29 ноября 2022 г. на площадке пресс-центра МИА «Россия сегодня» состоялся семинар «Роль неправительственных организаций в системе публичной дипломатии России в новых геополитических условиях». В качестве экспертов в мероприятии приняли участие: Иван Тимофеев, программный директор РСМД, Наталья Бурлинова, президент Центра поддержки и развития общественных инициатив «Креативная дипломатия», Дмитрий Поликанов, заместитель руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), Виктория Карслиева, заместитель исполнительного директора Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, Анна Великая, преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ.
В рамках семинара эксперты уделили основное внимание вопросам, касающимся мер поддержки российских НПО-международников в сложившихся геополитических условиях. Поговорили о проблемах, которые в настоящее время существуют в системе публичной дипломатии, и способах их решения.
29 ноября 2022 г. на площадке пресс-центра МИА «Россия сегодня» состоялся семинар «Роль неправительственных организаций в системе публичной дипломатии России в новых геополитических условиях». В качестве экспертов в мероприятии приняли участие: Иван Тимофеев, программный директор РСМД, Наталья Бурлинова, президент Центра поддержки и развития общественных инициатив «Креативная дипломатия», Дмитрий Поликанов, заместитель руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), Виктория Карслиева, заместитель исполнительного директора Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, Анна Великая, преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ.
В рамках семинара эксперты уделили основное внимание вопросам, касающимся мер поддержки российских НПО-международников в сложившихся геополитических условиях. Поговорили о проблемах, которые в настоящее время существуют в системе публичной дипломатии, и способах их решения.
Одной из проблем публичной дипломатии в России в настоящее время является то, что сам термин «публичная дипломатия» не является общеупотребимым и письменно зафиксированным, границы данного понятия достаточно размыты. В то время как институты гражданского общества и неправительственные организации имеют большое значение в качестве «мягкой силы» на международной арене. Подобный сегмент успешно развит в США, Турции, Китае, странах Европы. В России публичная дипломатия берет свои корни со времен СССР, однако в настоящее время ее потенциал недостаточно раскрыт. Существует ряд экспертных и аналитических центров, фондов и других организаций, которые стараются проявить себя в рамках страны и за рубежом. Тем временем современная международная обстановка не способствует развитию российских НКО, которые все чаще попадают под санкции со стороны западных стран, подвергаются травле в СМИ. Некоторые западные зарубежные партнеры приостанавливают сотрудничество с российскими организациями, хотя на неофициальном уровне контакты продолжают сохраняться. С другой стороны, российская сторона в лице неправительственных организаций ищет новые подходы к работе в системе публичной дипломатии. Обострившиеся проблемы, такие как ресурсное, кадровое и финансовое обеспечение, также открывают новые возможности для развития.
В ходе семинара был представлен доклад РСМД «Российские НПО-международники в системе публичной дипломатии России: типология, проблемы взаимодействия с государством и внешний образ в условиях санкций». Президент «Креативной дипломатии», а также автор доклада, Наталья Бурлинова обратила внимание на то, что данная публикация задумывалась как оценка имеющегося в России потенциала в области публичной дипломатии до всех известных событий в феврале 2022 г. Однако санкции и изменение политического климата значительно повлияли на деятельность НКО-международников в целом и на «Креативную дипломатию» в частности. Более того, их положение еще более нестабильно и рискованно в силу внешнего давления и внутренних рисков: риск попадания в различные санкционные списки, имиджевые потери, ущерб для партнерских контактов с зарубежными коллегами, ужесточение внутреннего законодательства и контроля за их деятельностью на международном треке. Вследствие этого многие наработанные международные контакты теряются, а деятельность российских НКО за рубежом запрещается.
Несколько противоположная ситуация сложилась у Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, который также находится под санкциями, однако, по заявлениям его представителя Виктории Карслиевой, многие совместные проекты с зарубежными партнерами продолжают действовать и сегодня. Внутри самого Фонда произошла переориентация направлений. Например, в настоящее время уделяется внимание ближневосточным проектам, сотрудничеству со странами АСЕАН и Латинской Америки.
Представитель Россотрудничества Дмитрий Поликанов обратил внимание на продвижение на международных площадках российских НКО, реализующих социальные проекты. В сложившейся геополитической обстановке это одна из самых безопасных тактик взаимодействия с представителями других стран. Популярностью пользуются такие проекты как «Время добрых дел», «Добро в России», где волонтеры из России отправляются за рубеж, преимущественно в страны СНГ, с целью передать опыт правительствам по вопросам разрешения социальных проблем. Помимо прочего существуют общества дружбы за рубежом, организации соотечественников, ассоциации выпускников российских вузов — все те организации, которые способны налаживать контакты с иностранными партнерами, однако которых мало поддерживают со стороны российского государства.
В ходе дискуссии эксперты также обратили внимание на процентное соотношение российских граждан в межправительственных международных организациях в сравнении с представителями из других государств. К сожалению, в настоящее время малый процент россиян задействован в подобных организациях. Например, в ООН работают около 500 россиян, в то время как представителей США там насчитывается более 3,5 тысяч.
В связи с имеющимся кругом проблем был предложен ряд рекомендаций, которые были бы способны помочь российским НПО усилить свои позиции как внутри государства, так и за его пределами.
Предлагается официально зафиксировать термин «публичная дипломатия» в правовом поле.
Предлагается создание специальных обучающих программ для российских международников, целью которых станет повышение компетенций отечественных НПО-сообществ в сфере международного сотрудничества.
Следует больше вовлекать так называемых «побратимов» в рамках регионов страны, которые способны продвигать местные НПО.
Предлагается совместно с Минэкономразвития в реестре социально-ориентированных некоммерческих организаций промаркировать все организации, которые действуют на международной арене. Таким образом будут видны все организации, которые работают за рубежом в интересах России. Также это обезопасит отечественные организации от неправильного толкования их деятельности в рамках страны.
Прозвучала идея создания общего координирующего и финансового фонда, который был бы способен поддерживать подобные российские структуры за рубежом.
В самой структуре НКО важно четко обозначить профиль, которому соответствует та или иная организация. В настоящее время в России НКО имеют тенденцию заниматься «всем и сразу», необходимо обрести системность внутри, чтобы фондам и госструктурам было легче им помогать;
Рекомендуется привлекать представителей бизнеса в различные НКО структуры в качестве помощи и поддержки, в первую очередь финансовой, данному сектору.
В целом, все эксперты сошлись во мнении, что основная задача для представителей НПО-международников России сейчас — привлечение государственных органов власти к тесному взаимодействию и коммуникации. В других странах некоммерческие организации при значительной поддержке правительств являются неотъемлемым проводником государственной политики, медиатором формирования представлений о государстве на международных площадках. Из-за очевидных просадок по данному вопросу Россия в настоящее время уступает западным странам по ряду направлений работы.