26 февраля 2021 г. состоялся онлайн-завтрак РСМД «Зачем Совету Европы Россия? Зачем России Совет Европы?», приуроченный к 25-летию вступления России в Совет Европы.
В качестве спикеров выступили заведующий кафедрой европейского права МГИМО МИД России, эксперт РСМД Марк Энтин и руководитель группы стратегических оценок Центра ситуационного анализа ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, эксперт РСМД Сергей Уткин.
Эксперты рассказали об истории вступления России в Совет Европы и преимуществах участия данной структуре, а также представили свое видение относительно способов урегулирования противоречий. Мероприятие вели программный менеджер РСМД Наталья Вяхирева и программный ассистент РСМД Милан Лазович.
26 февраля 2021 г. состоялся онлайн-завтрак РСМД «Зачем Совету Европы Россия? Зачем России Совет Европы?», приуроченный к 25-летию вступления России в Совет Европы.
В качестве спикеров выступили заведующий кафедрой европейского права МГИМО МИД России, эксперт РСМД Марк Энтин и руководитель группы стратегических оценок Центра ситуационного анализа ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, эксперт РСМД Сергей Уткин.
Эксперты рассказали об истории вступления России в Совет Европы и преимуществах участия данной структуре, а также представили свое видение относительно способов урегулирования противоречий. Мероприятие вели программный менеджер РСМД Наталья Вяхирева и программный ассистент РСМД Милан Лазович.
Ключевые тезисы экспертов
Марк Энтин
Крайне нецелесообразно сегодня искусственно отделять Европу от России. ЕС вряд ли может считаться весомым мировым игроком без сотрудничества с Российской Федерацией.
В большинстве своём, сегодня в странах ЕС осознают необходимость тесного и равноправного взаимодействия с Россией, что отвечает интересам обеих сторон. Это особенно заметно по обсуждениям роли России в ПАСЕ и ее недавнему возращению в Ассамблею.
У России и ЕС есть все шансы нормализовать двусторонние отношения при помощи налаживания механизмов сотрудничества, через такие структуры как Совет Европы и др.
Совет Европы — это авторитетная международная организация, длительное время расценивалась как «совесть Европы».
Необходимо перестать политизировать членство России в Совете Европы, ПАСЕ, ЕСПЧ.
Когда у России есть стратегия и политическое желание, она может добиться практически всего.
Для того, чтобы реализовать свои национальные интересы, нужно очень усердно работать, как Россия это хорошо умеет.
Через ракурс политически сильной России целесообразнее всего смотреть на состояние отношений между Россией и Советом Европы, Россией и Европейским союзом.
Сергей Уткин
Участие в международных организациях следует рассматривать в более широком контексте внешней политики и международных отношений в целом. Никакие международные организации не являются панацеей от проблем, с которыми сталкиваются современные государства.
Совет Европы — это межправительственная организация, общая политика которой формируется позициями стран-участников. Это необходимо понимать, чтобы избежать слишком высоких ожиданий.
Совет Европы часто упоминается в СМИ в негативном контексте, например, в связи со «скандалами», в первую очередь, с ЕСПЧ. Однако важно, что за рамками заявлений СМИ происходит существенная работа, о которой СМИ часто не повествуют, в частности работа на полях Совета Европы с участием российских дипломатов и российских министров, а также диалог муниципальных и региональных властей.
России необходимо сохранить и развивать в Европе организацию, в которой Россия наделена полными правами. Россия как полноправный член Совета Европы может принять участие в дискуссиях и обмене опытом. В сравнении с НАТО, где Россия не имеет и не будет иметь право голоса, Совет Европы предполагает учет мнения России, что является существенным фактором.
Существует множество критических голосов в отношении ЕСПЧ. Говорить о том, что у России не получается взаимодействовать с ЕСПЧ, не совсем корректно. В 95% случаев мы можем говорить о том, что решения ЕСПЧ в России не только признаются, но и по ним реализуются выплаты. Более того, механизмы Совета Европы обеспечивают России потенциал по совершенствованию судебно-правовой системы. Необходимо продолжать работу с ЕСПЧ.
Даже в условиях существования разногласий необходимо сохранять каналы коммуникации. Настрой на сохранение каналов коммуникации возобладал, что является определенным достижением.
Когда мы наблюдаем определенные настроения в отношении Совета Европы, напоминающие настроения сторонников Брексита, то нужно внимательнее посмотреть на преимущества и недостатки членства в структуре. Суверенизация едва ли решит большинство проблем, однако приведет к потере возможности влиять на процесс принятия решений. В этой связи стоит использовать существующие механизмы.