18–19 ноября 2021 г. в Москве на базе Российского университета дружбы народов (РУДН) прошел всероссийский форум сотрудников международных подразделений образовательных организаций высшего образования «Экспорт российского образования: вызовы и достижения».
Форум был представлен большим количеством лиц высшего административного персонала вузов со всех регионов страны. Участники затронули широкий круг тем и вопросов, связанных с привлечением иностранных студентов в российские вузы, их адаптацией, разработкой новых методов по их обучению, последующему трудоустройству, а также стажировок и др. Представители университетов поделились своим опытом позиционирования на международной арене с учетом региональных особенностей учебного заведения. В настоящее время обеспечение российского лидерства — это ключевая задача каждого вуза страны. Многие участники отметили необходимость повышения качественных показателей вуза (работа с различными экспертами, выпуск научных трудов), нежели количественных (проведение конференций). Также было обращено внимание на смещение акцентов с привлечения бакалавров на магистров и аспирантов. В последние годы этот вопрос выдвинулся на передний план. По данному направлению в России сейчас наблюдается определенный ряд проблем, т.к. на английском языке в основном разработаны программы для студентов бакалавриата. Российскому научному сообществу еще предстоит создать специализированные программы для иностранных студентов, желающих продолжить обучение в аспирантуре, с учетом всех национальных особенностей.
18–19 ноября 2021 г. в Москве на базе Российского университета дружбы народов (РУДН) прошел всероссийский форум сотрудников международных подразделений образовательных организаций высшего образования «Экспорт российского образования: вызовы и достижения».
Форум был представлен большим количеством лиц высшего административного персонала вузов со всех регионов страны. Участники затронули широкий круг тем и вопросов, связанных с привлечением иностранных студентов в российские вузы, их адаптацией, разработкой новых методов по их обучению, последующему трудоустройству, а также стажировок и др. Представители университетов поделились своим опытом позиционирования на международной арене с учетом региональных особенностей учебного заведения. В настоящее время обеспечение российского лидерства — это ключевая задача каждого вуза страны. Многие участники отметили необходимость повышения качественных показателей вуза (работа с различными экспертами, выпуск научных трудов), нежели количественных (проведение конференций). Также было обращено внимание на смещение акцентов с привлечения бакалавров на магистров и аспирантов. В последние годы этот вопрос выдвинулся на передний план. По данному направлению в России сейчас наблюдается определенный ряд проблем, т.к. на английском языке в основном разработаны программы для студентов бакалавриата. Российскому научному сообществу еще предстоит создать специализированные программы для иностранных студентов, желающих продолжить обучение в аспирантуре, с учетом всех национальных особенностей.
Важным моментом обсуждения также стало влияние пандемии COVID-19 на систему образования в целом и на привлечение иностранных обучающихся в частности. Был пересмотрен комплекс инструментов маркетинга, которыми вузы пользовались ранее. В настоящее время отмечается сильный упор на онлайн-технологии с целью привлечения максимального количества студентов, в том числе в социальных сетях. Вузы активно используют таргетинговую и контекстную рекламу, проводят вебинары и прямые эфиры на специализированных площадках, онлайн-выставки, организуют «виртуальное общение» со студентами в режиме реального времени посредством чат-ботов и т.д. Отмечается, что в данном вопросе необходимо также обучать новым инструментам сотрудников высших школ с целью достижения максимальной эффективности.
От РСМД в рамках мероприятия приняла участие заместитель программного директора Елена Карпинская. 19 ноября в рамках дискуссионной площадки «Лучшие практики привлечения иностранных граждан на обучение в вузы Российской Федерации и обеспечения их обучения и пребывания: опыт, проблемы, пути решения» Елена Карпинская поделилась опытом РСМД по анализу и мониторингу англоязычных версий сайтов российских вузов. Основной акцент был сделан на международное позиционирование данных версий сайта. В настоящее время цифровизация образования происходит усиленными темпами, чему, безусловно, способствовала пандемия коронавируса, поэтому более 75% организаций высшего образования по всему миру считают приоритетными онлайн-рекрутинговые стратегии набора студентов (QS Digital Solutions. Digital Marketing Trends in Higher Education 2016). В рамках российского продвижения наиболее успешными инструментами электронной интернационализации можно считать англоязычный сайт вузов, участие в онлайн-выставках международного образования, создание лендингов на иностранных языках под конкретные цели. Создание англоязычного канала университета в Youtube, страницы в Instagram и других социальных сетях являются наименее востребованными инструментами для российского сегмента. В целом, отмечается общий тренд на улучшение показателей большого количества вузов (58,2% от общего числа), однако в то же время общий потенциал развития остается нереализованным. Стоит отметить, что 40% вузов признают необходимость приложить больше усилий по оптимизации целого ряда функций и инструментов электронной интернационализации.
Особое внимание в своем выступлении Елена Карпинская посвятила элементам сайта вузов, т.к. их заполненность и оформление играют важную роль в позиционировании на международной арене. По результатам проведенного ежегодного анализа РСМД можно сделать вывод о заметном приросте информации на сайтах вузов в таких блоках как «История», «Основные показатели», «Зарубежные партнеры», «Миссия университета». Наименее заполненными разделами оказались: «Подразделения», «Библиотека», «Наука и исследования». Среди проблемных моментов сайта также можно назвать практически полное отсутствие информации об ассоциациях выпускников, отсутствие интервью или цитат руководителей подразделений, отсутствие библиотечного каталога на английском языке. Данный факт ярко иллюстрирует проблему российских вузов по привлечению иностранных абитуриентов магистратуры и аспирантуры, о чем также заявляли многие спикеры.
Помимо наполненности самих разделов существует ряд проблем и с основными функциями мобильных англоязычных версий сайта. Автор отметила, что некоторые российские вузы (около 11,9%) не озадачиваются созданием подобной версией сайта, у других же (около 38,8%) подобная версия имеется, однако работает с явными ограничениями и нарушениями. Среди наиболее частых проблем подобных версий можно выделить следующие: некорректное отображение фото и видео материала, некорректное отображение всплывающего меню, отсутствие некоторых разделов, переход с мобильной версии к полноформатной во время работы с сайтом университета.
В конце выступления Елена Карпинская обозначила семь трендов онлайн-маркетинга высшего образования и обратила внимание на то, что главным в настоящий момент является не поиск нового маркетингового инструмента, а поиск путей более глубокого изучения возможностей существующих каналов и оптимизации существующего контента.