На завершающем для этого сезона городском завтраке генеральный директор РСМД Иван Тимофеев и научный руководитель Совета Андрей Кортунов подвели итоги года для международных отношений, а также ответили на вопросы аудитории по ключевым международно-политическим тенденциям 2024 года.
-
Год завершил определенный политический цикл, по количеству прошедших выборов он стал рекордсменом — всего на избирательные участки пришли более 1,6 млрд человек. Характерно, что партии власти преимущественно теряли свои позиции — в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии.
-
Такая тенденция отмечена не только в странах, которые мы характеризуем, как «либеральные демократии». Это наблюдается и в Индии, где Нарендра Моди одержал победу, однако она оказалась менее убедительной, чем в предыдущие политические циклы. Аналогичная ситуация и в Южной Африке.
-
В обществе есть запрос на перемены, однако мало кто понимает, что именно должно измениться в обществе и кто за эти перемены заплатит.
-
Приход новых харизматических лидеров персоналистского типа — это в том числе демонстрация того, что старые институты, старые политические партии уже не работают так эффективно, как они работали еще несколько десятилетий назад. Непонятно, к чему такая тенденция может привести — к усилению популизма и росту радикальных группировок, поляризации обществ или популисты начнут встраиваться в ту систему, которая существовала до них и которая будет их абсорбировать и превращать в респектабельных политиков.
-
Ситуация в экономике также может быть охарактеризована как парадоксальная. Это был год санкций, не только прямых, но и вторичных. Это был год новых тарифов, обострилась торговая война между США и Китаем. Разворачивается и технологическая война, что будет иметь очень серьезные последствия. При этом в этом году мировая экономика вырастет примерно на 3%, что очень неплохо в условиях неполного восстановления после пандемии.
-
Экономические итоги года достаточно противоречивы. ЕС практически остается в положении стагнации, но американская экономика показала себя значительно более устойчивой, чем многие полагали. Темпы роста экономики КНР снижаются. Но не так быстро, как многие опасались. Основные параметры глобализации в той или иной степени сохраняются. Регионализации мировой экономики не произошло.
-
Этот год продемонстрировал, что институты глобального управления, прежде всего, система ООН, работают менее эффективно, чем раньше. При этом идет поиск новых институтов, новых механизмов и новых режимов безопасности. Так, например, на прошедшем в Казани саммите БРИКС безопасности было уделено больше внимания, чем даже развитию.
-
2024 год — первый год, когда среднегодовые глобальные температуры превысили доиндустриальный уровень более, чем на 1,5 градуса по Цельсию. Это пересечение человечеством определенной красной линии. Дальнейшее повышение температур, вероятно, будет идти с нарастающей скоростью. Этот фактор также окажет влияние на политику, так как с ним будут связаны миграционные процессы, изменение картины мира и другие параметры современной международной системы.
-
Хорошо известен скептицизм Трампа в отношении климатической повестки. Администрация Трампа существенно замедлит движение Соединенных Штатов в сторону декарбонизации. При этом Трамп занимал такую же позицию во время своего первого срока, однако американская экономика далеко не во всем пошла за ним. Это связано и с позицией губернаторов, преимущественно, демократов, и значительной части американского крупного бизнеса, поскольку руководители корпораций понимали, что, если они не пойдут по пути декарбонизации, встраиваться в международное разделение труда будет трудно.
-
Если Китаю перекроют возможности для экспорта автомобилей, это создаст сложности для китайского автопрома. При этом никто не отменял двойную циркуляцию. Китай будет ориентироваться в первую очередь на свой внутренний рынок. Развитие внутреннего рынка электромобилей в Ките идет значительно быстрее, чем предполагалось.
-
Китай быстро приближается к пику потребления нефти. Он так или иначе будет двигаться в сторону электрического транспорта.
-
Вопрос, надо ли России оставаться в рамках ВТО, зависит от того, насколько будет меняться структура нашей торговли. Если она будет опираться прежде всего на энергетические и сырьевые ресурсы, то, как правило, в отношении этих ресурсов серьезных ограничений не вводится.
-
Международная финансовая система очень инерционна. Она перестраивается медленно. Даже если мы предположим, что Китай уже превзошел США по общему объему своей экономики, это не означает, что юань быстро заменит доллар в качестве главного средства платежа.
-
Сейчас процесс «вымывания» доллара из международных финансов будет идти гораздо скорее, чем было в случае, когда доллар постепенно замещал собой фунт стерлингов.
-
Происходящие события можно описать термином «ползучая эскалация». Мы неизбежно обращаем внимание в первую очередь на вопросы безопасности.
-
Сейчас происходит накопление предпосылок для будущих изменений. При этом все может пойти как в сторону восходящую, так и в сторону нисходящую.
-
Среди характеристик «ползучей эскалации» в области безопасности можно наблюдать постепенное размывание красных линий, их пересечение. В экономической области — односторонние ограничительные меры, санкции.
-
В режиме долгосрочной, вязкой, ползучей конфронтации у России больше возможностей, поскольку в достаточно короткие сроки удалось перезапустить ВПК, поставить на военные рельсы, удержать макроэкономическую стабильность, поддерживать большой конфликт практически в режиме экспедиционном. Общество продолжает жить хоть и в более стесненных условиях, но все же с некоторым экономическим ростом, с сохранением тех стандартов и качества жизни, которые у него были ранее.
-
Судя по всему, вопреки оценкам система России оказалась гораздо более адаптивной, гибкой и устойчивой, чем от нее ожидали.
-
Большая часть спекуляций и оценок сейчас связана с приходом новой администрации в Белый дом, с Дональдом Трампом. Действительно, США остаются крупным игроком на мировой арене. Однако не стоит испытывать больших иллюзий по поводу новой администрации.
-
Любое движение к миру потребует уступок с западной позиции. Вопрос, что будет готова принять администрация, чтобы решить ситуацию. Долгое время России вообще отказывали в ее интересах. Сейчас их придется признать публично. Если их не признать, никакого решения не будет.
-
Говорить о том, что нам удастся выйти на какую-то формулу евроатлантической или европейской безопасности в 2025 году, к сожалению, не приходится. Скорее всего администрация Трампа будет вести дело к прекращению огня, к какому-то перемирию, возможно, с целью использовать это перемирие для восстановления Украины или ослабления России. Для Москвы такой вариант неприемлем.
-
Мы увидим в первой половине года попытки обозначить позиции по украинскому вопросу, контакты американских и российских дипломатов в том или ином виде, попытки, возможно, провести в том или ином виде провести встречу президентов, но, скорее всего, переговоры будут носить характер стагнации, а ко второй половине года они могут быть свернуты.
-
Мы являемся свидетелями формирования системы асимметричной биполярности. В качестве одного полюса будет коллективный Запад, в качестве другого будет оставаться РФ. Скорее всего, это состояние конфронтации будет носить длительный и затяжной характер.