С какого года участвует? С 1973 г. История членства Германии в ООН, пожалуй, уникальна. Во-первых, в сентябре 1973 г. в данную организацию было принято сразу два немецких государства – ФРГ и ГДР, что послужило толчком к их окончательному признанию противоборствующими политическими блоками. Долгие попытки Германии заслужить право находиться в этой важнейшей международной организации омрачались пунктом Устава ООН о «государствах-агрессорах» (статьи 53, 77 и 107), который недвусмысленно указывал на ФРГ как на правопреемницу Третьего Рейха. Только в 1995 г. эти положения были отменены как устаревшие.
Первые контакты Германии (тогда еще разделенной) с ООН проходили в контексте гуманитарного сотрудничества с агентствами и структурами Организации (ЮНИСЕФ, ЮНРРА), а также с Верховным комиссаром ООН по делам беженцев. Данные организации оказывали содействие Германии в преодолении экономических последствий Второй мировой войны.
Официальное разделение Германии «железным занавесом» и тот факт, что разделительная линия холодной войны в любой момент могла стать передовой реальной войны, обусловили повышенное внимание ООН к германскому вопросу. Еще в 1950-х гг. ФРГ стала членом практически всех специализированных международных организаций в рамках ООН – ВОЗ, ЮНЕСКО и пр. Подобный феномен получил название «активное нечленство».
В отличие от ФРГ, в 1950–1960-х гг.
ГДР не принимала активного участия в работе специализированных структур ООН. Доктрина Хальштейна, заключавшаяся в изоляции ГДР со стороны Западной Германии на международной арене в сочетании с наиболее острой фазой холодной войны, делала участие ГДР в работе ООН практически невозможным. Вплоть до 1972 г. она не имела даже статуса государства-наблюдателя в ООН.
Принятие обоих немецких государств в ООН совпало по времени с поворотом политики ФРГ на Восток (автор – Вилли Брандт) и процессом образования новых государств на осколках колоний в странах третьего мира. Это наложило свой отпечаток на самоощущение немецких государств в рамках ООН. Оба государства активно участвовали в программах по поддержке экологии, культурного наследия, здравоохранения. Тем не менее их работа в Организации на фоне постоянных членов Совета Безопасности выглядела второстепенной не в последнюю очередь из-за упомянутых выше параграфов Устава ООН.
Размер взносов Германии в ООН является весьма внушительным и составляет (по данным на 2013 г.) около 180 миллионов долларов в год, это порядка 7,1% от общего бюджета ООН. Это говорит о сильной заинтересованности ФРГ в функционировании данной организации, но и свидетельствует об уже традиционной внешней политике послевоенной Германии – предпочтение финансовому участию в решении международных проблем при более скромной активности, например, в миссиях «голубых касок».
Участие в миротворческих операциях До объединения с ГДР в 1990 г. ФРГ практически не участвовала в миротворческих миссиях, опасаясь, что немецкие солдаты, пусть и в голубых касках, могут вызвать ассоциации с солдатами Третьего Рейха. Ситуация кардинально изменилась после 1990 г., когда наступила новая эра во внешней политике Германии и изменился характер участия Германии в работе ООН. Объединившейся Германии было тесно в рамках бывшего «государства-агрессора», и немецкая дипломатия взяла курс на политическую эмансипацию страны в рамках ООН, ставя конечной целью вхождение в круг стран-членов Совета Безопасности. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. ФРГ и ГДР были непостоянными членами СБ. Позднее уже единая Германия имела этот статус в 1995–1996, 2003–2004 и 2011–2012 гг.
Ситуация в корне изменилась в 1990-х гг, во время войны в Югославии, когда Бундесвер участвовал в миротворческой миссии в Боснии и Хорватии, а также в агрессии НАТО против Югославии в 1999 г., осуществленной без мандата ООН. После этого пришедшее на смену консервативному кабинету правительство Г. Шредера решило снизить активность в военных операциях. Поддержав союзников по НАТО в миссии в Афганистане и в Африке, Германия отказалась участвовать в войне в Ираке, что вызвало неудовольствие Вашингтона.
Если не брать участие Бундесвера в кампаниях в Косово и Афганистане (проводимых под эгидой НАТО, а не ООН, можно сказать, что в настоящее время масштабы участия Германии в миротворческих миссиях ООН достаточно ограничены. По данным на конец 2012 г., всего в миссиях по поддержанию мира было задействовано чуть более 200 немецких солдат.
Значительно более значимо финансовое и организационное участие Германии в работе ООН. Так,
по данным на конец 2013 г., годовые взносы страны в бюджет ООН превысили 200 млн долл. (третье место в мире после США и Японии; около 7,1% от общего бюджета ООН). В разные годы доля финансового участия Германии в работе Организации доходила до 8–8,5% от общего бюджета, что свидетельствует о весомой роли страны в функционировании структур ООН. Помимо этого на территории Германии расположены штаб-квартиры многих организаций, входящих в структуру ООН.
Право вето Германия не имеет права вето. Несмотря на данный факт, правительство ФРГ рассматривает ООН как один из важнейших форумов для обсуждения вопросов международной безопасности и площадку для урегулирования конфликтов. При этом, параллельно Берлин проводит политику двух- и трехсторонних моделей миротворческой дипломатии, например, «Нормандский формат» переговоров по урегулированию на Донбассе. В любом случае, можно сказать, что официальный МИД Германии не разделяет пессимизм некоторых скептиков относительно того, что ООН изживает себя. Более того, Германия надеется найти путем участия в реформировании ООН более весомое и важное место в этой международной организации.
Дальнейшее участие в деятельности ООН Германия воспринимает ООН как важный институт международных отношений наряду с другими международными организациями. Об этом свидетельствуют, в частности, попытки Германии повысить свой статус в Организации и активная работа по различным направлениям ее деятельности. Несмотря на скромное участие в миротворческих миссиях, Германия служит одним из гарантов обеспечения системы мировой безопасности прежде всего благодаря своему политическому и экономическому весу. В рамках и с использованием механизмов ООН Германия вновь выходит на арену большой политики, постепенно избавляясь от политических комплексов, которые сложились под влиянием событий XX века. Есть все основания полагать, что в ближайшие десятилетия роль Германии в ООН, в частности, в контексте миграционного кризиса в Европе, конфликта на Украине и пр., будет только возрастать.
Реформа ООН Активное участие. Начиная с 1990-х гг. цель внешней политики Германии заключалась в получении страной статуса постоянного члена СБ ООН. Для достижения этой цели правительство Германии активно поддерживало инициативы по реформированию Организации. Правда, в конце 1990-х гг. предпочтение было отдано идее коллективного членства Европейского союза. Однако было очевидно, что ни Франция, ни Великобритания не откажутся от статуса постоянных членов СБ в пользу коллективного члена ЕС. В 1990-е гг. объединенная Германия активно включилась в процесс реформирования Организации. Федеральное правительство не просто участвовало в реформе, вырабатывая конкретные предложения по повышению дееспособности ООН, но и использовало ее как инструмент усиления геополитического веса Германии на основе многолетнего опыта участия в гуманитарных и миротворческих программах. В 1995 г. была одержана крупная победа – были отменены положения Устава ООН о «государствах-агрессорах», под которыми подразумевалась в первую очередь Германия.
Таким образом, немецкая политика в отношении ООН сводилась к следующему:
продвижение реформы ООН с целью добиться полноправного положения в СБ путем увеличения численности входящих в него государств. Однако в 2005 г. попытки реформирования Организации забуксовали, и идея приобретения Германией статуса полноценного члена высшего органа ООН была заморожена.
Назад к выбору страны