16 декабря 2022 г. в конференц-зале РСМД прошёл круглый стол на тему «Перспективы “зеленого” перехода России в условиях санкционного давления стран Запада». В рамках круглого стола прошла презентация доклада РСМД одноименного доклада. В ходе дискуссии эксперты обсудили будущее «зеленого» перехода в России, влияние санкций на него, итоги COP-27 и другие вопросы «зеленой» повестки.
16 декабря 2022 г. в конференц-зале РСМД прошёл круглый стол на тему «Перспективы “зеленого” перехода России в условиях санкционного давления стран Запада». В рамках круглого стола прошла презентация доклада РСМД одноименного доклада. В ходе дискуссии эксперты обсудили будущее «зеленого» перехода в России, влияние санкций на него, итоги COP-27 и другие вопросы «зеленой» повестки.
С вступительным словом выступил генеральный директор РСМД Андрей Кортунов. В своем выступлении А. Кортунов отметил, что «зеленая» повестка сегодня актуальна и демонстрирует в каком направлении можно продолжать сотрудничество различных сторон в условиях современной геополитической конфронтации. В условиях санкционного давления Запада участие России в «зеленом» переходе будет осложнено из-за ограничений в экономике, технологиях и науке. Отдельное внимание генеральный директор РСМД уделил тому факту, что в нынешних международных условиях тема борьбы с изменением климата остается поводом для сотрудничества между всеми странами мира, и в частности, между Россией и странами Запада.
С вступительным словом также выступил программный директор РСМД Иван Тимофеев. В ходе выступления он подчеркнул, что санкции Запада окажут серьезное влияние на технологическое развитие России, которое крайне необходимо для «зеленого» перехода. Также И. Тимофеев отметил, что в этих условиях государственные структуры и бизнес могут закрывать глаза на климатические вопросы, но делать этого не стоит, т.к. грамотная климатическая политика может вести к экономическому росту страны.
С мнением программного директора РСМД согласился заведующий лабораторией математической экологии Отдела исследований климатических процессов Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН (ИФА РАН) Александр Гинзбург. Он отметил, что вопросы адаптации страны и ее экономики к изменению климата должны быть «на острие» повестки дня, т.к. эта адаптация напрямую связана с социально-экономическими вопросами страны. Также эксперт с сожалением констатировал, что на сегодняшний день Россия вряд ли может внести значительный вклад в митигацию (процесс борьбы с сокращением выбросов парниковых газов). Но в адаптации Россия может и должна преуспеть.
Санкции нанесли ущерб не только экономике, но и науке, рассказала в своем выступлении Анна Романовская, член-корреспондент РАН, директор Института глобального климата и экологии им. академика Ю. А. Израэля (ИГКЭ). Ущерб санкциями был нанесен не только российской науке, но и европейской, т.к. многие проекты и наработки в области климата проходили совместно. Более того, санкции сегодня сократили уровень научного взаимодействия между странами и учеными. При этом, эксперт отметила, что в нынешних геоэкономических условиях ни одна страна в мире не отказалась от своих климатических планов, что показывает важность процесса декарбонизации мировой экономики и поле для сотрудничества между странами. Сотрудничество Росси и стран Запада, по мнению Анны Романовской, по вопросам климатической повестки возможно, т.к. COP-27 показала, что Россию не исключают из диалога и готовы слышать, по крайней мере в вопросах экологии и климата.
Алексей Кокорин, директор климатической программы Всемирного фонда дикой природы, согласился с другими экспертами по вопросу влияния санкций на сферу науки. В своем выступлении он подчеркнул, что климатическую политику России необходимо рассматривать не как отдельное направление деятельности, но и как часть социально-экономического развития страны. Эксперт поделился видением того, что будет обсуждаться на будущих Конференциях ООН по вопросам изменения климата. По его мнению, в 2023 г. будут подводиться итоги проделанной работы с момента подписания Парижского соглашения, корректироваться статья 6.4. Парижского соглашения и будет обсуждаться тема «потерь и ущерба», которая была одной из основных в 2022 г. В 2024 г. можно ожидать запроса на усиление ОНУВ стран, обсуждение содержания статьи 6.8. Парижского соглашения и обсуждения CBAM ЕС. А. Кокорин в своем выступлении также отметил, что к 2030 г. цены на солнечную энергетику упадут вдвое, электромобили к 2030 г. не внесут особого вклада в борьбу с изменением климата, доля солнечной энергетики к 2030 г. возрастет кратно, а цены на выбросы парниковых газов к 2030 г. не изменятся.
Руководитель департамента мировой экономики, заведующий Лабораторией экономики изменения климата НИУ ВШЭ Игорь Макаров в ходе выступления обозначил тот факт, что на сегодняшний день нет ни одного экономического сценария, при котором углеводороды будут драйвером развития российской экономики в будущем. Климатическая политика может помочь развивать новые секторы российской экономики, которые в дальнейшем будут отраслями ее специализации. Эксперт в ходе выступления отметил, что углеродное регулирование важно встроить в промышленную политику страны, а не в фискальную: через требования к углеродоемкости проектов и компаний, которые получают государственную поддержку. В Европе, США, Китае государство в настоящее время инвестирует и поддерживает развитие низкоуглеродных технологий именно в рамках промышленной политики. Также, по мнению И. Макарова, международное сотрудничество для борьбы с изменением климата критично, т.к. сокращение выбросов парниковых газов в развивающихся странах, которые в основном и определяют их динамику, возможно только с помощью международных программ финансирования.
Евгений Шварц, руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН, заслуженный эколог России, независимый неисполнительный директор — член Советов директоров «Русала» и «Норникеля», в ходе дискуссии отметил, что главные проблемы — не в санкциях, а в видении развития экономики. Китай и ряд других стран смогут со временем заменить те продукты, которые мы импортировали с западных рынков. По мнению эксперта, экономическую и климатическую политику, которая будет устраивать Россию, можно лоббировать через такие организации как ЮНЕП, как это делает КНР.
Елена Маслова, старший научный сотрудник Института международных исследований, доцент МГИМО МИД России, старший научный сотрудник Института Европы РАН в своём докладе обозначила важность международных режимов, в частности международного климатического режима. Эксперт отметила, что международные режимы эффективны, если они меняют политику государств. В случае с международным климатическим режимом именно это и произошло. После принятия РКИК ООН в 1992 г. большинство государств стали проводить активную политику в области борьбы с изменением климата. Также Елена Маслова подчеркнула, что ЕС готов вести диалог с Россией, но на уровне гражданского общества. Это логика заключается в осуществлении внешнеполитических целей Брюсселя и использовании мягкой силы ЕС, но Россия может этим воспользоваться для сохранения хотя бы минимального уровня контактов. Климатическая повестка может способствовать этому и в будущем стать основой для возобновления продуктивного диалога между Москвой и Брюсселем.