Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей

3 апреля 2025 г. Российский совет по международным делам (РСМД) и объединение компаний-разработчиков РУССОФТ провели экспертное обсуждение «Цифровизация Латинской Америки: возможности для России», приуроченное к выходу доклада РСМД «Экспорт российских технологических решений в Латинскую Америку».

С приветственным словом к участникам обратились генеральный директор РСМД Иван Тимофеев и президент РУССОФТ Валентин Макаров. Результаты исследования представила программный координатор РСМД Александра Терзи.


3 апреля 2025 г. Российский совет по международным делам (РСМД) и объединение компаний-разработчиков РУССОФТ провели экспертное обсуждение «Цифровизация Латинской Америки: возможности для России», приуроченное к выходу доклада РСМД «Экспорт российских технологических решений в Латинскую Америку».

С приветственным словом к участникам обратились генеральный директор РСМД Иван Тимофеев и президент РУССОФТ Валентин Макаров. Результаты исследования представила программный координатор РСМД Александра Терзи.

В дискуссии приняли активное участие заместитель генерального директора АНО «Московский экспортный центр» Максим Черепахин; заместитель генерального директора НК СЭСЛА, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации Александр Хохоликов; заместитель директора по международному сотрудничеству АНО «Цифровая экономика» Андрей Филиппов; председатель Экспертного совета Торгово-промышленной палаты России по развитию искусственного интеллекта, президент ассоциации AI Global Валерий Кардашов; вице-президент ассоциации AI Global Оксана Дутова; научный сотрудник ИЛА РАН, эксперт Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ Евгений Пономарев; руководитель отдела международных продаж ITGLOBAL.COM Олег Арсеньев, директор по развитию ООО «НооСофт» Сергей Веприк; руководитель отдела по работе с партнерами SolidSoft Сергей Трунов; директор по международным продажам ГК «Центр речевых технологий» Екатерина Виноградова. Модератором выступила программный координатор РСМД Александра Терзи.

В ходе мероприятия эксперты обсудили цифровой суверенитет в странах Латинской Америки, текущее состояние, перспективы развития и сдерживающие факторы экспорта российских технологий, региональную конкурентную среду в технологической сфере, методологию оценки результатов технологического сотрудничества, а также потребности и формы господдержки и возможности реализации бренда «Сделано в России» с системой интегрированных друг с другом технологических решений.

Открывая мероприятие, Иван Тимофеев подчеркнул особую значимость поставленной задачи по диверсификации российских внешнеэкономических связей и увеличению экспорта продуктов с высокой добавленной стоимостью. С учетом высокой конкуренции на зарубежных рынках, где ряд ниш уже занят крупными американскими, китайскими и другими технологическими компаниями, реализация этой цели представляется достаточно сложной, каждый шаг становится результатом титанических усилий всех участников этого процесса — представителей частного сектора, академических кругов и государственных ведомств. Кроме того, российские позиции на внешних рынках и технологическое сотрудничество с дружественными странами осложняются такими политическими факторами, как санкционное давление и экспортный контроль в области товаров двойного назначения со стороны западных государств. С одной стороны, это стимулирует развитие российского бизнеса, но с другой — повышает издержки. Однако необходимо налаживать кооперацию уже сегодня, и главное преимущество заключается в том, что отечественные решения — «консервативный актив» в инвестиционном портфеле в силу своей надежности, так как Россия не отказывается от достигнутых договоренностей ни с одной из стран.

В рамках вступительной речи Валентин Макаров обратил внимание на то, что экосистема России в сфере информационных технологий справилась со всеми трудностями, вызванными уходом иностранных вендоров в 2022 г., и смогла обеспечить работоспособность. Так, за прошедший трехлетний период удалось заместить импортное программное обеспечение, вся критическая инфраструктура продолжила функционировать, а защищенность от кибератак возросла в четыре раза в сравнении с показателем 2021 г. На основе этого опыта были сформированы два предложения, как целесообразно выходить на латиноамериканский рынок. Первый подход предполагает экспорт «доверенных» технологических решений, которые гарантируют непрерывную поддержку, безопасность и защиту от внешних вмешательств. Именно эта характеристика дает российским компаниям конкурентное преимущество против стран, которые ближе расположены к Латинской Америке и обладают более серьезным финансовым рычагом. Второй подход подразумевает трансфер технологий как бизнес-модель, иными словами, совместную доработку «доверенных» систем, сопровождающуюся обучением местных специалистов. Передача компетенций сможет обеспечить латиноамериканским странам технологический суверенитет и независимость от всех импортеров. В январе 2025 г. РУССОФТ предложил эти два подхода кубинским коллегам, что подтвердило их актуальность. Однако реализация потребует инвестиций с российской стороны и поддержки государства по кредитованию покупателя. Кроме того, важно, чтобы экспорт компьютерных услуг был принят в качестве одного из приоритетов российского экспорта, так как без этого нельзя использовать всю гамму мер господдержки, оказываемой бизнесу.

Презентация доклада

В ходе презентации доклада Александра Терзи представила результаты исследования, посвященного экспорту отечественных цифровых продуктов в страны Латинской Америки и проведенного на основе метода интервью с представителями российских ИТ-компаний и цифровыми атташе Торговых представительств России за рубежом. Активная цифровизация во всем регионе при неоднородности уровня технологического развития в совокупности с дружественными отношениями на государственном уровне и открытым рынком обуславливают его привлекательность для отечественных фирм, готовых масштабировать свой бизнес за рубеж. До 2022 г. случаи выхода на латиноамериканский рынок были единичными, что осуществлялось преимущественно крупными компаниями, а после динамика изменилась. В настоящее время компании все больше обращают внимание на возможности этого региона, постепенно открывая в нем свои филиалы. Государственное посредничество в организации выставок и старт работы цифровых атташе указывают на готовность оказывать разностороннюю поддержку российским компаниям, но этот процесс осуществляется постепенно. Был высказан ряд предложений, каким образом можно было бы усовершенствовать механизмы реализации господдержки в краткосрочной и долгосрочной перспективе — от льготного кредитования до формирования бренда «Сделано в России» с системой интегрированных друг с другом технологических решений, разработанных разными фирмами. При этом ключевыми подводными камнями выступают: недостаточное понимание специфики работы в регионе; его географическая удаленность в совокупности длительными и дорогостоящими перелетами, необходимыми для личных встреч с партнерами и клиентами; обеспокоенность местного бизнеса в связи с рисками вторичных санкций; трудности с взаиморасчетами по причине санкционного давления со стороны стран Запада; недостаток специалистов по региону, требующихся для грамотного выстраивания бизнес-процессов. Тем не менее релевантна гипотеза, что в условиях широкого освещения возможностей латиноамериканского рынка и усиления господдержки экспорт российских технологических решений в регион увеличится в ближайшем будущем, так как страны Латинской Америки обладают спросом на цифровые продукты широкого спектра, а Россия способна их предложить. Опыт уже ведущего деятельность бизнеса продемонстрировал, что все препятствия преодолимы.

Экспертная дискуссия

Максим Черепахин выступил с докладом «Латинская Америка: новые горизонты для московских предпринимателей», рассказав о мерах поддержки экспортеров высокотехнологических товаров и услуг со стороны города Москвы. До 2022 г. ключевой проблемой, препятствующей выходу на латиноамериканский рынок, выступала логистика. Однако для цифровых технологий этот фактор не имеет значения, поэтому важно фокусироваться на этом перспективном регионе. С 2022 г. в 176,7 раз или на 83% выросло количество контрактов, заключенных российскими предпринимателями в странах Латинской Америки, а сумма контрактов составила 496 млн рублей. Несмотря на то, что в объеме поддержанного экспорта эта сумма не столь велика для конкуренции с другими крупными игроками на рынке, можно утверждать о позитивной динамике. МЭЦ активно организует бизнес-миссии, направленные на проведение деловых встреч, а также коллективные стенды на зарубежных выставках под общим брендом Made in Moscow для московских предпринимателей, финансируя аренду площадки, логистику экспонатов, регистрационный взнос, эксклюзивную застройку стенда, PR-сопровождение и организацию байерских программ. На сегодняшний день профильных выставок в странах Латинской Америки нет, но их реализация возможна — для этого необходим запрос от бизнеса. Государственная поддержка — важный инструмент выхода на зарубежные рынки, который представляет собой не благотворительность, а возвратные инвестиции, так как региональный налог аккумулируется в регионе.

Александр Хохоликов прокомментировал некоторые выводы, представленные в докладе, представив альтернативное мнение о наиболее перспективных странах региона и посоветовав бизнесу обратить внимание на государства Центральной Америки. В субрегионе успешно решают проблему преступности и переходят на следующий этап — развития и диверсификации торгово-экономических отношений и цифровизации. Например, Панама представляет собой финансово-экономический, торговой и транспортный хаб, где существует высокий спрос на технологические решения. Сальвадор, в свою очередь, самая маленькая страна на континенте, стал первым государством в мире, где в качестве национальной валюты была введена криптовалюта. Эксперт согласился с тезисом о важной роли надежности российских цифровых продуктов для латиноамериканских клиентов в связи с высоким спросом на продукты информационной безопасности, спровоцированным проблемой киберпреступности.

Андрей Филиппов поделился методикой оценки стран для развития сотрудничества в области цифровой экономики, разработанной АНО «Цифровая экономика». Из Латинской Америки в группу первого приоритета вошли Аргентина, Бразилия, Мексика, а ряд других стран региона представлен во второй и третьей группе. При этом бизнес в первую очередь заинтересован в аналитике, основанной на отраслевой специфике, а не страновой, а также в срезе на уровне городов. Для практических целей необходимо проводить многоуровневый анализ, который включает оценку конкурентоспособности на уровне технологий, бизнес-моделей, отраслей, а также видения и стратегических приоритетов, существующих в стране. Эксперт отметил, что формирование экспортного ИТ-портфеля обсуждается достаточно давно, но в текущих условиях эта идея нереализуема: его создание неизбежно приведет к внесению всех указанных в нем компаний в санкционные списки. При этом координация «сверху» необходима для выстраивания цепочки управления активами, только таким образом может возникнуть понимание тонкостей отраслевой конкуренции — некоторых популярных в России ИТ-сегментов в латиноамериканских странах может вообще не существовать. Перспективность идеи о создании пула технологических решений под брендом «Сделано в России» остается под вопросом в связи со сложностью создания соответствующей репутации, особенно с учетом значимости сертификации цифровых продуктов — российский документ, подтверждающий качество, далеко не в каждой стране будет действителен.

На основе своего опыта коммуникации с бизнесом по вопросам выхода на рынки дружественных стран Валерий Кардашов выделил три проблемы, с которыми сталкиваются малые и средние технологические компании — отсутствие средств на создание представительств за рубежом, недостаток финансовых специалистов и региональных экспертов и небольшие объемы маркетинговых бюджетов. В Торгово-промышленной палате был разработан цифровой выставочный центр EXPOCITY «Матрешка» для оказания помощи российским предпринимателям, которые в силу объективных причин не могут посетить международные выставки. Платформа позволяет принять участие и представить свой продукт в виртуальном формате для представителей стран БРИКС. Бизнесу следует не бояться обращаться за господдержкой, а профильным структурам — более широко освещать возможности ее получения.

Оксана Дутова рассказала, что в настоящее время Ассоциация AI Global работает с компаниями, открывающими представительства за рубежом, и акцентировала внимание на возможности участия в программах, инициируемых Новым банком развития.

Евгений Пономарев отметил, что технологическая политика крупных стран региона строится вокруг заимствования зарубежных технологий и впоследствии развития собственных на их основе. Например, формат технопарков приобрел огромную популярность в Бразилии, он мог бы стать значимым инструментом технологического сотрудничества России со странами Латинской Америки, передачи цифровых решений партнерам и представления интересов отечественных компаний в регионе.

Олег Арсеньев подчеркнул, что необходимо сформировать качественный имидж российских ИТ-компаний в мире, что будет важным дополнением к конкурентоспособным российским продуктам. При выполнении этого условия станет возможным воплотить в жизнь идею бренда «Сделано в России», сейчас же многие российские фирмы не афишируют свое происхождение за рубежом. Кроме того, важно пытаться решить проблему взаиморасчетов в рамках БРИКС или БРИКС+, именно это позволит многократно увеличить количество компаний, работающих на внешних рынках. Также значимую роль играет вопрос сертификации, было бы полезно выстроить некие механизмы с каждой отдельно страной на двустороннем уровне, чтобы российские стандарты качества признавались за рубежом. На сегодняшний день в Латинской Америке апробированы сертификаты только из США и Европейского союза, российский бизнес вынужден регистрировать свой продукт в юрисдикции страны пребывания. Наконец, у банков развития латиноамериканских стран существует список стран, поставщики из которых могут принимать участие в проектах, но Россия в нем отсутствует.

Видео

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся