21 июня 2023 г. в Библиотеке им. Ф. М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД, на котором эксперты обсудили основные подходы различных игроков к сотрудничеству с Африкой и ожидания африканских стран от международного сотрудничества.
В городском завтраке приняли участие:
Андрей Кортунов, научный руководитель РСМД;
Ольга Кулькова, старший научный сотрудник Центра изучения российско-африканских отношений и внешней политики африканских стран Института Африки РАН;
Никита Панин, программный координатор РСМД, аспирант Института Африки РАН.
Модератором выступит программный координатор РСМД Лев Панин.
21 июня 2023 г. в Библиотеке им. Ф. М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД, на котором эксперты обсудили основные подходы различных игроков к сотрудничеству с Африкой и ожидания африканских стран от международного сотрудничества.
В городском завтраке приняли участие:
Андрей Кортунов, научный руководитель РСМД;
Ольга Кулькова, старший научный сотрудник Центра изучения российско-африканских отношений и внешней политики африканских стран Института Африки РАН;
Никита Панин, программный координатор РСМД, аспирант Института Африки РАН.
Модератором выступит программный координатор РСМД Лев Панин.
Тезисы
Андрей Кортунов:
Африка — это один из наиболее динамично развивающихся регионов мира, который одновременно обладает множеством проблем. Тем не менее Африка — это будущее мира — к концу века в Африке будут жить 40% населения планеты, в ней будут крупнейшие города мира. Африка может стать как местом сотрудничества, так и пространством геополитической конфронтации.
В начале российско-украинского конфликта многие на Западе считали, что отсутствие поддержки позиции Запада в Африке связано с недостатком информированности африканских лидеров. Однако время идет, и мы видим, что отсутствие поддержки политики Запада в Африке связано с принципиальным расхождением интересов.
Африку пока нельзя считать единым игроком. Несмотря на ряд перспективных инициатив, таких как создание общеафриканского рынка, углубление региональной интеграции, Африка не выступает единым фронтом в международной политике и во внутриафриканских вопросах.
Три фактора, которые сближают Африку и Россию по вопросу СВО:
Многие в Африке обвиняют Запад в двойных стандартах, возлагают на него ответственность за развязывание ряда конфликтов, в том числе в Африке.
Запад считает большинство африканских стран автократиями и не готов видеть в них «своих», допускать их в клуб демократий.
Африканские страны не хотят чувствовать себя объектами мировой политики, ощущать, что Запад заставляет их принять ту или иную сторону в конфликте.
Три фактора, отдаляющие Россию и страны Африки по поводу СВО:
Многие страны Африки сильно зависят от западных международных финансовых организаций.
Большинство стран региона остаются хрупкими с точки зрения государственного строительства и сепаратизма. Из-за этого они болезненно относятся к любым возможностям изменения границ.
Часто позиции по глобальным вопросам стран региона напрямую вытекают из отношений с соседями. Например, Марокко занимает прозападную позицию из-за того, что её соперник Алжир развивает широкое сотрудничество с Россией.
Ольга Кулькова
Первый саммит «Россия — Африка» дал большой импульс развитию экономических, гуманитарных и политических связей между Россией и странами Африки. После начала СВО Россия испытала на себе беспрецедентный объем западных санкций, который некоторые эксперты сравнивают с неоколониальным подходом Запада, с которым страны Африки сталкиваются уже несколько столетий.
Несмотря на проблемы континента он в мире однозначно воспринимается как континент будущего. Это огромный растущий рынок, континент с преимущественно молодым населением, растущими потреблением и средним классом, огромным количеством ресурсов.
Россия ведёт активную дипломатическую подготовку к саммиту, ряд визитов совершил глава МИД Сергей Лавров. Первый саммит был примечателен тем, что он в принципе состоялся, второй форум должен стать качественно новым шагом в развитии российско-африканских отношений. Африканский вектор российской внешней политики активно развивается, Россия подписала ряд соглашений о военном сотрудничестве с Эфиопией и Нигерией, развиваются отношения с Египтом, ведутся переговоры о торговле в нацвалютах. Необходимо расширять торговое присутствие в Африке, развивать культурную дипломатию.
Конфликт между Россией и Украиной привёл к тому, что политика ЕС в отношении Африки кардинально изменилась — ЕС теперь гораздо больше зависит от энергоресурсов, которые поставляются из Африки. В ЕС также были удивлены тем, что многие страны региона не присоединились единогласно к осуждению России.
США также проводят в Африке антироссийскую и антикитайскую политику, проводят форумы с лидерами африканских стран, в Конгресс был внесен закон о противодействии российскому и китайскому влиянию в регионе. Страны Африки негативно относятся к попыткам США и ЕС принудительно ограничить их контакты с другими странами.
Никита Панин
Несмотря на активную работу российского Минпромторга и МИДа и рост объема российского экспорта в Африку, его структура принципиально не меняется — львиную долю составляют энергоресурсы и с/х продукция. Российские инвестиции также концентрируются в сфере энергетики. Важно обращать внимание не только на товарооборот, но и на его структуру. Состав стран Африки, с которыми торгует Россия, не поменялся за последние 10 лет.
В новой концепции внешней политики России наша страна ставит целью способствовать превращению Африки в самобытный и влиятельный центр мирового развития. Россия уважает суверенитет стран Африки и не вмешивается в их внутренние дела, стремясь повышать их субъектность и способствовать их развитию.
Концептуальная основа сотрудничества Китая и Африки — совместное развитие Китая и Африки на основе принадлежности к развивающемуся миру, которое означает общий набор вызовов и задач. КНР при этом не использует явную антиколониальную риторику, стремясь, тем не менее, выстроить со странами континента «сообщество общей судьбы». Это свидетельствует о долгосрочном характере политики Китая.