Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

С 26 по 28 мая 2015 г. прошел второй семинар по обмену опытом между российскими и итальянскими экспертами по проблемам глобализации в обучении и проведении исследований. Семинар состоялся в г. Калининград на базе Балтийского федерального университета имени И.Канта. В семинаре приняли участие представители восьми федеральных и национальных исследовательских университетов России – участников проекта и корпоративных членов РСМД. С итальянской стороны в семинаре участвовали представители пяти университетов: Венецианского международного университета, Римского университета Ла Сапиенца, университета Рим 3, университета г. Бари и университета Тор Вергата в Риме.

С 26 по 28 мая 2015 г. прошел второй семинар по обмену опытом между российскими и итальянскими экспертами по проблемам глобализации в обучении и проведении исследований. Семинар состоялся   в г. Калининград на базе Балтийского федерального университета имени И.Канта. 

В семинаре приняли участие представители восьми федеральных и национальных исследовательских университетов России – участников проекта и корпоративных членов РСМД. С итальянской стороны в семинаре участвовали представители пяти университетов: Венецианского международного университета,  Римского университета Ла Сапиенца, университета Рим 3, университета  г. Бари  и университета Тор Вергата  в Риме.

Задача семинара состояла в проведении критического  анализа учебных программ и курсов российских и итальянских университетов по проблемам глобализации и международных отношений, для улучшения качества их разработки, преподавания и методического обеспечения.

С приветственным словом на семинаре выступил ректор Балтийского Федерального университета А.П. Клемешев, который отметил, что расположение университета между Востоком и Западом как нельзя более способствует обсуждению проблем глобализации. Генеральный директор РСМД А.В.Кортунов отметил, что в рамках проекта «Глобализация.2.0: Новые подходы в исследованиях, преподавании и обучении»  РСМД удалось сформировать «критическую массу» институтов,   университетов и отдельных преподавателей, профессоров, менеджеров российских и итальянских университетов, заинтересованных в улучшении качества преподавания глобализации и проведения исследований в этой области.

Президент Венецианского международного университета посол У.Ваттани подчеркнул, что в истории российско-итальянских отношений Россия всегда стремилась сохранять и поддерживать дружеские отношения, и нынешний   семинар вносит свой вклад не только в развитие российско-итальянского научно-технического сотрудничества, но и в развитие международного сотрудничества между двумя странами.  Научный руководитель проекта А.Ю.Мельвиль отметил, что структурирование программы семинара оказалось не простой задачей, поскольку  было связано как с многогранностью тематики глобализация, так  и с большим количеством курсов российских и итальянских университетов, представленных для обсуждения на семинаре.

В результате,  программа семинара была построена по кластерному принципу и состояла из секций, каждая из которых была посвящена отдельным проблемам глобализации: Глобализация: контент, участники и тренды; Глобальная экономика; Глобализация и безопасность; Глобальный мир: культура, ценности, идентичность; Окружающая среда и устойчивое развитие в глобальном мире.

Профессура и преподаватели  российских и итальянских   университетов представили предварительно отобранные РСМД учебные программы и курсы по глобализации, глобальным проблемам и международным отношениям. Каждое представление сопровождалось критическим анализом коллег с целью обмена опытом как разработки курсов, их  преподавания, так  и  формирования их методического обеспечения. 

В развернувшейся на семинаре дискуссии среди вызовов глобализации обсуждались  проблемы миграции, проблемы усиления националистических настроений как в России, так и в странах Европы и рост радикальных настроений молодежи, проблемы региональной интеграции и появление новых конфликтов, украинский кризис, а также   краткосрочные и долгосрочные результаты процессов глобализации. Было отмечено, что вызовы глобализации требуют от академического   сообщества обеих стран разработки новых подходов к преподаванию и новых методов исследования глобальных проблем.

Участники семинара проанализировали сложности, с которыми приходится сталкиваться преподавателям университетов, при разработке курсов по глобальным проблемам и в процессе обучения студентов. Указывалось на необходимость  усиления роли преподавателей университетов в изменении сознания современных студентов, подверженных влиянию современного телевидения и средств массовой информации.  Указывалось на необходимость развития «специализации» университетов в разработке курсов и программ по глобализации, в выделении уникальных подходов к преподаванию и обучению глобальных проблем. Подчеркивалось, что в региональных университетах недостаточно современной литературы по глобальным проблемам, необходимой как для разработки курсов, так и для обучения студентов. Российские участники семинара отметили слабую заинтересованность своих  коллег в разработке курсов и программ, посвященных анализу ценностей глобализации в отличие от итальянских коллег, разработавших достаточное количество курсов по этой тематике. Российские и итальянские участники семинара согласились, что обмен «лучшими практиками» преподавания курсов по глобализации и обмен методиками обучения будет способствовать повышению качества образования обеих стран.

Анализируя проведение исследований в области глобализации и глобальных проблем,   российские и итальянские участники семинара  согласились с необходимостью использования в исследованиях междисциплинарного подхода, уменьшения традиционного влияния экономистов в междисциплинарных исследованиях, а также с необходимостью проведения исследований строго с использованием норм международного права.

На заключительной секции семинара были высказаны предложения по дальнейшему сотрудничеству российских и итальянских университетов, среди которых: проведение серии семинаров по обмену опытом на базе Венецианского международного университета;  проведение летних и зимних школ для студентов и преподавателей на базе Венецианского международного университета; создание электронной базы данных публикаций по глобальным проблемам; разработка совместных партнерских проектов для участия российских университетов как партнеров в Программе ЕС Эразмус Плюс; разработка совместных российско-итальянских магистерских программ в области глобализации и международных отношений.

Переработанные с учетом замечаний на семинаре, курсы и программы российских и итальянских университетов будут отобраны РСМД для включения  в сборник, публикация которого планируется Российским советом по международным делам на конец 2015 г.

Презентации участников семинара

Второй российско-итальянский семинар в рамках проекта «Глобализация 2.0: Новые подходы в исследованиях, преподавании и обучении», 27-28.05.2015

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся