Арктика – важнейший стратегический регион, зона интересов таких арктических государств, как Россия, США, Канада, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия, а также Европейского союза и стран Юго-Восточной Азии. Она интересна перспективами освоения нефтегазового потенциала шельфа, возможностью сократить маршруты трансконтинентальных перевозок.
Арктический регион – приоритетное направление морской деятельности России. Государственная программа «
Развитие судостроения на 2013–2030 годы» ( 2012 г.) относит к числу основных приоритетов российской государственной политики две задачи:
– эффективное и экологически безопасное освоение морских месторождений углеводородов на российском арктическом шельфе;
– обеспечение эффективной эксплуатации Северного морского пути (СМП) и превращение его в международную транзитную магистраль.
Пространства севернее Полярного круга занимают около 6% всей поверхности Земли. При этом запасы арктического континентального шельфа содержат, по разным оценкам, примерно 13% от всех неразведанных запасов нефти и 30% газа (согласно оценкам Геологической службы США за 2008 г.).
На территории Арктической зоны Российской Федерации сосредоточено более 95% металлов платиновой группы, более 90% никеля и кобальта, 60% меди, а также практически все разведанные российские залежи титана, олова, сурьмы, апатита, флогопита, вермикулита, барита, около половины всех угольных ресурсов России. Недра Арктической зоны содержат 70–90% российских запасов золота, алмазов, свинца, бокситов и многих других полезных ископаемых.
Северный морской путь – главная судоходная магистраль России в Арктике, основа развития арктической транспортной системы. Это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Он проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово море). Административно СМП ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66° с.ш. и меридианом 168°58′37″ з.д. Длина СМП от Карских Ворот до бухты Провидения – около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП составляет свыше 14 тыс. км, через Суэцкий канал – более 23 тыс. км.
Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых). Основные порты, расположенные вдоль СМП, – Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, бухта Провидения.
Согласно Морской доктрине Российской Федерации на период до 2030 г. (в
новой редакции от 26 июля 2015 г.), национальные интересы России в отношении СМП должны быть обеспечены централизованным управлением этой транспортной системой, ледокольным обслуживанием, предоставлением равноправного доступа заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным.
Организационно Северный морской путь делится на: западный сектор Арктики – от Мурманска до Дудинки, обслуживается ледоколами Мурманского морского пароходства; восточный сектор Арктики – от Дудинки до Чукотки, обслуживается ледоколами Дальневосточного морского пароходства.
В 2010 г. по СМП прошли 4 судна, в 2011 г. – уже 34. Была продолжена транспортировка углеводородов на Дальний Восток крупнотоннажными танкерами с полным грузом по высокоширотной трассе севернее Новосибирских островов, а также железорудного концентрата из Мурманска и Норвегии. По высокоширотной трассе с запада на восток прошло самое крупное судно – танкер «Владимир Тихонов» («Совкомфлот», дедвейт 162 тыс. т), который доставил в Таиланд 120,8 тыс. т газового конденсата. Началась доставка по СМП рефрижераторами рыбной продукции с Дальнего Востока в Санкт-Петербург (выполнено 4 рейса). В будущем, кроме углеводородов и железорудного концентрата, можно ожидать транспортировку по СМП (с запада) в страны АТР удобрений с Кольского полуострова, цветных металлов из Норильска, а с востока на запад – мочевины из Китая, медно-никелевой руды с Камчатки (в Дудинку), товаров ширпотреба, электроники, рыбной продукции и т.д.
В 2012 г. по СМП прошли 46 судов, в 2013 г. – 71 судно, а в 2014 г. – 53 судна. При этом объем грузов с 2013 по 2014 гг. сократился более чем на 76% – с 1355897 до 74000 т. По мнению специалистов, это объясняется несколькими факторами.
Во-первых, итоги развития СМП к 2015 г. определялись ситуацией на нефтяном рынке. При падении цены на нефть нефтедобыча в Арктике становится нерентабельной. Ближневосточная нефть оказывается более выгодной – ее проще добывать, и она стоит дешевле. Короткий арктический морской путь мог оправдать риски в навигацию, если бы топливо было дорогим, но сейчас цены на топливо низкие, и транспортировать грузы через Индийский океан более рентабельно. Следует отметить, что речь идет не только о нефти с Ближнего Востока. Все, что имеется в Арктике, есть и в других, но более доступных регионах.
Во-вторых, немаловажную роль в падении престижности СМП сыграли введенные против России санкции. Так, «ExxonMobil» прекратила сотрудничество с российскими компаниями «Газпром», «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и «Роснефть». Зарубежные компании, принимавшие участие в строительстве судов для Севера, тоже оказались под санкциями.
В-третьих, во второй половине 2014 г. появились сомнения в финансовых возможностях России обеспечивать функционирование СМП.
Интерес иностранных судоходных компаний и деловых кругов к СМП определяется двумя важнейшими факторами.
Первое. СМП может стать более выгодной с экономической точки зрения альтернативой перевозкам, осуществляемым между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки через Суэцкий или Панамский каналы. Если расстояние от Мурманска до Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12840 морских миль, то по СМП – 5770 морских миль. Для маршрута Роттердам (Нидерланды) – Иокогама при следовании через Индийский океан расстояние составляет 11200 морских миль, а при следовании по СМП оно сокращается на 3900 морских миль или на 34%. Это уменьшает время в пути с 33 до 20 суток и, соответственно, снижает стоимость доставки грузов.
Второе. СМП интересен иностранцам как транспортная артерия для перевозки минерального сырья из арктических регионов России, которые содержат 35% мировых запасов нефти и газа. Перевозки российского газа и нефти морским путем могут оказаться выгоднее строительства газо- и нефтепроводов. Кроме того, по СМП можно организовать транспортировку минеральных удобрений с Кольского полуострова в Восточную Азию и Китай.
В целом иностранные судовладельцы признают потенциал Северного морского пути, но полагают, что для утверждения представления о коммерческой жизнеспособности этого маршрута потребуются годы. Руководители судоходных компаний опасаются, что внезапные изменения погоды в акватории СМП могут либо сорвать прибытие в срок их судна в порт назначения (нужно будет платить неустойку), либо потребуют ледокольного сопровождения (в форс-мажоре это увеличит стоимость фрахта). К факторам риска относят также дрейфующие айсберги, поля однолетнего льда, механическое воздействие которого на корпус судна не менее опасно, чем пакового, нестабильные погодные условия. До сих пор остается неясным, носят ли нынешние изменения климата в Арктике долгосрочный характер или нынешний цикл потепления сменится через 10–20 лет очередным похолоданием, которое усложнит навигацию по СМП. Если потепление продолжится, то само по себе таяние льда в этом регионе, по мнению ученых, принесет не только плюсы. В частности, усиливается риск возникновения сильных ветров, экстремального волнения, образования айсбергов, усиления эрозии российских берегов.
В принятой в 2010 г.
Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г. отмечается, что эффективное использование ресурсов Северного морского пути – ключевой фактор успешного экономического строительства в Сибирском регионе.
Новые
Правила плавания в акватории Северного морского пути, утвержденные приказом Минтранса России от 17 января 2013 г. взамен действовавших с 1990 г., разработаны в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 5
1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (КТМ) и пунктом 5.2.53.12
Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации от 30 июля 2004 г. Правила устанавливают порядок организации плавания судов в акватории Северного морского пути, правила ледокольной проводки, правила проводки судов по маршрутам в акватории СМП, положение о навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом обеспечении плавания судов, правила осуществления связи по радио при плавании судов, требования к судам, касающиеся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, и т.п.
Обязанности следить за соблюдением всех требований Правил плавания возложены на Администрацию Северного морского пути (далее – Администрация). Она была создана в форме федерального казенного учреждения по распоряжению правительства РФ от 15 марта 2013 г. и в соответствии с пунктом 3 статьи 5 КТМ РФ. В ее функции входят обеспечение безопасности мореплавания и предотвращение загрязнения морской среды при плавании в акватории СМП.
В акватории СМП действует разрешительный порядок плавания судов. Общие обязательные условия допуска – соответствие требованиям по конструкции, оборудованию и снабжению судов, следующих по СМП. Не допускается плавание судов, не имеющих на борту свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности судовладельца за ущерб от загрязнения морской среды. При этом подача заявки и выдача разрешения осуществляются через Интернет не ранее чем за 120 календарных дней и не позднее чем за 15 рабочих дней до предполагаемой даты захода судна в акваторию СМП. Инспекция судна при подготовке к плаванию не требуется. Информацию о необходимости использования ледокольной проводки в тяжелых, средних и легких ледовых условиях Администрация указывает в разрешении (подпункт 6 пункта 10
Правил плавания в акватории Северного морского пути).
На официальном
сайте Росморречфлота размещена форма декларации о готовности судна к плаванию в акватории СМП. После ее рассмотрения принимается решение о соответствии судна плаванию в полярных условиях и допуску в акваторию. Параллельно оценивается готовность судна с точки зрения защиты арктических экосистем. Обязательный элемент мореплавания в полярных условиях – ледокольная проводка судов и ледовая лоцманская проводка. Согласно Правилам, размер платы за услуги по ледокольной проводке судов, ледовой лоцманской проводке определяется законодательством о естественных монополиях. Следует подчеркнуть, что плата взимается не за плавание по СМП, а исходя из объема фактически оказанных услуг с учетом вместимости и ледового класса судна, расстояния, на которое осуществляется проводка, и периода навигации.
В порядке осуществления государственного контроля за плаванием иностранных судов в акватории СМП федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по обороне и федеральный орган исполнительной власти в области транспорта вправе принять решение о прекращении плавания иностранного судна, которое не отвечает требованиям обеспечения безопасности России, оснащенности и готовности к плаванию в ледовых условиях, об осуществлении обязательной лоцманской проводки иностранного судна в соответствующем районе и его объеме.
Перечень морских портов, открытых для захода иностранных судов, публикуется в «Извещениях мореплавателям». На иностранные суда, пассажиров и членов экипажей во время пребывания указанных судов в морских портах распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция Российской Федерации.
В 2014 г. по СМП через российские территориальные воды прошли свыше 600 иностранных судов, в то время как в 2012 г. – всего три.
Приведем статистику разрешений и отказов в выдаче разрешений за 2013/2014 гг.:
– поступило заявлений на 718/644 судов;
– выдано разрешений 635/614 судам, в том числе под иностранным флагом – 127/109 судам (20%/18%);
– вынесено решений об отказе для 83 судов, из них окончательно не получили разрешение только 18 судов (3,5%)/30 судов, из которых окончательно не получили разрешение только 7 судов (1%).
Согласно Российскому морскому регистру судоходства, по району ледового плавания транспортные суда делятся на две категории: 1) арктические суда, которым разрешено плавание в Баренцевом, Карском морях, море Лаптевых, Восточно-Cибирском и Чукотском морях; 2) неарктические суда, которым разрешено плавание в замерзающих неарктических морях. Кроме того, Регистром судоходства выделены еще две категории судов: ледоколы и буксиры ледового класса.
Суда ледового плавания предназначены, во-первых, для самостоятельного плавания во льдах, которое включает движение в разводьях между льдинами, преодоление стыков ледяных полей и участков относительно тонких сплошных льдов, во-вторых, для плавания во льдах под проводкой ледокола.
Все суда ледового плавания в зависимости от их назначения и конструкции разделены на 9 категорий.
Если судно ледового плавания удовлетворяет соответствующим требованиям Правил, к основному символу класса добавляется один из следующих знаков категорий ледовых усилений: Ice1 (ЛУ1), Ice2 (ЛУ2), Ice3 (ЛУ3), Arc4 (ЛУ4), Arc5 (ЛУ5), Arc6 (ЛУ6), Arc7 (ЛУ7), Arc8 (ЛУ8), Arc9 (ЛУ9). Знаки категорий ледовых усилений, приведенные в скобках, применялись до 2007 г.
Категории Ice1–Ice3 распространяются на суда, предназначенные для плавания только в замерзающих неарктических морях (неарктические суда). Условия плавания для этих судов установлены Российским морским регистром судоходства.
Категории Arc4–Arc9 распространяются на суда, предназначенные для плавания в арктических морях (суда арктического плавания). Российский морской регистр судоходства устанавливает ограничения для самостоятельного плавания таких судов во льдах.
Основа безопасного мореплавания в ледовых условиях Северного морского пути и его круглогодичной эксплуатации – мощный ледокольный флот. Ледоколы представляют собой специализированные суда, предназначенные для выполнения различных видов ледокольных операций: проводки судов во льдах, преодоления ледовых перемычек, прокладки каналов, буксировки, околки, спасательных работ.
В настоящее время в акваториях СМП действуют 10 линейных, 6 атомных и 4 дизельных ледоколов.
Развитие ледокольного флота России осуществляется в рамках федеральных целевых программ. Предусматривается пополнение атомного ледокольного флота двухосадочными ледоколами. Двухосадочный универсальный атомный ледокол с переменной осадкой создается впервые. Он будет иметь две рабочие осадки – 10,5 м и 8,5 м, т.е. сможет работать как в открытом море, так и на прибрежных мелководьях и в устьях рек. Следует отметить, что дизель-электрический ледокол с мощностью, аналогичной атомному ледоколу (55 мВт), сжигал бы в сутки примерно 300 т органического топлива, загрязняя продуктами сгорания воздушный бассейн. Для обеспечения автономного плавания в течение двух месяцев необходим запас топлива до 20000 т. При этом его осадка составила бы 12–13 м, что не позволило бы работать в большинстве акваторий сравнительно мелководных арктических морей. Автономность по топливу атомных ледоколов составляет 4–5 лет непрерывной работы. Рабочая осадка ледоколов типа «Арктика» – примерно 10,5 м, типа «Таймыр» – около 8,5 м, что обеспечивает возможность их работы в арктических морях и портах практически без ограничений по проходным глубинам. Наконец, с учетом существующего уровня цен на органическое и ядерное топливо удельная стоимость прокладки одной мили канала атомным ледоколом во льдах в 6–8 раз ниже аналогичного показателя для дизель-электрического ледокола.
При выполнении спасательных операций используются два основных режима ледового плавания: непрерывный ход и работа набегами.
Ледокольная проводка в акватории СМП осуществляется ледоколами, имеющими право плавания под государственным флагом Российской Федерации (ст. 15 КТМ РФ).
Ледокольная проводка включает обеспечение безопасности плавания судна в акватории СМП при нахождении его в зоне действия радиосвязи с ледоколом на 16-м канале связи очень высокой частоты, а именно: ледовую разведку, прокладку каналов во льду, формирование группы судов, расстановку судов для следования за ледоколом, плавание судна в проложенном во льду канале за ледоколом на буксире, без буксира в одиночном плавании или в составе группы судов.
В соответствии с Положением об Администрации Северного морского пути и Правилами плавания в акватории Северного морского пути разработаны требования к конструкции, оборудованию и снабжению судов, которые учитывают особо сложные и опасные условия плавания и направлены на обеспечение безопасности мореплавания, предотвращение загрязнения морской среды и северного побережья России. Этот район относится к числу особо уязвимых, поэтому в соответствии с действующим законодательством здесь запрещается любой сброс нефтепродуктов и других вредных веществ и их смесей, содержащих такие вещества сверх установленных норм.
Требования распространяются, если не оговорено иное, на все суда валовой вместимостью 300 рег. т и более, совершающие рейсы по СМП. Возможность плавания судов меньшей вместимости – предмет специального рассмотрения Администрации.
Кроме выполнения перечисленных выше требований, следующие по СМП суда должны удовлетворять Правилам Российского морского регистра судоходства, т.е. иметь в символе класса знаки категории ледового усиления Arc4 (ЛУ4), Arc5 (ЛУ5), Arc6 (ЛУ6) либо знаки эквивалентных категорий ледового усиления других классификационных обществ, а также требованиям действующих международных конвенций и Кодекса Международной морской организации.
Суда категории ледового усиления Arc4 (ЛУ4) Российского морского регистра судоходства или эквивалентных категорий ледового усиления других классификационных обществ могут быть допущены Администрацией к плаванию под проводкой ледокола в летний навигационный период в акватории западного района и на отдельных участках восточного района СМП при благоприятных условиях плавания.
Ледоколы допускаются к плаванию по СМП в ледовых условиях, соответствующих знакам их ледового усиления. Эксплуатация ледокола в более тяжелых ледовых условиях, чем предусматривает категория его ледового усиления, допускается в каждом конкретном случае по разрешению Администрации после рассмотрения соответствующей документации, предоставляемой судовладельцем. Документами подтверждается, что состояние корпуса, механизмов и систем ледокола обеспечивает необходимую безопасность мореплавания в рассматриваемом районе и исключает возможность загрязнения моря.
Эксплуатация судов категории ледового усиления Iсе3 (ЛУЗ) может быть допущена в виде исключения по специальному разрешению Администрации в период летней навигации в акватории западного района СМП при благоприятных условиях плавания и благоприятном их прогнозе. Эксплуатация во льдах в восточном районе СМП судов этой категории ледового усиления не допускается.
Плавание по СМП транспортных судов категории ледового усиления Iсе3 (ЛУ3) и Iсе2 (ЛУ2), находящихся в эксплуатации и приписанных к арктическим портам на момент издания требований, может быть допущено в виде исключения только в период летней навигации при благоприятных ледовых условиях в пределах прибрежной полыньи арктических морей с учетом технического состояния судов и конкретных ледовых условий.
Суда внутреннего плавания, выходящие в море, могут быть допущены к плаванию по СМП в районах и в сроки, установленные для них внутренним законодательством. При этом ледовые условия в этих районах должны быть не тяжелее условий, установленных в требованиях Российского речного регистра для судов соответствующих классов.
Суда внутреннего и смешанного плавания при их перегонах в период летней навигации могут быть допущены в акваторию СМП только для разовых переходов. Возможность, условия и обеспечение перегонов таких судов определяются в каждом конкретном случае Администрацией. При этом учитываются: реальная ледовая обстановка в акватории; ледовый класс судна (категория ледового усиления); техническое состояние корпуса, механизмов и систем судна. Кроме того, судовладелец должен предоставить обоснования и перечень мероприятий, предпринятых для обеспечения безопасности перехода судна и предотвращения загрязнения им морской среды.
В арктических водах севернее акватории СМП, вне юрисдикции Российской Федерации, возможна работа ледоколов иностранных государств для проводки нероссийских судов.
В последнее время российские власти предприняли ряд шагов, направленных на инфраструктурное улучшение работы СМП и повышение его привлекательности для иностранных судовладельцев. В первую очередь это касается навигационного обслуживания прохода по маршруту, включая спутниковые системы связи и определения местонахождения судна, электронные навигационные карты.
В целях расширения международного судоходства по СМП в дополнение к Правилам плавания готовятся и распространяются многочисленные навигационные пособия, карты и другие необходимые документы. Ежегодно специальными распоряжениями правительства России определяется перечень арктических портов и пунктов, открытых для захода иностранных судов.
Активизация усилий по расширению международного использования Северного морского пути – часть общей стратегии стабилизации подъема российской экономики. Происходящие в России правовые, политические, институциональные изменения и относительная демилитаризация Арктики создают благоприятную среду для международного экономического сотрудничества в зоне СМП.
Поскольку Суэцкий и Панамский каналы почти достигли предела своей пропускной способности, а межконтинентальные океанские пути могут оказаться блокированными террористами, СМП становится приоритетным в межконтинентальных транспортных связях. Исходя из этого, необходимо создавать систему безопасности судоходства в Арктике, строя соответствующий флот и ледокольный флот, способный обеспечивать его безопасное плавание.
Атомные ледоколы не дают выбросов в атмосферу, работают до пяти лет без перезагрузки топливом. Учитывая очевидные экологические преимущества применяемой технологии, Россия вправе ставить ее в пример всем странам, стремящимся к развитию судоходства в Арктике, а также поднимать на международном уровне вопрос правового закрепления преимуществ атомного флота как средства экологической безопасности в полярной области Земли. Такой подход в конечном счете будет способствовать укреплению российского суверенитета в Арктике.
По сумме негативных тенденций отставание в развитии законодательной и нормативной базы СМП и использовании государственного атомного ледокольного флота в целях обеспечения арктического судоходства представляет угрозу национальным интересам России в Арктике. В условиях обостряющейся международной конкуренции за ресурсы арктического шельфа это может привести к потере Россией лидирующих позиций в использовании исключительной экономической зоны и СМП.
В связи с этим правительству Российской Федерации необходимо:
– предусмотреть четкий и жесткий контроль деятельности заинтересованных министерств и ведомств в принятии и совершенствовании законодательной и нормативной базы использования Северного морского пути;
– предусмотреть разработку и принятие законодательных актов, закрепляющих юрисдикцию Российской Федерации над СМП в соответствии со ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.;
– завершить разработку нормативной правовой базы использования государственного атомного ледокольного флота для обеспечения функционирования арктической морской транспортной системы – Северного морского пути – в целях соблюдения и защиты национальных интересов России в Арктике.
Перечисленные выше задачи вытекают из документа под названием «
Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденного президентом России 18 сентября 2008 г. Документ содержит полный перечень мер по закреплению суверенитета России над Северным морским путем, использованию его для международного судоходства в рамках российской юрисдикции, включению ресурсов Арктической зоны в развитие национальной экономики. В реализации этих задач значительная и, как свидетельствует исторический опыт, решающая роль отводится государственному атомному ледокольному флоту.
Назад к выбору статьи