22 апреля в библиотеке имени Ф. М. Достоевского в рамках общероссийского фестиваля «Библионочь» состоялась лекция корреспондента ИД «Коммерсантъ», лауреата конкурса молодых журналистов-международников РСМД 2016, эксперта РСМД Михаила Коростикова. Тема лекции: «Экономический пояс Шелкового пути: почему китайцы не построят дороги в Россию».
Эксперт затронул важные вопросы и вызовы, касающиеся китайского проекта Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), а также перспектив его сопряжения с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).
Михаил Коростиков отметил, что итогового проекта ЭПШП у Китая пока нет, но в мае 2017 г. состоится форум в Пекине, на котором будут обсуждаться конкретные договоренности. Для Китая это важный вектор новой внешней политики.
22 апреля в библиотеке имени Ф. М. Достоевского в рамках общероссийского фестиваля «Библионочь» состоялась лекция корреспондента ИД «Коммерсантъ», лауреата конкурса молодых журналистов-международников РСМД 2016, эксперта РСМД Михаила Коростикова. Тема лекции: «Экономический пояс Шелкового пути: почему китайцы не построят дороги в Россию».
Эксперт затронул важные вопросы и вызовы, касающиеся китайского проекта Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), а также перспектив его сопряжения с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).
Михаил Коростиков отметил, что итогового проекта ЭПШП у Китая пока нет, но в мае 2017 г. состоится форум в Пекине, на котором будут обсуждаться конкретные договоренности. Для Китая это важный вектор новой внешней политики.
За последние 20 лет Китай превратился из страны третьего мира в передовую державу, которая имеет огромный экономический и инвестиционный потенциал. Статистические данные демонстрируют, что в период экономического кризиса Китай почти не пострадал. Даже в самый экономически тяжелый 2009 г. Китай показал 9% рост ВВП. Таких успехов удалось достигнуть за счет 4 трлн. юаней, которые были направлены на развитие инфраструктуры и энергетики. Поэтому на данный момент у Китая имеются лишние мощности и возможности по строительству инфраструктуры в соседних государствах.
Михаил Коростиков отметил, что у Китая на случай конфликта с США должны быть запасные пути, по которым будет обеспечиваться товарооборот. Он упомянул о феномене «ловушки Фукидида», когда доминирующая держава опасается возвышающейся новой державы, которая может бросить вызов. Так как Китай полностью зависит от морских перевозок, а США контролируют практически все порты и имеют самый сильный в мире флот, то на случай морской блокады, у Китая должны быть запасные сухопутные маршруты, которые помогут ему выжить.
Для осуществления финансовой поддержки ЭПШП был создан Фонд «Шелкового пути» с номинальным капиталом 400 млрд. долларов. Однако на данный момент его фактический объем – всего 10 млрд. долларов. Китай принял активное участие в создании таких финансовых институтов, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Банк развития БРИКС, которые также призваны обеспечивать финансовую помощь проекту.
Несмотря на перспективность данного проекта, он реализуется медленно, так как Китай выдвигает ряд требований, которые не всегда устраивают партнеров. Во-первых, Китай выделяет средства только на окупаемые проекты. Во-вторых, 51% акций должен принадлежать китайским инвесторам. В-третьих, создание новой инфраструктуры на территории других стран будет осуществляться китайскими рабочими и по китайским технологиям и стандартам.
В заключение лекции эксперт оценил возможности сопряжения ЭПШП и ЕАЭС, какую роль будет играть Россия в данном объединении, а также подвел итоги взаимодействия стран в рамках проекта «Один пояс — один путь».