Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 5)
 (9 голосов)
Поделиться статьей

26 апреля 2024 г. Российский совет по международным делам (РСМД) совместно с Томским государственным университетом (ТГУ) провел круглый стол «Образовательное сотрудничество России и стран Центральной Азии в контексте интернационализации систем высшего образования». Мероприятие прошло в рамках II Санкт-Петербургского конгресса исследователей международных отношений «Глобальные и региональные вызовы в меняющемся мире».

С приветственными словами к участникам обратились генеральный директор РСМД Иван Тимофеев и проректор по международным связям Томского государственного университета (ТГУ) Артем Рыкун. С докладами выступили заведующая кафедрой интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга Уральского федерального университета Галина Савчук, руководитель консалтингового агентства «Университеты и маркетинг» Ольга Бакуменко, старший научный сотрудник Центра евразийских исследований, доцент кафедры мировой политики Факультета исторических и политических наук ТГУ Анастасия Погорельская и программный координатор РСМД Елизавета Солодухина. А. Погорельская и Е. Солодухина также выступили модераторами круглого стола. В экспертной дискуссии принял участие заведующий кафедрой мировой политики Факультета исторических и политических наук ТГУ Сергей Юн.

26 апреля 2024 г. Российский совет по международным делам (РСМД) совместно с Томским государственным университетом (ТГУ) провел круглый стол «Образовательное сотрудничество России и стран Центральной Азии в контексте интернационализации систем высшего образования». Мероприятие прошло в рамках II Санкт-Петербургского конгресса исследователей международных отношений «Глобальные и региональные вызовы в меняющемся мире».

С приветственными словами к участникам обратились генеральный директор РСМД Иван Тимофеев и проректор по международным связям Томского государственного университета (ТГУ) Артем Рыкун. С докладами выступили заведующая кафедрой интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга Уральского федерального университета Галина Савчук, руководитель консалтингового агентства «Университеты и маркетинг» Ольга Бакуменко, старший научный сотрудник Центра евразийских исследований, доцент кафедры мировой политики Факультета исторических и политических наук ТГУ Анастасия Погорельская и программный координатор РСМД Елизавета Солодухина. А. Погорельская и Е. Солодухина также выступили модераторами круглого стола. В экспертной дискуссии принял участие заведующий кафедрой мировой политики Факультета исторических и политических наук ТГУ Сергей Юн.

Открывая мероприятие, генеральный директор РСМД Иван Тимофеев отметил, что международная деятельность российских университетов реализуется по трем основным направлениям. Первое — вовлечение зарубежных партнеров (как студентов, так и состоявшихся ученых) в систему российского образования, российских научно-исследовательских стандартов и традиций. Ключевую роль в этом процессе играет Россотрудничество, а именно создание и продвижение Русских домов за рубежом. Второе направление — создание в российских вузах программ обучения на английском языке. Несмотря на обострение отношений со странами Запада, спрос на такие программы в России сохраняется. Третьим, наиболее перспективным направлением развития международного образовательного сотрудничества, является открытие программ обучения на языках дружественных стран, прежде всего на китайском. Эксперты отметили, что подобные программы будут энерго- и ресурсозатратными, однако крайне актуальными в текущих условиях.

В рамках вступительной речи проректор по международным связям ТГУ Артем Рыкун отметил, что в университете на данный момент обучается около 25% иностранных студентов, из которых большая часть — из стран Азии. Руководство вуза активно развивает англоязычные программы и оперативно реагирует на запросы рынка в вопросе различных форматов и направлений обучения. Среди наиболее успешных англоязычных программ проректор выделил актуальное направление — молекулярный инжиниринг. Ключевым фактором в рамках «борьбы» за иностранных студентов как на международной арене, так и на внутреннем рынке спикер назвал постоянное оказание сервисной поддержки студентам во время обучения. Также он подчеркнул, что представители вуза оказывают студентам консультационные услуги на постоянной основе как по академической, так и по внеучебной деятельности.

Говоря об интернационализации образования в Центральноазиатском регионе, эксперты отметили, что страны в настоящее время стремятся развивать образовательное сотрудничество с различными государствами. Однако вместе с заинтересованностью стран в развитии международных образовательных связей, растет и уровень конкуренции между государствами за влияние в регионе. На сегодняшний день можно отметить не самую благоприятную для России ситуацию в сфере привлечения студентов из стран Центральной Азии. В частности, наблюдается снижение числа студентов из таких важных стран — партнеров России как Казахстан, Узбекистан и Таджикистан. Главными конкурентами России в вопросе привлечения иностранных студентов из региона являются Китай и Турция.

Эксперты отметили необходимость открытия филиалов российских учебных заведений в регионе. Например, в Казахстане из девяти запланированных филиалов российских вузов было открыто только три. В то же время страна активно наращивает сотрудничество с многочисленными иностранными партнерами, помимо России, и в настоящее время поставлена задача по открытию не менее 12 отделений иностранных вузов к 2029 году. Кроме этого, Казахстан ставит цель по увеличению количества иностранных преподавателей, а также по вхождению вузов в топ международных рейтингов. Последнее говорит о том, что в перспективе они будут активно конкурировать с российскими вузами, в том числе и за абитуриентов.

В последние годы в Кыргызстане интернационализация происходила стихийно. Государство создало довольно широкие рамки для работы вузов и выделило пять государственных университетов, которые будут становиться точками роста системы, получат дополнительное финансирование и полномочия, а также на их базе будут созданы передовые научные центры. Эксперты отметили, что нехватка собственных ресурсов приводит к тому, что страна активно осуществляет поиск инвесторов для строительства лабораторий, исследовательских центров и филиалов, которые в будущем смогут усилить позиции киргизских вузов в мировом масштабе.

С 2016 года Узбекистан перешел на форсированную интернационализацию — резко выросло число филиалов и совместных образовательных программ. В настоящее время вузы выборочно подходят к поиску партнеров. Что касается Таджикистана, то растет поток студентов, которые стремятся получить образование за рубежом. Россия пока привлекает большинство таджикских студентов по сравнению с другими странами, но число форматов сотрудничества ограничено. Туркменистан является самой закрытой страной в регионе, но характеризуется большой исходящей образовательной миграцией. Интернационализация является точечной, контролируемой государством, а количество форматов сотрудничества ограничено.

Эксперты обозначили несколько рекомендаций для российских вузов, которые помогут в наращивании сотрудничества с центральноазиатскими странами. Одним из возможных вариантов является открытие новых российских филиалов в данных странах. Кроме этого, необходимо запустить пилотные проекты программ академической мобильности в регионе на двусторонней основе. Также российским вузам следует учитывать ситуацию на рынке труда стран региона и предлагать наиболее практико-ориентированные программы. Стоит учитывать, что в настоящее время страны Центральной Азии переходят от позиции реципиентов помощи в образовательной сфере, к позиции партнеров и стремятся сотрудничать на паритетных началах. Эксперты подчеркнули, что необходимо разрабатывать новые механизмы кооперации, так как в настоящее время многие из них уже не являются эффективными.  

Особое внимание в рамках экспертной сессии было уделено факторам, влияющим на поступление студентов из Центральной Азии в Россию. Первый фактор — иностранные студенты стремятся получить образование в России, а затем вернуться на родину. Ко второй категории относятся студенты, стремящиеся после обучения остаться в России для трудоустройства. Третий — иностранные студенты стремятся получить одну из ступеней образования в России, а затем продолжить обучение в других странах. Способы привлечения студентов из данных трех категорий могут быть различны, однако общим условием для всех является повышение уровня престижности российского образования на международной арене и увеличение числа предоставляемых образовательных программ. Стоит отметить, что по этому направлению Россия преуспела лишь в нескольких странах региона. Так, например, в Туркменистане российское образование считается престижным, дающим конкурентное преимущество при трудоустройстве. Студенты из Казахстана, напротив, рассматривают российское образование таким же по уровню качества, как и у себя на родине.

Помимо академических преимуществ российского образования, важными также являются неакадемические факторы, такие как активная внеучебная жизнь университетов, легкость вливания в местную культурную и языковую среду, наличие механизмов помощи иностранным студентам с адаптацией на новом месте и даже наличие землячеств родной страны.

Эксперты также отметили роль электронной интернационализации в развитии образовательного сотрудничества России и стран Центральной Азии. Ольга Бакуменко рассказала о концепции «Маркетинг 6.0», представляющей собой единое информационное пространство без разделения на онлайн и офлайн. Также она отметила, что по сравнению с более ранними этапами в 2023 году большинство российских университетов потеряли свои позиции в иностранном интернет-пространстве, что имеет крайне негативное влияние на узнаваемость российских вузов, способность найти информацию о них, а значит и на привлечение студентов из-за рубежа.

Экспертами был предложен ряд рекомендаций в рамках электронной интернационализации для развития образовательного сотрудничества России и стран Центральной Азии. Во-первых, в процессе цифровой интернационализации России в интернет-пространстве важно сочетать усилия государства и вузов, то есть работа в этом направлении должна осуществляться и «сверху», и «снизу». Государство должно предоставлять гранты и стипендии, а университетам, в свою очередь, необходимо развивать цифровой брендинг и создавать сайты с удобной навигацией и исчерпывающей информацией о процессе поступления и обучении. Во-вторых, университетам необходимо вести активную работу по привлечению иностранных студентов в зарубежных социальных сетях и через зарубежные платформы. Например, привлечение студентов через «Вконтакте» или «Яндекс» является менее эффективным, поскольку эти площадки не так популярны в странах Центральной Азии, как в России. Анализ показывает, что российские университеты почти никак не представлены на зарубежных интернет-платформах, хотя именно они служат эффективным инструментом привлечения студентов и преподавателей в российские вузы. В-третьих, в рамках цифрового маркетинга следует адаптировать сайты, сервисы и приложения университетов для иностранных студентов, причем, как и для тех, кто не говорит на русском, так и для тех, кто свободно им владеет.

В рамках экспертной сессии РСМД представил промежуточные результаты текущего анкетирования студентов из Центральной Азии. В опросе принимали участие иностранные студенты всех возрастных категорий, которые в настоящее время обучаются в российских вузах. Сотрудниками Совета на данный момент проанализировано 10 000 ответов, на основе которых были сделаны следующие выводы. Более 63% студентов хотели учиться только в России, когда выбирали вуз, 19% опрошенных рассматривали Россию как один из приоритетных вариантов, а 14% — как один из вариантов, наряду с другими. По результатам проведенного опроса было выявлено, что в основном студенты узнают о российском университете, в котором обучаются на данный момент, от своих знакомых, друзей и родственников — более 44%, из школы/университета, где ранее обучались — 13%, с сайта российского университета – 9%.

На основе полученных данных было выявлено, что для большинства опрошенных следующие факторы являются наиболее значимыми при выборе обучения в России: возможность успешного трудоустройства после окончания университета в России или в своей стране (57%), признание российских дипломов в стране проживания и в других странах (56%), высокое качество российского образования и наличие инновационных образовательных программ (53%) и возможность получения бесплатного образования или по низкой цене (51%).

В качестве главных факторов, которые имеют наибольшее значение при выборе российского вуза, студенты из Центральной Азии определили наличие необходимой образовательной программы (54,2%), доступная стоимость проживания (53,67%), наличие конкретной образовательной программы (53,11%), наличие мест в общежитии для иностранных студентов (53,06%) и возможность успешного трудоустройства после окончания университета, наличие мест для стажировок и практик (53,05%).

Эксперты пришли к общему выводу, что в настоящее время перед Россией стоит задача по выстраиванию новых подходов к работе и обновлению механизмов сотрудничества со странами Центральной Азии в области высшего образования.

Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 5)
 (9 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся