В РСМД состоялся экспертный семинар «Научно-образовательное сотрудничество России и стран Латинской Америки: вызовы и перспективы развития»
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 3, Рейтинг: 5) |
(3 голоса) |
18 апреля 2024 г. Российский совет по международным делам (РСМД) провел экспертный семинар на тему «Научно-образовательное сотрудничество России и стран Латинской Америки: вызовы и перспективы развития».
С приветственным словом к участникам обратились ведущий советник Департамента международного сотрудничества Министерства науки и высшего образования РФ Маргарита Шумейкина, генеральный директор РСМД Иван Тимофеев и директор Института Латинской Америки Российской академии наук (ИЛА РАН) Дмитрий Розенталь.
В работе экспертной сессии приняли участие ректор Глазовского государственного инженерно-педагогического университета имени В.Г. Короленко Янина Чиговская-Назарова, генеральный директор Национального Комитета содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки Татьяна Машкова, ведущий научный сотрудник ИЛА РАН Элеонора Ермольева, профессор кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы Алла Борзова, ассистент кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы Винисио Ксавиер Медина Гонзалес и начальник Управления международных связей Российского центра научной информации Александр Усольцев.
18 апреля 2024 г. Российский совет по международным делам (РСМД) провел экспертный семинар на тему «Научно-образовательное сотрудничество России и стран Латинской Америки: вызовы и перспективы развития».
С приветственным словом к участникам обратились ведущий советник Департамента международного сотрудничества Министерства науки и высшего образования РФ Маргарита Шумейкина, генеральный директор РСМД Иван Тимофеев и директор Института Латинской Америки Российской академии наук (ИЛА РАН) Дмитрий Розенталь.
В работе экспертной сессии приняли участие ректор Глазовского государственного инженерно-педагогического университета имени В.Г. Короленко Янина Чиговская-Назарова, генеральный директор Национального Комитета содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки Татьяна Машкова, ведущий научный сотрудник ИЛА РАН Элеонора Ермольева, профессор кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы Алла Борзова, ассистент кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы Винисио Ксавиер Медина Гонзалес и начальник Управления международных связей Российского центра научной информации Александр Усольцев.
Тезисы
Открывая мероприятие, генеральный директор РСМД Иван Тимофеев отметил необходимость укреплять сотрудничество со странами Латинской Америки во многих сферах, в том числе и в научно-образовательной. Одним из наиболее важных элементов в контексте данного партнерства представляется привлечение иностранных студентов в Россию. Несмотря на то, что отечественные вузы на данный момент не обладают достаточными возможностями для конкуренции с США, углубление сотрудничества на более узких направлениях возможно, например, в атомной, космической и энергетической сферах. Эксперт отметил, что необходимо оказывать поддержку отечественным специалистам по региону, а также найти в условиях санкций те модернизационные элементы, которые могут быть важны российской промышленности. В латиноамериканских странах существуют успешные кластеры, работа с которыми через дистанционное взаимодействие может способствовать более эффективному сотрудничеству, однако для его углубления необходимо привлекать профессионалов, которые обладают релевантным опытом. Также экспертом было отмечено, что в настоящее время особая роль отводится государственно-частному партнерству. Так, Росатому требуются как технические специалисты, так и сотрудники со знанием иностранных языков, которые могли бы сопровождать все этапы деятельности организации. Таким образом, для достижения высокого уровня сотрудничества со странами региона необходимы серьезные инвестиции и развитие программ по международному взаимодействию.
В свою очередь, ведущий советник Департамента международного сотрудничества Министерства науки и высшего образования РФ Маргарита Шумейкина подчеркнула, что сотрудничество со странами Латинской Америки является одним из приоритетных направлений ведомства. На данный момент действует шесть межправительственных соглашений о признании образования, последнее из которых было заключено в феврале 2024 г. с Сальвадором. Ведется работа по согласованию 14 новых соглашений о признании образования и 4 соглашений об образовательном и научном сотрудничестве. Эксперт отметила, что важным аспектом образовательного взаимодействия со странами Латинской Америки является предоставление квот Правительства Российской Федерации на обучение иностранных граждан в российских университетах, количество которых постоянно увеличивается (на 2022–2023 учебный год гражданам региона было выделено 850 мест, а на текущий учебный год — уже более 1000). На данный момент в российских университетах обучается около 4600 студентов из Латинской Америки, преимущественно из Эквадора, Колумбии, Гаити, Перу и Кубы. Также значимую роль в развитии научных и образовательных связей с государствами региона играют прямые контакты между университетами и научными учреждениями: на сегодняшний день российские университеты заключили более 660 соглашений с организациями Латинской Америки, 80 из которых подписаны в 2024 г. Эксперт подчеркнула, что Министерством науки и высшего образования России ведется активная работа на данном направлении, и в 2023 г. ведомство объявило о проведении конкурсного отбора на предоставление грантов для проведения научных исследований российскими университетами и научными организациями совместно с латиноамериканскими партнерами. По итогам конкурса было поддержано шесть проектов, которые в настоящее время реализуются совместно с организациями Эквадора, Мексики, Бразилии, Аргентины и Кубы. В планах Министерства проработка возможности организации двусторонних конкурсов с несколькими странами региона.
Директор Института Латинской Америки Российской академии наук Дмитрий Розенталь обратил внимание на то, что в условиях напряженной обстановки на международной арене необходимо понимать, что отношения со странами Латинской Америки стали менее благоприятными. Можно говорить о позитивном характере сотрудничества с традиционными партнерами в лице Кубы, Венесуэлы и Никарагуа. Дружественные отношения также сохранились с Мексикой и Боливией. С другими странами региона Россия испытывает определенные проблемы на политическом уровне, что отражается на научно-технологическом и научно-образовательном сотрудничестве. Дмитрий Розенталь напомнил, что на страны Латинской Америки в целом и на университеты региона в частности оказывают значительное влияние испанские образовательные организации. Таким образом, решение приостановить сотрудничество с аналогичными российскими структурами также представляется серьезной проблемой. Эксперт подчеркнул, что Россия может продвигать сотрудничество со странами региона в таких областях, как атомная и космическая промышленность, цифровизация, нефтяные разработки. Необходимо сфокусироваться на конкретных направлениях, в которых страны Латинской Америки и Россия могут установить взаимовыгодные отношения, при этом государство и бизнес должны принимать активное участие в их развитии. Такой сферой, к примеру, служат сельскохозяйственные технологии в Бразилии. Другой областью взаимодействия является деятельность в Антарктиде, где Россия располагает наработками и инфраструктурой. Многие страны Латинской Америке также были бы заинтересованы в сфере использования российского антарктического флота. Важно искать сферы сотрудничества, где у России и стран Латинской Америки есть уникальные компетенции. С точки зрения образовательного обмена сохраняются логистические проблемы, а также вопросы финансирования. В связи с данными трудностями российским вузам необходимо быть более гибкими: обращать внимание на дистанционные форматы и продумывать программы на испанском языке.
Татьяна Машкова отметила, что взаимодействие между Россией и Латинской Америкой должно быть не только образовательным, но и исследовательским. Например, в настоящее время реализуется российско-колумбийский проект «Коррида» по совместной добыче нефти, который осуществляется по заказу крупнейшей колумбийской нефтяной компании Ecopetrol. Примером может служить также сотрудничество НИЯУ МИФИ с Боливией, где существует практическая потребность в таком партнерстве, поскольку российские ядерные и космические технологии широко известны за рубежом. В ЮСГУ популярен проект по созданию космических спутников, который они уже представили в Колумбии и Панаме. Университет также принимал участие в XV латиноамериканской олимпиаде по астрономии и науках о космосе в Панаме. Там же удалось подписать рамочное соглашение с одним из местных университетов. В 2023 г. по распоряжению Президента РФ был создан Консорциум «Недра Африки», а недавно было принято решение о создании аналогичного проекта «Недра Латинской Америки». Эксперт обратила внимание на то, что в основном университеты в Латинской Америке выстроены по испанской модели, при этом по-разному были приняты локальные образовательные модели, поэтому данные различия стоит учитывать при заключении договоров. Она также добавила, что Испания поставила задачу по созданию ибероамериканского образовательного пространства и замещению английского языка в IT-технологиях испанским. При этом португальский язык представляется не менее актуальным, поскольку Бразилия — крупнейшая страна Латинской Америки и член БРИКС.
О текущем состоянии латиноамериканского высшего образования в рамках экспертной сессии рассказала Алла Борзова. Одна из проблем связана с научными публикациями: наибольшее их число посвящено проблемам агроэкологии, тропической медицины, устойчивому использованию экосистем, сохранению биоразнообразия, сельскохозяйственной системы, а работы по биотехнологии, робототехнике, важным стратегическим технологиям составляют всего 7,1% от мировых публикаций. В латиноамериканских странах также отмечается низкая доля студентов, обучающихся на уровне магистратуры и докторантуры, недостаточное повышение квалификации и численности преподавательского состава, слабая система подготовки в области STEM (наука, технология, инженерия и математика). По этой причине STEM является важной нишей для сотрудничества с регионом. Эксперт также отметила, что в настоящее время Китай составляет России конкуренцию на рынке образовательных услуг в регионе, поскольку предоставляет 6000 стипендий для латиноамериканцев. Кроме этого, китайские образовательные центры являются инновационными и передовыми, вследствие чего им отдается предпочтение иностранными студентами. Несмотря на это, российские университеты обладают конкурентным преимуществом, поскольку имеют широкий спектр программ по всем направлениям и специальностям, в том числе с инженерной и естественно-научной базой, что позволяет восполнить дефицит специалистов в регионе.
Эксперты также выявили необходимость развивать цифровые образовательные проекты и реализовывать различные образовательные программы со странами региона. Медина Гонзалес привел в пример РУДН, который уже разработал образовательную платформу, ориентированную на дистанционное обучение русскому языку иностранных студентов. Также важной задачей является расширение совместных мероприятий, таких как олимпиады, мастер-классы русского языка и дни российской культуры. Стоит обратиться и к опыту продвижения инструментов «мягкой силы»: инициативы в области образования и культуры, в том числе о признании дипломов и ученых степеней; создание новых ассоциаций и обществ дружбы; повышение квалификации преподавателей российских вузов через изучение испанского и португальского языков.
Российский центр научной информации (РЦНИ) также активно сотрудничает со странами Латинской Америкой и выполняет функции Секретариата Рамочной программы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций. Александр Усольцев рассказал о том, что на текущий момент центр работает над программой по стимулированию академического и научно-технологического сотрудничества между Россией, Бразилией и Белоруссией в рамках 10 направлений. На данный момент проект объединяет 75 научных, исследовательских и образовательных организаций из трех стран. Помимо этого, РЦНИ развивает двустороннее взаимодействие с Кубой, которое реализуется в области астрономии, космоса, медицины, рационального природопользования, сельского хозяйства, ядерных и нанотехнологий. Эксперт особо отметил встречу представителей дипломатических миссий из стран БРИКС, которая состоялась 21 февраля 2024 г. в РУДН. С российской стороны в мероприятии участвовали представители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Российского центра научной информации, Аналитического центра международных научно-технологических и образовательных программ. Участники ознакомились с образовательными и научными инициативами России, которые планируется реализовать в рамках российского председательства в БРИКС в 2024 г., в том числе с Рамочной Программой БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций, координацию которой осуществляет РЦНИ.
Для решения проблемы координации межвузовского сотрудничества Элеонора Ермольева предложила создать комбинированный единый портал на испанском и португальском языках на сайте Министерства науки и высшего образования с перечислением тех вузов, которые заинтересованы в сотрудничестве с регионом. Данный инструмент позволил бы осуществлять более эффективное взаимодействие на уровне университетов. На сегодняшний день работает портал Asociación Latinoamericana-Rusa (ALAR), который оказывает организационные услуги по межвузовскому обмену и привлечению латиноамериканской молодежи на учебу в Россию в основном в формате виртуальной мобильности. С ним сотрудничают РУДН, МГУ, МГТУ им. Баумана, СПбПУ, КФУ и т.д. Кроме этого, студенты из Латинской Америки могут принимать участие в олимпиадах, победители которых получают стипендию по квотам. Данная программа малоизвестная, вследствие чего необходимо включить ее в орбиту международного взаимодействия.
Лучшие практики российских вузов
Глазовский государственный инженерно-педагогический университет им. В.Г. Короленко (ГИПУ)
С 2023 г. на основании приказа Министерства просвещения РФ ГИПУ реализует международный гуманитарный проект, который направлен на популяризацию русского языка и образования в странах Латинской Америки: в Республике Куба, Боливарианской Республике Венесуэла и Республике Никарагуа. В рамках проекта в 2023 году было создано 3 центра открытого образования. По итогам работы в прошлом году создана инфраструктура для обучения русскому языку, оборудованы и обеспечены учебной литературой классы, что дает возможность продолжать деятельность и в этом году. Обучение реализуют местные преподаватели русского языка как иностранного, которые прошли отбор. В ближайшее время планируется направить в латиноамериканские страны российских преподавателей. На 2024 г. университет поставил следующие задачи по реализации проектов в Латинской Америке: расширение географии и открытие новых центров в туристических зонах; создание методических материалов для преподавания с упором на туристическую деятельность; разработка и реализация дополнительной общеобразовательной программы по русскому языку как иностранному в рамках дополнительной общеобразовательной программы для учащихся общеобразовательных организаций стран Латинской Америки; организация и проведение мероприятий, направленных на популяризацию русского языка и культуры, создание общих культурных программ и обществ любителей русского языка (открытые уроки русского языка, открытые лекции, недели русской культуры и т.д.).
Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы (РУДН)
Из РУДН выпустилось более 10 тыс. студентов из стран Латинской Америки, из которых наибольшее количество студентов из Колумбии, Перу и Эквадора. С 2016 года вуз реализует программу развития профильных классов, которые представляют из себя площадки для повышения квалификации иностранных граждан, являющихся потенциальными поступающими в российские вузы, по ряду направлений. Представитель вуза также подчеркнула роль Центров русского языка, которые в настоящее время открыты в Кито и Санто-Доминго. Другим эффективным инструментом привлечения иностранных студентов является проведение открытых олимпиад, победители которых могут бесплатно обучаться в РУДН. Также получил развитие проект летних школ, основным партнером которого является Бразилия как член БРИКС. Кроме этого, университет имеет опыт целевого набора студентов из стран Латинской Америки. Например, несколько лет назад просьба на подготовку специалистов по медицинской специальности поступила от Доминиканской Республики (было выпущено 80 специалистов-ординаторов), сейчас университет обучает 100 аграриев-магистров для Ганы.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — Санкт-Петербург (НИУ ВШЭ)
С 2021 г. в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге действует Клуб Латинской Америки, в рамках которого проходят встречи коллег из Ассоциации Латинской Америки с целью изучения русского языка. В 2023 г. представители НИУ ВШЭ посетили университеты Чили, Колумбии, Перу, Бразилии, а также Мексики, где был подписан договор о сотрудничестве с Панамериканским Университетом. Совместно с данным вузом был разработан и опубликован международный отчет «Рейтинг человеческого потенциала городов (страны БРИКС+)», в рамках работы над которым была сформирована международная рабочая группа из 10 исследователей — представителей университетов.
Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ)
В настоящее время университет активно сотрудничает с кубинскими вузами. Российские студенты проходят стажировку в местных университетах не только в рамках языковой практики, но и для развития профессиональной коммуникации. Продуктивное сотрудничество сложилось с Университетом информатики (UCI) — действует программа преподавательской и академической мобильности, ведутся переговоры о создании магистерской сетевой образовательной программы «Информационная безопасность». Среди других партнеров — факультет иностранных языков Гаванского университета (действуют двусторонние программы стажировок для студентов). Также в университете «Камило Сьенфуэгос» в Матансасе студенты по направлению «Гостиничное дело» проходят практику в местных отелях. Подготовка специалистов в этой отрасли вызывает интерес с обеих сторон. Особое внимание МГЛУ уделяет сотрудничеству с Бразилией. В этом контексте следует отметить участие вуза в совместном научно-образовательном проекте Россия-Бразилия-Беларусь, участниками которого являются более 60 вузов, а также совместный проект с федеральным университетом Баии по научной мобильности. Представитель вуза особо подчеркнула, что в текущих условиях необходимы консолидированные действия отечественных вузов в латиноамериканских странах для более эффективного продвижения российских ценностей, языка и культуры в регионе.
Казанский федеральный университет (КФУ)
КФУ реализует ряд проектов, направленных на укрепление сотрудничества со странами латиноамериканского региона. В вузе действует программа «Лекторат», которая финансируется Посольством Бразилии в Москве. В рамках нее бразильские преподаватели работают в зарубежных высших учебных заведениях с целью продвижения португальского языка и бразильской культуры. Совместно с Федеральным университетом Триангуло Минейро и Университетом Сорокаба реализуется проект «Глобализация и педагогическое образование в странах БРИКС: позиционирование исследований и практики, продвижение интеграции университетско-школьных систем», направленный на проведение исследований по состоянию педагогического образования в странах БРИКС при поддержке Всемирной ассоциации исследований в области образования WERA IRN. Университет также выиграл грант РНФ на тему «Разработка новых технологических подходов к каталитическому подземному облагораживанию высоковязкой и сверхвязкой нефти» совместно с Объединением Куба-Петролео (CUPET) и АО «Зарубежнефть». Представитель вуза отметила, что активно работает Центр латиноамериканской культуры Института международных отношений, открытый в 2023 г. В проекте «Летний университет», проходившем на базе КФУ, принимают участие студенты из стран региона. Кроме этого, университет располагает цифровой платформой для обучения русскому языку Studerus, однако в странах Латинской Америки она не получила популярности. Эксперт подчеркнула, что для решения существующих в научно-образовательном сотрудничестве проблем необходима консолидация и координация действий со стороны Россотрудничества и Министерства науки и высшего образования РФ.
Южный федеральный университет (ЮФУ)
ЮФУ активно использует различные ресурсы для развития сотрудничества с Латинской Америкой: медиаресурсы, агентства, платформы, рекрутинговые компании. Особую роль в продвижении и привлечении студентов из региона играют программы изучения русского языка как иностранного. Кроме этого, проводятся совместные мероприятия культурного-образовательного характера. В 2023 г. совместно с Русским миром и местным телеканалом Аргентины был реализован проект по изучению русского языка и лекций по истории России. Реализуется также комплексная программа стажировок «Стажировка в России — Шаг к успеху» для кубинских студентов. Важным инструментом для налаживания научно-исследовательских связей является привлечение в ЮФУ специалистов латиноамериканских вузов в составе редколлегий. Представитель университета отметил и дистанционное образование, которое активно развивается в контексте сетевого взаимодействия. При налаживании сотрудничества с вузами региона ЮФУ не ограничиваются одним направлением: c университетом Ольгина (UHOLM) реализуются проекты в области киберфизических систем и наук о земле, с университетом Орьенте (Universidad de Oriente) — проекты в области химии, физики и других фундаментальных наук, с технологическим университетом Гаваны — по перспективным компьютерным технологиям, искусственному интеллекту и информационной безопасности.
Санкт-Петербургский горный университет (СПГУ)
В Латинской Америке представительство СПГУ было открыто в 2022 г. Вуз сотрудничает с университетами Кубы, Мексики и Бразилии. Основными направлениями работы является: академическая и учебная деятельность, в рамках которой реализуются программы студенческого обмена и летних школ в очном и дистанционном форматах; академический и научный обмен, который предполагает обмен лекторами, участие представителей в академических и научных мероприятиях, публикации научных статей в журнале «Записки горного института». Для укрепления двусторонних отношений СПГУ со странами региона проводятся визиты представителей вузов, рабочие встречи ректоров, проректоров и профессоров из латиноамериканских университетов. В августе 2024 года в Перу состоится встреча, по результатам которой планируется создание сети университетов в Латинской Америке, направленных на изучение горного дела. Санкт-Петербургский горный университет в рамках данного проекта будет выполнять координирующую роль.
Уральский федеральный университет (УрФУ)
Вуз имеет разветвленную партнерскую сесть с различными университетами Латинской Америки, в числе которых Национальный университет Тукумана (Аргентина), Папский католический университет Рио-де-Жанейро (Бразилия), Федеральный университет Ору-Прето (Бразилия), Федеральный университет Минас-Жерайса (Бразилия), Университет Росарио (Колумбия), Автономный университет Пуэбла (Мексика), Гаванский университет (Куба), Университет Сьенфуэгос (Куба), Университет Сан-Мартин-де-Поррес (Перу), Университета Финис Терра (Чили) и т.д. Российским вузом осуществляется программа академической мобильности — преподавательской с Аргентиной и студенческой с Бразилией, Эквадором и Мексикой. Также реализуется совместный проект сотрудников, студентов и выпускников Факультета журналистики с журналисткой из Аргентины — выпускается электронный журнал-блог «Alli Vamos» на испанском языке о культуре России. Университет принимает активное участие в мероприятиях представительства Россотрудничества в странах Латинской Америки. В сфере научного сотрудничества с латиноамериканскими вузами, в том числе в рамках Сетевого университета БРИКС, реализуются проекты в сфере физики и нанотехнологий с университетами Сан-Паулу и Федеральным университетом Сан-Карлоса в Бразилии. С 2023 года открыт модульный онлайн-курс по кросс-культурным исследованиям при поддержке фонда Потанина совместно с Университетским центром юга Минаса в Бразилии. В 2024 году партнерской организацией в рамках реализации летнего университета является вуз штата Пуэбла в Мексике. Российский университет также активно работает над целевой подготовкой специалистов для компаний в Латинской Америке и стремится создать представительство Ассоциации выпускников в регионе. Для решения финансовой проблемы при реализации студенческой мобильности УрФУ предлагает Россотрудничеству уйти от системы квот, отдав предпочтение грантовому механизму привлечения иностранных студентов, поскольку многие не обладают достаточными ресурсами для покрытия своих расходов, в том числе на перелет. Также от УрФУ поступило предложение открыть центры по изучению русского языка «Точка роста» в странах региона в коллаборации с другими российским вузами.
Московский городской педагогический университет (МГПУ)
МГПУ начал работать с университетами только в 2023 году, но уже на данный момент подписано 15 соглашений о сотрудничестве. Самое активное взаимодействие осуществляется с Кубой, также прорабатываются соглашения с Мексикой, Эквадором, Бразилией и Венесуэлой. За 2023–2024 гг. МГПУ провел и присутствовал на более чем 10 мероприятиях с участием представителей из Латинской Америки, в их числе XIV Международный конгресс высшего образования «Университет — 2024», Церемония открытия Фестиваля «Месяц культуры Мексики в «Иностранке», V Форум ректоров университетов РФ и Республики Куба. Реализация сотрудничества проходит через: совместное участие с представителями из Латинской Америки в научных и студенческих мероприятиях; установление контактов с учреждениями Латинской Америки в ходе международных мероприятий; продвижение культуры и языков Латинской Америки в рамках образовательных программ; сотрудничество с Посольствами Мексики и Кубы; приглашение научных сотрудников из Латинской Америки в МГПУ для академической, научной и преподавательской деятельности.
Таким образом, научно-образовательное сотрудничество России и стран Латинской Америки представляется важным инструментом в укреплении многостороннего взаимодействия, развитии систем образования и науки. Для повышения эффективности такого сотрудничества важно предпринимать шаги к решению проблем, затрудняющих совместную деятельность в данной области.
Презентации участников
- Янина Чиговская-Назарова, ГИПУ имени В.Г. Короленко
- Александр Усольцев, РЦНИ
- Ирина Шокина, МГЛУ
- Ольга Вершинина, КФУ
- Рубен Цицуашвили, ЮФУ
- Дарья Миляева, МГПУ
Видео
(Голосов: 3, Рейтинг: 5) |
(3 голоса) |