в особенности в связи с повышающимся интересом США к Индии.
Рам Упендра Дас, глава Центра региональной торговли Министерства торговли и промышленности правительства Индии:
Проблемы традиционной и нетрадиционной безопасности взаимосвязаны. Нетрадиционные вызовы безопасности включают угрозы продовольственной безопасности и вызовы обеспечения доходов населения, так как проблема нехватки средств к существованию является основой бедности и неравенства. Пандемия обнажила проблемы общественного здравоохранения. Вызовы экологической, энергетической и кибербезопасности также требуют особого внимания. В обеспечении безопасности используются инструменты внутренней и внешней политики, которые оказывают значительное влияние друг на друга и должны быть синхронизированы. Пандемия, ко всему прочему, подчеркнула взаимозависимость государств, а также необходимость взаимопомощи.
Торговля товарами и услугами, иностранные инвестиции, технологическое сотрудничество, человеческий капитал — это основы современного экономического сотрудничества между государствами. На российско-индийскую торговлю негативно влияют тарифные и нетарифные барьеры, а также логистические сложности. Двустороннее партнерство России и Индии должно выступать фундаментом для более широкого регионального взаимодействия с участием Индии в Евразии, в том числе в рамках сотрудничества с ЕАЭС, и с участием России в Южной Азии и иных частях региона, а также для развития взаимосвязанности между различными субрегионами Азиатского региона, что имеет большое значение и для обеспечения нетрадиционной безопасности. При этом в первую очередь нужно обратить внимание на деловой климат и условия ведения бизнеса.
Алексей Куприянов, старший научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН:
Хотя экономические связи нередко рассматриваются как фундамент политического партнерства, они не защищают от политических разногласий и войн. К примеру, значительные объемы взаимной торговли не предупредили пограничные споры Индии и Китая или глобальное соперничество США и Китая. Более того, они не всегда требуются для развития тесного стратегического партнерства или союза (пример — отношения США и Великобритании).
Однако торговля — это важный аспект двусторонних отношений. Когда будет заключено соглашение о зоне свободной торговли между Индией и ЕАЭС, будут запущены МТК «Север — Юг» и маршрут Ченнаи — Владивосток, торговля между Россией и Индией возрастет, однако у этого роста есть предел, поскольку обе страны — это развивающиеся государства с ограниченным инвестиционным потенциалом, которые даже конкурируют на мировом инвестиционном рынке. Если вспоминать успешное время торговли в период СССР, то оно сопровождалось огромным торговым дефицитом со стороны Союза.
Большой потенциал развития двустороннего партнерства существует в нескольких сферах. Во-первых, к ним относятся совместные проекты в третьих странах Азии и Африки. Так, есть опыт успешного сотрудничества в строительстве АЭС «Руппур» в Бангладеш. Во-вторых, Россия и Индия могли бы интенсифицировать связи в передовых технологиях: в цифровой сфере, в космосе, в глубоководных районах. Кроме того, важно продолжать взаимодействие в традиционной области – военно-техническом сотрудничестве.
Сегодня мир столкнулся с так называемой «прохладной войной» (cool war) между США и Китаем. Индия и Россия находятся в уникальной позиции, так как они могут повлиять на исход данной войны. Двум станам необходимо развивать более тесную координацию позиций на основе национальных интересов. Наконец, необходимо развивать сотрудничество между российскими и индийскими аналитическими центрами, взаимодействие в сфере гуманитарных наук.
Виджай Сахуджа, бывший директор Национального морского фонда, консультант ICWA:
Звучат крайне пессимистичные прогнозы развития международной ситуации после пандемии. Безусловно, она спровоцировала потрясения, но мир постепенно будет возвращаться к норме с окончанием распространения заболевания. В ходе саммита «Группы двадцати» была выражена приверженность строительству более устойчивого миропорядка, сфокусированного на человеческом развитии.
Большое значение в достижении новых высот в российско-индийском сотрудничестве могут сыграть договоренности, достигнутые на саммите двух стран в 2019 г. во Владивостоке. К особо перспективным относятся такие сферы, как сотрудничество на Дальнем Востоке, энергетика и взаимодействие в Арктике в области освоения ресурсов, использования Северного морского пути и научных исследований.
Индия уделяет особое внимание научным исследованиям в Арктическом регионе, в том числе в связи с изменениями климата и их возможным влиянием на ситуацию в самой Индии. Страна создала исследовательскую станцию «Химадри» на Шпицбергене и стала наблюдателем в Арктическом совете. Она в будущем может быть заинтересована в приобретении у России ледокола для использования в научных целях.
Россия и Индия могут развить взаимодействие в транспортном секторе на основе российского опыта в строительстве инфраструктуры, в том числе в горных районах.
Сотрудничество в сфере технологий и инноваций в условиях новой промышленной революции должно стать важным компонентом двустороннего партнерства. Было бы хорошо построить экосистему для стартапов двух государств. Необходимо также обратить внимание на развитие взаимного туризма.
Видео
(Голосов: 2, Рейтинг: 5) |
(2 голоса) |