Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
 (7 голосов)
Поделиться статьей

18 января 2023 г. Российский совет по международным делам (РСМД) и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) провели экспертный семинар «Вопросы продвижения российской науки на международные рынки».

С приветственным словом к участникам обратились проректор НИУ ВШЭ Виктория Панова и программный директор РСМД Иван Тимофеев. Модераторами круглого стола выступили заместитель программного директора РСМД Елена Карпинская и заместитель проректора НИУ ВШЭ Анна Барсукова.

В ходе мероприятия эксперты обсудили широкий спектр вопросов: география международного научно-технического сотрудничества России, вызовы, стоящие перед российской наукой сегодня, и возможные ответы на них, возможная смена парадигмы научного сотрудничества, перспективные формы международного научного сотрудничества России, различные инструменты продвижения российской науки в мире и др.

18 января 2023 г. Российский совет по международным делам (РСМД) и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) провели экспертный семинар «Вопросы продвижения российской науки на международные рынки».

С приветственным словом к участникам обратились проректор НИУ ВШЭ, член РСМД Виктория Панова и программный директор РСМД Иван Тимофеев. Модераторами круглого стола выступили заместитель программного директора РСМД Елена Карпинская и заместитель проректора НИУ ВШЭ Анна Барсукова.

С докладами выступили директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Михаил Гершман, Иван Стерлигов, руководитель Департамента анализа научно-технологического развития Сколковского института науки и технологий, профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИЭП им. Е.Т. Гайдара Ирина Дежина, заведующий Отделом науки и инноваций ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Иван Данилин, заместитель директора Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александр Соколов, куратор международных проектов Российского научного фонда Сергей Коновалов, руководитель консалтингового агентства «Университеты и маркетинг», эксперт Учебного центра подготовки руководителей НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Ольга Бакуменко, директор по порталу и мобильным приложениям НИУ ВШЭ Дмитрий Коптюбенко, начальник Отдела научных коммуникаций дирекции по связям с общественностью НИУ ВШЭ Людмила Мезенцева, начальник Управления по пропаганде и популяризации научных достижений Сибирского отделения Российской академии наук Юлия Позднякова.

Стороны отметили безусловную необходимость продвижения российской науки на международные рынки, а также обозначили вызовы, стоящие перед российской наукой сегодня, и перспективные формы международного научного сотрудничества России с зарубежным научным сообществом. Доклады второй секции экспертного семинара были посвящены различным инструментам продвижения российской науки в мире, а также положительному опыту НИУ ВШЭ в рамках обсуждаемой темы.

Тезисы

О проблемах и вызовах российской науки в новых условиях

  • Среди проблем, являющихся причиной низкой результативности российского сектора исследований и разработок, необходимо выделить: влияние экономических процессов на науку (кризисные процессы в экономике, неблагоприятный предпринимательский и инвестиционный климат); архаичность институциональной структуры, недофинансирование, разрыв между наукой и реальным сектором экономики, кадровые проблемы; инерция в тематике исследований.

  • Одной из ключевых проблем является недофинансирование. С одной стороны, наблюдается ежегодный рост общего объема затрат на науку, с другой, если смотреть на картину в постоянных ценах, то можно увидеть стагнацию.

  • Другая проблема заключается в низкой инновационной и инвестиционной активности российского бизнеса. Один из трендов — недостаточная кооперация между наукой и бизнесом, несмотря на многочисленные инициативы государства, которые предпринимались в последние годы.

  • Сектор высшего образования в последние годы развивался довольно динамично благодаря инициативам государства и крупным проектам, однако ощутимо масштабировать его пока не удалось.

  • Еще одной проблемой является сокращение занятости в науке. Россия — это единственная страна среди масштабных лидеров в сфере науки, где численность исследователей за последние годы снижается, причем это особенно заметно среди ученых до 29 лет.

  • С точки зрения влияния, если смотреть на такой индикатор как глобальные исследовательские фронты (кластеры высокоцитируемых публикаций), российские авторы участвуют только в 5% от их общемирового числа (30-я строчка в мировом рейтинге). Половина этих фронтов — это клиническая медицина и физика, а такие направления, как компьютерные науки, иммунология, сельскохозяйственные науки, микробиология, экономика и бизнес, представлены менее чем 15 публикациями в ГИФ с участием России.

  • За последние 26 лет лишь 3 новые области вошли в сферу технологической специализации России: химия базовых материалов, фармацевтика и микроструктурные и нанотехнологии. Среди областей технологической специализации России заметное место занимают машиностроение, химия, материалы, металлургия. Гораздо слабее развита патентная деятельность в сфере ИКТ и электроники, роста рынка потребительских товаров.

  • В 2022 г. Россия столкнулась с новыми рисками, связанными с ограничением международного сотрудничества, импорта оборудования и материалов, доступа к зарубежным научным журналам и базам научно-технической информации, а также закрытием источников иностранного финансирования, угрозой оттока ведущих ученых.

  • Опросы руководителей научных организаций и вузов выявили высокий уровень санкционных рисков для сферы науки, особенно в отношении: коммерциализации и получения прав на РИД за рубежом, отказов зарубежных издательств публиковать статьи российских авторов, ослабления международного сотрудничества.

  • На уровне государственной политики не наблюдается четких установок в сфере международного сотрудничества научно-технической сфере.

  • Наиболее сложный вызов касается того, что ключевые партнеры России по научно-техническому сотрудничеству из «недружественных» стран, а число новых потенциальных партнеров ограничено.

  • Для преодоления вызовов, которые стоят перед российским научным сообществом сегодня, необходимо предпринять ряд шагов по развитию двустороннего и многостороннего сотрудничества. Во-первых, следует актуализировать Концепцию научно-технического сотрудничества Российской Федерации, а также определить приоритеты взаимовыгодного международного научно-технического сотрудничества с разными странами — как в фундаментальных, так и в прикладных исследованиях и разработках.

  • Во-вторых, нужно сформировать дорожные карты двустороннего сотрудничества в научно-технической сфере, развивать механизмы поддержки и финансирования проектов международного научно-технического сотрудничества, в т.ч. в области кадрового развития, поощрять поддержание неформальных контактов с зарубежными учеными с учетом интересов России.

  • В-третьих, следует обеспечить параллельный импорт важных для России технологий и научного оборудования и возможность упрощенных закупок баз данных и ПО для университетов и научных организаций.

  • В-четвертых, в рамках создания национальной системы оценки результативности исследований и разработок, необходимо развивать и продвигать ведущие российские научные журналы, оказывая им специальную грантовую поддержку.

О географии научного сотрудничества России по данным наукометрии

  • Высокая доля публикаций в международном соавторстве среди статей в ведущих мировых журналах объясняется достаточно скромными размерами активного ядра в российской науке. У всех других стран, в частности, США и КНР, эта доля также высока.

  • В течение долгого времени большая часть совместных международных публикаций России выходит в соавторстве с США и Германией, далее следуют Великобритания, Франция, Китай и др.

  • Для всех ведущих научных стран сотрудничество с Россией менее важно, чем для России сотрудничество с ними, это отражает процент от всех их статей в соавторстве с Россией.

  • Чем авторитетнее журнал, тем меньше доля авторов из РФ среди соавторов международных статей с российским участием. Наиболее цитируемые работы написаны мультистрановыми коллективами, роль двусторонних партнерств невелика. Это отражает усложнение и интеграцию мировой науки.

  • Чаще всего при сотрудничестве с Россией роль ведущих авторов достается зарубежным коллегам в силу различной настройки национальной системы науки и целеполагания («публикации для отчета» vs «публикации для развития»).

  • В области социальных и общественно-гуманитарных наук сотрудничество России с Китаем, Индией, арабскими странами выражено очень слабо. В этих областях Россия сотрудничает преимущественно с Европой и США, которым интересны соответствующие процессы у нас.

  • Особую роль играют авторы, работающие одновременно в России и других странах, прежде всего — члены научной диаспоры. На них приходится около половины ведущих авторов по числу статей с российской аффилиацией в авторитетных журналах. Сохранение связей с такими авторами принципиально важно для развития науки в России.

  • Ведущими научными партнерами постсоветских государств выступают преимущественно страны ЕС, а не Россия.

О новых партнерствах и формах международного научного сотрудничества России

  • На сегодняшний день придается больше значение вопросу международного сотрудничества, которое открывает доступ к знаниям и технологиям и облегчает решения междисциплинарных задач.

  • Санкции в научно-образовательной сфере можно разделить на три группы: те, которые возможно преодолеть за счет персональных связей — сокращение доступа российских научных институтов и вузов к научной информации, сложность участия в международных конференциях; преодолимо на институциональном уровне, в том числе за счет импорта — проблемы обновления научного оборудования, сложности покупки лабораторных материалов, запрет на использование компьютерных программ; преодолеть возможно только в долгосрочной перспективе — прекращение институционального сотрудничества со стороны стран, которые ввели санкции, ослабление кадрового потенциала науки.

  • Для решения проблем, вызванных санкциями, нужно искать наиболее выгодные партнерства для России. Возможны следующие варианты: «дружественные страны»: Китай, Индия и Беларусь; партнерства в странах СНГ и с «новой диаспорой»: основные направления эмиграции 2022 г. — Армения, Грузия, Казахстан, Турция и Израиль; продолжение сотрудничества с «недружественными» странами.

  • Основные формы сотрудничества: «зеркальные лаборатории» (могут рассматриваться, как доступ к зарубежному оборудованию), сети диаспоры (опыт Ирана показывает, что нужно поддерживать связь с диаспорой, в том числе, нефинансовое сотрудничество), поддержание индивидуальных связей и сотрудничество на базе журналов (важно обратить большое внимание на публикации на английском языке, для поддержания связей «держать дверь открытой»), коллаборации (через партнеров и индивидуальных ученых постсоветского пространства).

О российской науке в контексте трендов на мировых технологических рынках

  • На данный момент можно наблюдать спокойные темпы прироста в целом по коммуникационной активности, по патентованию и т.д., кроме нескольких областей, которые принято называть «Imagination Technologies» («перспективные технологии»). Особенностями этих перспективных технологий являются: высокая сложность и высокая ресурсная насыщенность.

  • Международные рынки образования — это очень хороший индикатор того, как обстоят дела в области международного научно-технического сотрудничества. По разным оценкам, экспорт образовательных услуг составляет от 120 до 150 млрд долларов по состоянию 2020–2021 гг. Ведущие места занимают три страны: США, Великобритания и Австралия. Рынки международного образования в последние годы не просто стагнируют, а находятся в состоянии кризиса.

  • Что касается кадрового потенциала в России, то он уменьшается.

  • Для того, чтобы продвинуть российскую науку на международную арену, нужно: увеличить ресурсный компонент и создать особые регуляторные режимы.

  • Кооперационная способность как России, ее партнеров, так и развивающихся стран снижается, прежде всего, относительно друг друга.

О международном научно-техническом сотрудничестве России в рамках БРИКС и БРИКС+

  • БРИКС+ — это страны, с которыми нужно устанавливать более активное сотрудничество.

  • Если смотреть на кадровые и финансовые ресурсы науки, можно отметить доминирование Китая по численности исследований и затратам на науку.

  • Большинство стран БРИКС сильно отстают от глобальных лидеров по объему затрат на научные разработки. Также в странах БРИКС относительно низкий уровень затрат на науку по отношению к ВВП.

  • Если взять публикационную активность (Scopus), рост числа публикаций в странах БРИКС и БРИКС+ очень быстрый.

  • Для многих стран есть существенные смещения в определенные области науки. Здесь открывается очень большое окно возможностей для поиска партнеров как в странах БРИКС, так и в других странах. Алжир, Бангладеш, Кения, Малайзия, Нигерия, Таиланд, Турция — это государства, с которыми у России недостаточно развито сотрудничество.

  • Ведущее направление в Росси — физика, технические науки, в Китае — смещение в инженерное дело, в Индии более равномерное распределение публикаций, в Бразилии — медицина, сельскохозяйственные и биологические науки, в ЮАР — социально-гуманитарные науки.

  • Для стран БРИКС+ ключевые направления — это медицина, инженерия, информатика, сельскохозяйственные и биологические науки.

  • Научное сотрудничество между странами БРИКС в целом растет довольно быстро в первую очередь за счет совместных публикаций с Китаем.

  • Сотрудничество России с БРИКС+ пока довольно плохо развито, но многие страны показывают прогресс и перспективу для коллабораций в сфере науки и технологий.

О работе Российского научного фонда

  • Российский научный фонд (РНФ) — фонд, который финансирует фундаментальные исследования.

  • В 2022 году было профинансировано 167 международных проектов, которые реализуются совместно с 10 стратегическими партнёрами. Все совместные конкурсы основаны на равнозначной двусторонней научной экспертизе и сопоставимы по размеру финансового участия сторон.

  • России удалось сильно нарастить количество проектов с Индией, более чем в 2,5 раза увеличено количество проектов с Китаем (с 30 до 67), произошел перевод конкурсов с Индией и Китаем на ежегодную основу.

  • Международные конкурсы стабильно уступают референтным национальным конкурсам по количеству отчетных публикаций на проект, но пока превосходят по уровню публикаций.

  • Грантополучатели национализируются, вступают в коллаборации с учеными из абсолютно разных стран. Наиболее активное сотрудничество грантополучателей наблюдается с Китаем и США.

  • За 9 лет работы фонда порядка 1000 ученых с зарубежным гражданством принимало участие в проектах РНФ.

  • В 2022 году, несмотря на все обстоятельства, 33 зарубежных ученых приняли участие в российских проектах.

О глобальной смене парадигмы научной коммуникации и ее значение для России

  • Сегодня мы наблюдаем изменения в модели научной коммуникации и в принципах отбора рукописей, также меняется и экономика процесса. На горизонте нескольких лет вместо подписной доминировать станет модель Open Access (OA).

  • Существует несколько вариантов доступа к открытой науке, самыми популярными из которых являются легальные постпринты в репозиториях (Green OA) и финальные версии на сайтах журналов и в репозиториях (Gold OA). Также существует «серый»/нелегальный доступ к научным материалам через ResearchGate, Academia.edu, SciHub и др.

  • Доминировать будет модель Gold Open Access, поэтому потребуется больше ресурсов на оплату российских публикаций в ведущих мировых научных журналах, зато развитие OA резко снижает актуальность проблем с отключением России от подписок на журналы закрытого доступа.

  • Недостатками Gold Open Access являются: тяжелая экономика для селективных изданий; сложности для ученых, особенно для статей со многими соавторами и грантами; неравные барьеры для ученых: ученые из бедных стран получают бесплатный доступ, но теряют бесплатные возможности публикации.

  • Отключение WoS/Scopus не сильно сказалось на российских ученых, так как Google Scholar продолжает работать. Также появляется новое поколение открытых баз: CrossRef, OpenAlex, Semantic Scholar. Для уверенной индексации российского научного контента в них необходимо наличие DOI.

Об инструментах брендинга в продвижении российской науки на международные рынки

  • Объектами продвижения в науке являются: Research input (научный вклад, научная социальная ответственность, научная миссия) и Research output (научные достижения и результаты, индекс цитирования и количество привлеченных средств).

  • В антикризисных научных коммуникациях важно анализировать информационные потребности зарубежного академического сообщества в динамике — о чем они хотят читать, будучи в эпицентре кризиса, и о чем захотят прочитать после него.

  • Образ российской науки в глазах зарубежного академического сообщества сложится исходя из того, что они увидят и прежде всего в Интернете.

  • Существует научный и экспертный бренд университета. В рамках экспертного бренда необходимо сделать так, чтобы ученым было выгоднее ассоциировать себя с брендом университета, а не строить свой личный.

  • Научный международный бренд университета неравномерен и включает в себя бренд университета как работодателя для зарубежных ученых. Для того, чтобы сформировать привлекательный образ, необходимо рассказывать о научных сообществах, про сервисы для ученых, про принципы и ценности корпоративной культуры.

  • Используя инструменты брендинга, а не только пиара, появляется больше возможностей для продвижения российской науки на зарубежные рынки.

  • Маркетинговые активности или научные коммуникации можно разделить на активы и пассивы: Research input (то, что Россия отдает зарубежному научному сообществу: вклад в мировую научную повестку, сервисы для ученых, научная инфраструктура, удобный сайт) и Research output (то, что Россия забирает у зарубежного научного сообщества: время, которое тратят на прочтение статей, риски, которые несут от сотрудничества с нами, деньги, которые тратят на визиты к нам).

  • Важно уйти от концепции продвижения (имеется в виду «концепции втягивания»). Необходимо сделать так, чтобы зарубежные ученые попадали на ресурсы российских университетов в поисках решения определенной научной задачи.

  • Контент-маркетинг — перспективный инструмент продвижения в текущих условиях.

Об опыте продвижения российской науки НИУ Высшей школы экономики

  • Корпоративный портал НИУ ВШЭ самый большой в стране. Каждый день на портал приходит около 160 тыс. посетителей, в числе которых граждане Казахстана, США, Беларуси, Украины и др.

  • Каждый сотрудник НИУ ВШЭ имеет персональную страницу на корпоративном портале, в которой имеется вся необходимая личная информация, а также область научных интересов для того, чтобы коллеги из других ВУЗов могли связаться для сотрудничества.

  • Планируется создание сервиса, где можно будет напрямую написать научному сотруднику (письмо будет перенаправлено на корпоративную почту сотрудника), который предназначен для облегченной коммуникации в научном сообществе.

  • На портале публикуется более 900 материалов в год на английском языке от централизованной службы по работе с англоязычным контентом, из них 20–30% посвящены науке.

  • Была произведена техническая SEO-оптимизация портала, которая позволила обеспечить приемлемую скорость загрузки сайта из любой точки мира. В некоторых странах портал загружался достаточно медленно (например, в Индии), и для решения этой проблемы на каждом континенте установили сервер, который зеркалит информацию с московского сервера.

  • Сотрудники портала создают «продающие» лендинги для крупнейших и самых значимых мероприятий университета. Но существует такая проблема, как отсутствие критерия значимости мероприятия, поэтому для выполнения этой задачи необходимо обращаться к экспертам, курирующим те или иные направления.

  • На данный момент проектируется функционал учета и работы с международными партнерами из-за разрозненности баз данных и показателей научной эффективности.

  • НИУ ВШЭ имеет свою базу данных, где находится структурированная информация о публикациях сотрудников НИУ ВШЭ (насчитывает более 143 тыс. статей, монографий и т.д.), что облегчает доступ к научным публикациям другим сотрудникам и партнерам и хорошо индексируется Google Scholar.

  • Сотрудники НИУ ВШЭ используют платформу QJS для корпоративных научных журналов. Данная платформа является удобной, но не всегда достаточно гибкой, основное преимущество – снабжение метаданными.

  • Университет активно сотрудничает с Google Scholar (поисковая система по научным публикациям), которая берет публикации из базы данных НИУ ВШЭ. Таким образом университет добивается большей видимости своих публикаций в мировом пространстве.

  • Был реализован проект IQ.HSE — научно-образовательный портал, на котором публикуются научные статьи сотрудников и студентов университета, переведенных с научного языка на «обывательский». Посетителями портала являются не только специализированные научные СМИ, но и широкая аудитория.

О работе отдела научных коммуникаций дирекции по связям с общественностью НИУ ВШЭ

  • Отдел занимается транслированием последних достижений науки для людей вне академического сообщества.

  • Сотрудники работают над подготовкой и дистрибуцией научных пресс-релизов, распространением релизов в зарубежных СМИ, помогают научным журналистам в организации интервью и получении комментариев от ученых, организовывают семинары для ученых и пиарщиков с разных факультетов.

  • Университету необходимо рассказывать о науке, так как она является одним из инструментов построения бренда в глазах потенциальных сотрудников, абитуриентов, коллег.

  • Наука является ценным ресурсом для формирования позитивной повестки, а также трансфером технологий и инноваций.

  • На данный момент вкладываются большие материальные ресурсы на создание университетов, как центров науки, но при этом сохраняется по большей части их образовательная функция.

  • Наукометрический центр НИУ ВШЭ — поставщик материалов для отдела. Центр дает информацию о том, в каких научных журналах выходят статьи и дает оценку этим журналам. Затем происходит оценка публикации экспертами из НИУ ВШЭ, специализирующихся на определенной теме.

  • Другим источником контента являются научные публикации, которые находятся на сайте publication.hse.ru, в социальных сетях, СМИ. Также сотрудники отдела используют телеграм-бот.

  • Форматы работы: пресс-релизы (новости), медиа (IQ.HSE), авторские материалы в СМИ, социальные сети, телеграм; лекции, подкасты, видео-контент, научное кино.

  • Каждый год сотрудники отдела публикуют около 150 пресс-релизов по исследованиям ученых из НИУ ВШЭ.

  • Большинство пресс-релизов публикуются в ведущих СМИ: ТАСС. Наука, РИА Новости Наука, Naked Science и т.д.

  • Релизы ориентированы не только на внешнюю аудиторию, но также публикуются и на университетских ресурсах.

  • Каждый год публикуется более 60 релизов на английском языке.

  • Используется агрегатор EurekAlert — некоммерческая платформа для распространения научных пресс-релизов, к которой обращаются все международные журналисты, занимающиеся наукой. Тем самым сотрудники НИУ ВШЭ пытаются добиться нахождения публикаций ученых университета в международном научном поле.

О работе с журналистами, как инструменте продвижения науки и маркетинга территории на примере Новосибирского Академгородка

  • Работа со СМИ заключается в выпуске пресс-релизов, научных новостей, размещенных на специальных ресурсах, организации пресс-туров и других мероприятий для прессы, работе с журналистами по запросу или в индивидуальном порядке.

  • Существует корпоративное СМИ «Наука о Сибири», которое ориентировано на российских журналистов. Его также часто посещают граждане Казахстана и Беларуси.

  • Когда приезжают журналисты в Новосибирский Академгородок, ученые рассказывают не только о достижениях и ученых, но и о культуре, традициях и месте, в котором проходит работа (история Академгородка и его современность).

  • Сотрудники используют различные инструменты для сбора информации и популяризации совместных международных проектах, наиболее успешным из которых являются личные контакты, а также проведение обучающих мероприятий по научным коммуникациям, в рамках которых рассказывается о том, зачем общаться с журналистами.

  • Еще одним инструментом являются реализованные проекты, люди с интересными историями, «старожилы» Академгородка, история и трансформация Академгородка.

  • Учитываются ограничения по закрытым тематикам, режимным институтам и особенностям работы с документами.

  • Самые успешные примеры по взаимодействию со СМИ: совместный российско-белорусский пресс-тур, организованный МИА «Россия сегодня», сюжеты на ТВ БРИКС о совместных проектах со странами БРИКС, сюжеты о сотрудничестве с Китаем, которые вышли на российском и китайском телевидении.

  • Планируется развитие научного туризма в рамках мероприятий Десятилетия науки и технологий, который станет эффективным инструментом популяризации российской науки за рубежом. Необходимо дополнительное финансирование для появления экскурсоводов и научно-образовательных пространств, возможное включение научного туризма в госзадание для мотивации сотрудников институтов.   

Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
 (7 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся