31 августа 2022 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД, посвященный теме: «Ядерная война — гипотетический сценарий или реальная угроза?». В мероприятии приняли участие военный обозреватель Александр Ермаков, к.т.н., старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Константин Богданов, научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователь проекта «Ватфор» Дмитрий Стефанович. Модератором выступила программный координатор РСМД Юлия Мельникова.
Эксперты обсудили вопросы, связанные с современной системой контроля и ограничения ядерного вооружения. Была дана оценка теоретическим и практическим подходам к рассмотрению вероятности возникновения ядерной войны. Были рассмотрены наиболее актуальные проблемы, существующие между Россией, США и Китаем в области ограничения и контроля ядерных вооружений.
31 августа 2022 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД, посвященный теме: «Ядерная война — гипотетический сценарий или реальная угроза?». В мероприятии приняли участие военный обозреватель Александр Ермаков, к.т.н., старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Константин Богданов, научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователь проекта «Ватфор» Дмитрий Стефанович. Модератором выступила программный координатор РСМД Юлия Мельникова.
Эксперты обсудили вопросы, связанные с современной системой контроля и ограничения ядерного вооружения. Была дана оценка теоретическим и практическим подходам к рассмотрению вероятности возникновения ядерной войны. Были рассмотрены наиболее актуальные проблемы, существующие между Россией, США и Китаем в области ограничения и контроля ядерных вооружений.
Вне зависимости от обострения современной военно-политической ситуации в мире за последние несколько лет тема ядерного оружия все равно была бы сегодня на повестке дня. Это связано с тем, что США уже достаточно давно планировали провести модернизацию своей ядерной триады. Данный процесс долго откладывался, но в связи с обострением в отношениях с Китаем и его решением достигнуть стратегического паритета с США следует ожидать в скором времени ответную реакцию Штатов.
Фактор противостояния США и Китая, принятие Великобританией решения об увеличении количества развернутого собственных ядерных вооружений, а также обострение отношений между Россией и Соединенными Штатами, сопровождаемое замораживанием диалога в области стратегической стабильности, способствуют новому этапу гонки ядерных вооружений в мире. Возможно, эта стрессовая ситуация приведет к желанию построить новую многостороннюю систему контроля за вооружениями.
США на доктринальном уровне уже обозначили переход к ситуации, когда они должны сдерживать «одновременно, но по отдельности» двух своих главных противников. Перед Штатами возникает трудный вопрос о том, как можно организовать систему контроля над ядерными вооружениями. Стремление Китая достигнуть паритета с США в области стратегических вооружений, а также существующий паритет с Россией, приводят в теории к ситуации трехстороннего паритета. Однако США на такую модель вряд ли согласятся. В противном случае совокупный ядерный потенциал России и Китая будет в 2 раза превосходить потенциал США.
Россия не полностью использует «потолок» СНВ-3, т.к. имеется достаточное количество ядерных боезарядов для сдерживания США. По этой причине Россия не гонится за численными показателями. Если начнется гонка ядерных вооружений между США и Китаем, Штаты, под предлогом сдерживания Китая и России, будут развивать не только качественные характеристики своего ядерного арсенала, но и наращивать вооружение в количественном отношении.
Константин Богданов
Новыми факторами, которые усложняют систему контроля и сдерживания ядерных вооружений, являются развитие неядерных военных потенциалов: высокоточное оружие большой дальности, противокосмические потенциалы, информационные средства освещения обстановки, снижающие степень маскировки средств ответного удара и т.д.
Можно сказать, что, начиная с 1990-х гг., произошли доктринальные сдвиги в области контроля над ядерным оружием. Сейчас мы живем в ситуации «серой зоны», когда возможность применения ядерного оружия не ограничена ничем, кроме осознания того, что за этим последует неуправляемая эскалация. Неуправляемая эскалация — это единственный фактор сдерживания.
Для того, чтобы освоить эту «серую зону», необходимо реформировать подходы и методологию контроля над вооружениями, а также подготовки соглашений в этой области.
На сегодняшний день мир достиг такого момента, когда система ядерного сдерживания одновременно трансформируется и деградирует. Последние 30 лет мир руководствовался идеей необходимости ядерного разоружения. Сейчас мирополитическая система трансформировалась из биполярной в многополярную. Китай, вероятно, через 10 лет достигнет стратегического паритета с США по МБР, что приведет к созданию новой структуры ядерной системы, потому как контролировать систему сдерживания в области ядерного вооружения между Россией, США и Китаем станет очень сложно. Китай согласится стать участником системы контроля над ядерными вооружениями только тогда, когда их потенциал сравняется с ядерным потенциалом США. Подобная структура будет неизбежно способствовать гонке ядерных вооружений.
Современная политическая ситуация является достаточно «плохой», потому как она ограничивает возможность ведения диалога на тему ядерного контроля и разоружения. С другой стороны, плохая «плохая» политическая ситуация позволяет прибегать к методам и решениям, от которых отказывались в прошлом, считая их «недостаточно хорошими» и эффективными, потому как в существующей ситуации любые методы и решения будут «хорошими».
Дмитрий Стефанович
В условиях высокой конфликтогенности всегда существует вероятность возникновения ядерного конфликта. Однако оценить степень вероятности достаточно сложно из-за отсутствия необходимого количества исходных данных.
Применение тактического ядерного оружия в современных конфликтах представляется нецелесообразным. По сравнению с 1970–1980 гг., когда существовала вероятность открытого военного столкновения армий нескольких стран (несколько сотен тысяч человек), сейчас отсутствуют цели для его применения. К тому же последствия применения тактического ядерного оружия совершенно непредсказуемы.
Сейчас необходимо пересмотреть принципы ядерного сдерживания и нераспространения. Необходимо подумать на тем, что является единицей измерения эффективности сдерживания и измерения стратегической стабильности. Количественные паритеты — это не то, на чем можно базироваться сегодня и завтра.
Ядерное оружие — это политизированное оружие. Оно часто фигурирует как символический козырь. Во всех странах есть люди, занимающиеся планированием его боевого применения. Очень важно, демонстрируя возможность и способность применения ядерного оружия, не перейти границу ядерной эскалации.